Принципы менеджмента (по А. Файолю)
Принцип | Содержание принципа |
Разделение труда | Специализация работ для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на которые направляются усилия работающих) |
Полномочия и ответственность | Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы |
Дисциплина | Рабочие должны подчиняться условиям соглашения с руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины |
Единоначалие | Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником |
Единство действий | Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану |
Подчиненность личных интересов | Интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидуумов |
Вознаграждение персонала | Получение работниками справедливого вознаграждения персонала за свой труд |
Централизация | Естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности |
Скалярная цепь | Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии ("цепь начальников") |
Порядок | Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте |
Справедливость | Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи |
Стабильность | Установка работающих на лояльность по отношению к персонала организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность |
Инициатива | Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ |
Корпоративный дух | Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий ("в единении - сила") |
Принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях.
Для формирования, функционирования и развития системы менеджмента необходимо соблюдать целый ряд принципов управления, которые являются общими для всех систем управления. В их числе принципы:
• сочетания специализации и универсализации в управлении (при выполнении управленческих работ должно обеспечиваться оптимальное соотношение между специализацией и универсализацией);
• экономичности управления (при выборе способов и средств для осуществления управления и достижения цели необходимо ограничивать затраты - трудовые, материальные, временные, финансовые, моральные и др.);
• эффективности управления - принцип, предполагающий достижение максимально высоких результатов при фиксированных затратах или определенных результатов при минимальных затратах;
• соответствия способов и средств воздействий закономерностям, присущим объекту управления (при управлении необходимо учитывать состояние и закономерности развития объекта управления);
• соответствия полномочий поставленным задачам, должностным обязанностям (руководство должно делегировать органам или кадрам управления полномочия, необходимые для выполнения поставленных перед ними задач);
• адекватности реакции управляющей подсистемы отклонениям управляемой подсистемы от заданной величины;
• исключения (только при значительных отклонениях от стандартов и правил должна срабатывать система контроля);
• оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении (в каждой системе управления в конкретный период времени имеется оптимальный уровень централизации
(децентрализации) выполнения соответствующих управленческих функций). С этим связано два полярных по смысловому содержанию принципа управления: принцип единоначалия и принцип групповой самоорганизации. В этом диалектическом единстве, взаимодействии полярных принципов и состоит подлинная природа и сущность деятельности современного менеджера.
Приведенные принципы управления являются традиционными, или каноническими. Кроме того, они являются общими, т. е. характерными для любой подсистемы. Вместе с тем каждая подсистема системы управления должна формироваться и функционировать на основе еще и специфических принципов. Так, специфическими принципами управления персоналом являются: разделение труда, единоначалие, подчиненность личных интересов общим и др.
Сформировавшаяся в последние годы на Западе в условиях развития рыночных отношений система взглядов на менеджмент выделяет социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы усилия людей сделать более эффективными. При этом выработаны принципиально новые правила или принципы управления. Это, прежде всего:
• гуманность управления, предполагающая предоставление приоритетов потребностям и ценностным представлениям работающих;
• ответственность как условие успешного менеджмента;
• коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и вертикали;
• атмосфера в фирме, способствующая развитию способностей работающих;
• долевое участие каждого работающего в результатах фирмы;
• ориентация деятельности предприятия на потребителя;
• устойчивость к воздействиям факторов внешней среды (при изменении отдельных элементов микро- или макросреды организации система управления должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели);
• своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
• ориентация менеджмента на конечные результаты работы;
• использование методов работы с людьми, обеспечивающих удовлетворенность работой;
• участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованности работы;
• умение слушать тех, с кем менеджер сталкивается в работе;
• динамизм формирования и развития инноваций;
• этика бизнеса;
• честность и доверие к людям;
• опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;
• качество личной работы и ее постоянное совершенствование.
Методы менеджмента
Методы управления- это способы воздействия управляющей подсистемы - субъекта управления - на управляемую подсистему - объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления) для достижения поставленных целей.
В системе методов выделяются общие методы. К ним традиционно относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально-психологические методы.
Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подразделить на две группы:
• методы, используемые федеральными, региональными и муниципальными органами;
• методы, используемые предприятиями (организациями).
К первой группе относятся налоговые системы и кредитно-финансовые механизмы страны и региона, т. е. экономические факторы внешней среды предприятия.
Вторую группу составляют:
• система материального поощрения работников;
• система ответственности за качество и эффективность работы;
• экономические нормативы функционирования организации (фондовооруженность и производительность труда, нормы рентабельности по видам продукции и т. д.), которые разрабатываются на основе маркетинговых исследований, анализа основных показателей качества продукции, уровня производства и включаются в бизнес-план;
• коммерческий расчет.
Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем использования инструментов мотивации и оптимизации ради гармонизации отношений личности и общества. К современным формам экономического стимулирования относятся:
• формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда;
• бонусы в виде дополнительных вознаграждений, премий, надбавок к основной заработной плате;
• участие работника в распределении прибыли организации;
• предоставление работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставления ему льгот в оплате транспортных услуг, аренды жилья и детских учреждений, в обучении, повышении квалификации, организации лечения и отдыха работника и членов его семьи, предоставление работнику льгот при приобретении продукции, выпускаемой организацией;
• предоставление работнику льготных кредитов;
• льготное страхование жизни работника и др.
Наряду с перечисленными формами стимулирования возможно применение системы штрафов и порицаний, снижения или полного снятия льгот.
Важным экономическим методом управления в масштабах предприятия, позволяющим достичь прибыльности бизнеса, является коммерческий расчет. Этот метод ведения хозяйства (в нашей стране его называют хозяйственным расчетом) предусматривает сопоставление в денежной форме произведенных затрат и полученных результатов хозяйственной деятельности и обеспечение прибыльности деятельности. В рамках коммерческого расчета используются такие экономические рычаги и инструменты, как политика в области ценообразования издержек производства и обращения, финансирования и кредитования, а также прибыли, фондоотдачи, рентабельности, заработной платы. Причем использование этих рычагов должно быть комплексным, т. е.
охватывать все рычаги без исключения, и системным - охватывать весь объект управления по всей его иерархии.
Административные методы управления включают:
• систему законодательных актов страны и региона;
• систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов организации;
• систему оперативного управления (систему власти).
В систему законодательных актов страны и определенного региона входят законы, указы, постановления, стандарты, положения, методики и другие документы, утвержденные федеральными и региональными органами для обязательного применения на соответствующей территории. При определении их состава, структуры и содержания должны учитываться научные, теоретические и практические аспекты управления.
Система нормативных и методических документов предприятия включает стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия. Эти документы должны регламентировать состав,
содержание и взаимосвязи всех подсистем менеджмента конкретной организации..
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т. п. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.
Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Социально-психологические методы управления направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов.
Объектами управления социально-психологическими процессами являются:
• личностные характеристики работников, а также их психические и психофизиологические особенности;
• способы организации труда и рабочих мест;
• система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров;
• информационное обеспечение и его использование;
• система стимулирования работников;
• морально-психологический климат в коллективе;
• социально-бытовые условия работников.
Управление социально-психологическими процессами включает:
• разработку норм и нормативов социально-психологических процессов;
• анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативов социально-психологических процессов;
• разработку мероприятий по нормализации и оздоровлению протекания социально-психологических процессов;
• организацию и контроль за выполнением разработанных мероприятий;
• регулирование социально-психологических процессов.
Важное значение в обеспечении высокой эффективности работы коллектива имеет создание и сохранение в нем благоприятного морально-психологического климата (МПК). Важнейшими признаками его на предприятии, в организации являются:
• настроение в коллективе (его жизнерадостность, оптимизм);
• доброжелательность и объективность оценки работы исполнителей;
• творческая атмосфера в коллективе;
• согласие и единство действий в коллективе;
• отсутствие "показухи" и формализма в работе;
• доверительность, непринужденность отношений между членами коллектива;
• эмоциональная включенность и взаимопомощь членов коллектива в различных ситуациях;
• отсутствие давления руководителей на подчиненных;
• достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел;
• взаимная требовательность членов коллектива и общая ответственность;
• принятие каждым членом коллектива на себя ответственности за положение дел в организации (подразделении);
• удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
• доброжелательная и деловая критика;
• свободное выражение мнения при обсуждении вопросов;
• отсутствие в коллективе затянувшихся, дисфункциональных конфликтов;
• высокая степень взаимопомощи и пр.
Для обеспечения благоприятного морально-психологического климата в коллективе требуются специальные знания и умение руководителей. В качестве специальных мер следует использовать: научно обоснованный подбор кадров, обучение и периодическую аттестацию менеджеров, формирование трудовых коллективов с учетом психологической совместимости работников, социально-психологические методы, способствующие выработке у членов коллектива навыков взаимопонимания и взаимодействия, соответствующий стиль руководства.
Важный блок методов управления трудовым коллективом социального характера составляет так называемый социальный пакет.
Социальный пакет - это дополнительные прямые и непрямые (косвенные) выгоды, преимущественно материального характера, которые работодатель предоставляет своему сотруднику.
Прямые выгоды работающих можно, хотя и непросто, разделить на материальные и нематериальные составляющие. Первые включают:
- премии по результатам работы за месяц, год;
- участие в прибыли организации;
- бонусы и т. д.
Нематериальные выгоды представляют собой:
- ордена и медали;
- почетные грамоты;
- нагрудные знаки и значки;
- повышение статуса;
- почетные звания и др.
В то же время непрямые выгоды можно разделить на гостребования и элементы (формы) корпоративного обслуживания. При этом гостребования могут включать:
- пенсионное обеспечение;
- оплату учебных отпусков;
- оплату очередных отпусков;
- оплату отпусков по болезни, отпусков по уходу за детьми и т. д.
К основным элементам (методам) корпоративного обслуживания можно отнести:
- медицинскую страховку;
- служебный автомобиль;
- скидки на товары собственного производства;
- дотации на питание;
- оплату мобильного телефона;
- предоставление общежития;
- кредиты под льготные проценты;
- бесплатный медицинский осмотр (диспансеризацию)
- и т. д.
Трудовой кодекс РФ (статья 41) предусматривает включение указанных выгод работающих в коллективный договор, который представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Необходимо отметить, что на практике система методов управления постоянно изменяется. Так, при переходе от административно-командной системы к рыночной получили развитие экономические методы управления. Кроме того, в результате демократизации общественной жизни и экономики возросла роль человеческого фактора, поэтому больше внимания стало уделяться социально-психологическим методам управления.
Следует также заметить, что используемые в практической деятельности методы управления являются, как правило, комплексными, т. е. они учитывают одновременно экономический интерес, моральное и материальное стимулирование, социально-психологические факторы. При этом отдельные методы как бы дополняют друг друга в конкретных ситуациях, позволяют комплексно устанавливать влияние на объект управления различных факторов.
Контрольные вопросы
- Что такое менеджмент?
- В чем состоит сущность управления?
- Какие подсистемы можно выделить в системе менеджмента?
- Что такое субъект управления?
- Почему в менеджменте сочетаются наука и искусство?
- Что такое принципы управления?
- В чем состоит сущность системного подхода к управлению?
- Перечислите подходы к управлению и поясните их.
- Что такое методы управления?
- На чем основываются административные методы управления?
- На чем основываются экономические методы управления?