Глава 7. что такое современный менеджмент?
С самого начала мы определили менеджмент как управление организацией в условиях рынка. Познакомившись с рынком и организацией, попытаемся теперь углубить наши понятия в сущности менеджмента. Термин«менеджмент» совсем недавно появился в русском языке. Это слово имеет англоязычные корни и разный перевод.
Например, некоторые исследователи связывают слово менеджмент со словом «всадник» - управляющий конем, другие – со словом «рука» - управляющий взмахом руки.
- англ. management, от старофранцузского слова ménagement «искусство сопровождать, направлять», от лат. manu agere «указывать рукой».
- от англ. manage – управлять, заведовать, руководить) наука об управлении организацией (социальной системой, где главную роль играют люди). Учение о достижении целей руками других людей. Система управления организацией.
Главное:
Менеджмент – это управление. Но не ясно: Управление чем и какова сущность, в чем состоит управление? Существует много определений менеджмента.
1. Менеджмент – управление промышленным или коммерческим предприятием.Это определение уточняет, чем управляет менеджер.
Предприятие – это объединение людей, организация, которые делают что-то полезное для общества, для людей.
Предприятие как машина. Предприятия представлялись как машины, функцией которых является обслуживание их создателей, обеспечение их адекватной отдачина вложенное время и деньги. Поэтому главная, если не единственная цель подобных организаций, — создавать прибыль. При таком взгляде на предприятие, его работники рассматривались как заменимые машины или части машины. Следовательно, их личные цели и особенности считались несущественными. Для людей были разработаны очень простые повторяющиеся задания, как если бы они предназначались для машины.
Механистическая концепция предприятия стала не соответствовать новой ситуации в промышленности. Начала формироваться новая концепция.
Предприятие как организм. В соответствии с новой концепцией промышленное предприятие представлялось как организм. То есть, отдельные цеха и подразделения завода, так же как в организме, связаны между собой и выполняют свои функции. При этом предприятие наделялось собственными жизнью и целями. Стало считаться, что главными целями предприятия, как и любого организма, является выживание и рост.
Стало очевидным, что отношение рабочих к своей работе оказывает значительное влияние на то, сколько и насколько хорошо они работают. Пример такого предприятия – группа «Вестер».
Группа «Вестер» образована в 1990г. в Калининграде – самом западном городе России. Специалисты компании работают в соответствии с европейскими требованиями к организации бизнеса. Открывая торговые центры и магазины в Калининграде, а позже и в других городах России, «Вестер» ориентировался на стандарты работы передовых немецких и польских объектов – уникальное географическое положение и близость к Европе позволяли перенимать зарубежный опыт.
С 2006 года Группа «Вестер» начала реализовывать стратегию создания Федеральной сети продовольственного ритейла, открыв гипермаркеты и торговые центры в Белгороде, Ярославле, Ульяновске, Воронеже а также сеть универсамов в Москве. На май 2007 года в Федеральную сеть «Вестер» входит 36 объектов в шести регионах России. Торговая площадь объектов сети продовольственного ритейла – около 47 тыс. кв. м. Товарооборот Федеральной сети за 2006 год составил 5,22 млрд. рублей.
Основная корпоративная цель ФС «Вестер» на ближайшие 5 лет – войти в пятерку российских компаний-лидеров отрасли. Для ее достижения разработана инвестиционная программа, предполагающая открытие более 120 гипермаркетов, супермаркетов и универсамов при достижении совокупного товарооборота не менее $3,0 млрд. Планируется открыть около 30 торговых объектов, тем самым увеличив количество магазинов федеральной сети до 64, а их площадь до 145 тыс. кв. м.
Менеджмент – группа лиц, осуществляющих в рамках организации предпринимательские и высшие управленческие функции. Это определение характеризует значительное количество менеджеров в управлении организацией, их большую роль в организации.
Известно, что топ-менеджер является центральной фигурой компании. Именно он призван организовывать и успешно продвигать ее бизнес. В качестве топ-менеджеров могут выступать президенты или генеральные директора, а также руководители управляющей компании в крупных корпорациях или холдингах. Кроме перечисленных вариантов известны случаи, когда компанией управляла команда топ-менеджеров, разделивших между собой полномочия. Одной из лучших команд менеджеров и управляющих инвестиционными портфелями, работающих на российском рынке, является управление компанией «Роснефть».
Компания «Роснефть» была создана в 1993 году как государственное предприятие. Она стала преемником компании «Роснефтегаз», которая, в свою очередь, возникла двумя годами ранее на месте упраздненного Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР.
В 1995—1998 гг. в «Роснефти» постоянно менялось руководство, в результате чего ее активы оказались фактически без управления. Этот период в истории Компании отмечен спадом нефтедобычи, а объем переработки нефти снизился в те годы до одной трети от производственной мощности.
Переломные годы. Чтобы помочь «Роснефти» вновь стать одним из ключевых игроков на российском энергетическом рынке, Правительство России в октябре 1998 года приняло решение укрепить руководство Компании. Новая команда менеджеров во главе с Сергеем Богданчиковым незамедлительно приступила к реализации смелых планов, которые в итоге вывели Компанию из кризиса.
Уже к 2000 году «Роснефть» снова стала прибыльной. С того же года начался новый период роста Компании. Ежегодный средний прирост объема добычи нефти стал превышать 11%.
Совершенствование управления, консолидация уже имеющихся и приобретение новых активов, укрепление финансовой дисциплины, научно-техническая интеграция — все это привело к значительному повышению эффективности использования ресурсов и позволило перейти к программе роста и расширения производства. За прошедшие годы «Роснефть» резко увеличила добычу нефти и стала ведущей компанией России на этом рынке.
Умение работать в команде - существенная составляющая конкурентоспособности в современном мире, где высокий уровень коллективной работы ценится больше личных качеств индивидуума, пусть и выдающихся. Важнейшая особенность таких коллективов в том, что там сотрудникам предоставлены значительные права, или полномочия для принятия решений.
Согласно Джеку Уэлшу (Jack Welch), легендарному бывшему президенту GE, руководителям среднего звена приходится быть и членами команды и наставниками. Уэлш приводит гипотетический пример. Предположим, существует многофункциональный бизнес, включающий компоненты разработки, маркетинга и производства. И в этой компании работает лучший производственник за все время ее существования: у него отличные показатели, и он вовремя выпускает товары высокого качества.
«Но этот производственник не будет разговаривать с проектировщиками и изготовителями, делиться с ними идеями и не будет переступать межфункциональные границы в общении с ними. Теперь мы заменяем этого сотрудника другим, который, возможно, не такой высокий профессионал, но хороший командный игрок и умеет поднять производительность команды. Пусть его предшественник выполнял работу на 100, даже 120%, но он не общался с членами команды, не обменивался с ними идеями. В результате команда в целом работала на 65%. А новый менеджер в итоге добивается от команды 90% или 100%. Это было открытие».
3. Менеджмент – интеграционный процесс, с помощью которого профессионально-подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.
Их этого определения вытекает понимание, в чем состоит процесс управления. Это – формирование организации, ее целей и определение путей их достижения. Это определение характеризует также и высокие профессиональные требования к менеджменту.
Компания `RG-Soft` была организована в 2003 году группой специалистов в области автоматизации торговых и производственных предприятий. Сейчас это IT-структура, использующая современные проектные и информационные технологии для выполнения локальных и масштабных проектов по внедрению интегрированных систем управления и учёта. Среди принципов компании - высокая технологичность решений, чёткое понимание потребностей заказчика и максимальная эффективность. Компания `RG-Soft` является официальным партнером фирмы `1С` и представляет продукты этой компании и услуги по их обеспечению в различных отраслях бизнеса. Специализация компании: Внедрение типовых конфигураций `1С`, Аппаратное обеспечение проектов, Доработка типовых конфигураций с учётом требований заказчика, Создание специализированных решений для различных секторов бизнеса, Проектирование и распространение собственных тиражных решений, Сопровождение внедрённых проектов. Коллектив специалистов компании насчитывает более 30 человек, среди которых опытные консультанты, разработчики, программисты и руководители проектов. Все специалисты имеют профильное высшее образование и прошли специализированные курсы обучения в своих областях.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, ресурсы, мотивы поведения людей, это сложный многогранный процесс, связанный со взаимодействием трех начал: научного подхода, опыта, искусства. В этом определении сформированы основные требования к менеджменту.
Вот что рассказывают о «феномене российского менеджмента» Владимире Довгане и создании компании “Дока”
Работали на кухне. Отсутствие офиса на тот момент никого особенно не смущало. На этой-то кухне в голове у Довганя и всплыло однажды малопонятное слово “дока” ... Начали разбираться. Русское слово, старинное, по Далю означает “мастер”, “мастак”, “искусник”. Сошлись на том, что это именно то, что нужно, и зарегистрировали в исполкоме малое предприятие “Дока”. В компании “Дока” на тот момент (1990 г.) было 5 человек - будущее ядро большого и сплоченного коллектива.
Стать известными в своем родном городе (Тольятти) фирме удалось буквально в мгновение ока. Прежде всего, они вывесили первую в городе наружную рекламу. Это обошлось в 200 рублей. Еще раскрасили в целях рекламы три троллейбуса. И, неожиданно, эта самодельная рекламная кампания дала совершенно парадоксальный результат. Пять-шесть молодых парней, без денег и опыта, заявили о себе всему городу.
В первые годы едва зародившаяся компания не располагала вообще никакими ресурсами. Ни деньгами, ни специальными технологиями, ни выдающимися профессиональными навыками. “Люди, подставляющие свое плечо под груз, который я предлагаю им тащить наравне с собой, могут возникнуть только благодаря судьбе”. Он имеет в виду управленцев, менеджеров, работников предприимчивых и творческих, которые ведут людей за собой и генерируют новые идеи.
Затем Довганю в голову пришла следующая мысль. Если нет достаточного количества людей, готовых выдержать предлагаемый “Докой” темп, почему бы ему не начать их воспитывать
Мальчишки из “Доки-юниор” в своей деятельности проявляли море выдумки и фантазии, умудряясь зарабатывать деньги там, где их, казалось, заработать практически невозможно.
Владимиру Довганю всегда нравились вещи, которые никто до него не делал. По крайней мере, в России. И вот еще в 1993 году он придумал развивать в России экспресс-доставку товаров на дом
Девять принципов эффективного управления Владимира Довганя:
1. Мы, управленцы, прежде всего, служим не себе, а людям. Управление - это работа ради людей и для людей, а не ради власти и упоения своей значимостью. Те деньги, которые работают в производстве, в финансовой сфере, являются прекрасным инструментом для развития общества. Но, когда финансы направляются в сферу личных сверхзатрат, служа пищей страстям, пожирающим человека, они оборачиваются неисправимым злом.
2. Не существует плохих людей, просто есть люди не на своем месте. Не люди ошибаются или воруют, а мы, управленцы, ставим их в неподходящие условия.
Действительно, все люди по-своему прекрасны. А талант руководителя заключается именно в том, чтобы грамотно их расставить.
3. Постоянная забота о людях. Любой руководитель четко должен понимать: да, он возглавляет большое дело, да, оно нужно ему лично, коллективу, стране, но с ним рядом работают живые люди. Не роботы, не безликие исполнители, а мыслящие существа, которые, вполне вероятно, взглядов своего руководителя на некоторые вещи просто не разделяют.
4. Менеджмент - это сплоченная команда. Даже управленец типа Довганя, если бы не было команды, которая работала рядом с ним, не было бы сподвижников и единомышленников, вряд ли решил бы огромную глыбу проблем, возникавших у его компании.
5.Установка - “не наказывать людей”. С Довганем однажды произошел следующий случай, когда он работал в НТЦ ВАЗа. Он с таким рвением и самоотдачей относился к работе, а его, по какому-то формальному поводу, лишили премии в несчастные 20 рублей. Для него это явилось таким ударом, вызвало такой стресс, словно бы ему в душу наплевали.
7. Принцип некабинетного руководства.
8. Полное делегирование обязанностей подчиненным. Владимир Довгань, в дополнение к принципу делегирования полномочий, исповедует еще и принцип компетентности.
Менеджмент – сложное явление, охватывающее различные процессы, связанные как с внутренней средой, так и с ее взаимодействием с окружающей жизнью. Внимание менеджмента сосредоточено не только на внутренних процессах, происходящих в организации, но и в не меньшей степени обращено на явления и их развитие во внешней среде.
Timex Corp является одной из первых компаний представивших на рынок дешевые, но надежные механические часы. Эти часы были массового производства, с основой на дешевом твердом сплаве, а не на искусственных ювелирных камнях.
Эти часы были также прочнее всех часов, которые изготовлялись до них (без применения камней). Timex намеривались продавать эти часы в ювелирных магазинах, делая 30% торговую надбавку. Однако ювелирные фирмы устанавливали торговую надбавку в среднем в размере 50%, и поэтому многие отказывались от приобретения этого товара. Тогда компания направила продажи в аптеки, магазины запчастей и даже на стенды продавцов сигарет. В один момент компания создала сеть дистрибьюторов почти в четверть миллиона точек. Эта дистрибьюторская стратегия, ориентированная на массы, была поддержана мощной рекламной компанией. Эта компания демонстрировала прочность и надежность часов Timex в любой жизненной ситуации.
Выбранная стратегия была на тот момент очень успешной. В 1960-х годах Timex принадлежало 50% рынка США и 20% мирового рынка. В 1970 году прибыль компании после выплаты налогов составила $27 млн. при обороте в $200 млн.
После четверти века доминирования на рынке, в 1970-х годах компания столкнулась с серьезной конкуренцией, в первую очередь со стороны электронных часов, которые в начале Timex осудила как бесперспективные. Со временем, когда компания поняла важность этого нововведения и представила свои собственные аналоговые часы, конкуренты успели представить на рынок гораздо более совершенные модели.
В 1983 г. доля рынка Timex сократилась до 17%. Timex занимала уже не первое, а пятое место. Электронные и кварцевые аналоговые часы доминировали на рынке. Многие компании разорялись, так как прибыль в некоторых случаях составляла всего несколько центов с одних часов.
При таком положении дел, Timex решила предпринять попытку перестроить свой рынок часов. Было принято решение приступить к освоению таких сегментов рынка как домашние компьютеры и медицинская продукция для дома. Но основные инвестиции (порядка $100 млн.) были направлены на модернизацию производства и разработку нового дизайна часов. Основной целью новой стратегии было создать новый образ для часов Timex.
Менеджмент – совокупность правовых, организационных средств, методов, структур, профессионально подготовленных кадров, обеспечивающих руководство процессом расширенного производства.
В этом определении отражена одна из основных целей организации– развитие бизнеса и инструменты достижения этой цели.
Не следует забывать, что в настоящее время не только качества менеджеров и способы их обретения, но и сама роль менеджера как профессионально подготовленного руководителя, являются предметом серьезных дискуссий. Родоначальниками концепции менеджмента как специализированного вида деятельности являются американцы. Именно они создали образ менеджера как профессионала, обладающего специальным образованием (зачастую в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому и т.п.), вложили огромные деньги в создание инфраструктуры для управления в виде сотен школ бизнеса, десятков тысяч консультативных фирм, разветвленных информационных сетей общего пользования, разнообразнейших научных исследований и публикаций в области управления, диверсифицированных деловых услуг.
Однако в 80-е годы даже американцы вдруг усомнились в правильности своего пути, начали обвинять школы бизнеса в неправильной ориентации менеджеров, отрыве от жизни, неоправданном увлечении "наукой управления". Ведь японцы- пожалуй, самая учащаяся и способная к обучению нация - так и не пришла к идее формирования профессиональных управляющих. У них в стране всего 3 школы бизнеса, а руководителей они готовят прежде всего посредством опыта, целенаправленно проводя их через цепочку смен должностей в разных подразделениях фирмы, обучая не только делу, но и искусству человеческих отношений, постепенно культивируя в них качества, необходимые руководителю.
7. Менеджмент – эффективное использование и координация таких ресурсов как капитал, здания, материалы и труд для достижения заданных целей с максимальной эффективностью. Менеджмент должен не только обеспечивать достижение целей, но и делать это с возможно меньшими затратами ресурсов.
Примером менеджмента, ориентированного на эффективное использование ресурсов, является система «бережливого производства». Бережливое производство – это система управления, при которой продукция изготавливается в точном соответствии с запросами потребителей. При этом сокращаются в разы сокращаются затраты труда, пространства, капитала, времени. Система «бережливого производства» основана на Производственной системе Тойота, основатель которой Таичи Оно, побывав в США после второй мировой войны и изучив систему супермаркет, пришел к выводу, что производство работ должно основываться не на планируемых объемах продаж (стратегия выталкивания), а на реальном спросе (стратегии вытягивания). Сейчас компания «Тойота» - одна из великих автомобильных корпораций в мире,
Менеджмент – это управление организацией в условиях рынка. Это определение менеджмента характеризует главное отличие менеджмента от управления вообще – необходимость понимания и учета особенностей рыночных экономических отношений в управлении организацией.
The Seven-Up Company «7UP» был впервые представлен в 1929, с того времени и до наших дней «7UP» является традиционным лимонным напитком и лидером по продажам в данной категории.
Он продвигался на рынок на протяжение нескольких лет. Это продвижение осуществлялось при помощи массированных рекламных компаний. Последняя компания из выше перечисленных фокусировала внимание покупателя на том факте что «7UP» не содержит кофеин, в отличие от большинства «кол». Но самой успешной компанией была та, которая противопоставляла «7UP» «колам». С расширением рынка доля в 1983 году «7UP» прочно вошел в тройку самых популярных напитков, пропустив вперед «Coke» и «Pepsi».
Рассмотрение определений менеджмента позволяет сформулировать следующее:
Менеджмент – это управление организацией в условиях рыночной экономической системы, состоящее в формулировке целей организации и достижении их, требует специальных знаний в разных отраслях науки, обеспечивает развитие бизнеса и эффективность деятельности организации.
Вопросы для самопроверки:
· Назовите уровни менеджмента организации.
· Каковы функции менеджера организации высшего уровня?
· Что главное в работе менеджера среднего уровня?
· Чем занимается менеджер организации низшего уровня?
· В чем состоит эффективность менеджмента организации?
Практическое задание.
Приведите пример эффективно работающего менеджмента Российской компании. Оцените качества менеджмента и итоги его работы. Охарактеризуйте менеджеров компании.
Глава 8. Содержание менеджмента
Потребность в управлении организацией определяется потребностью регулирования взаимоотношений людей для достижения их общих целей.
Люди, вступая в отношения по поводу достижения целей, формируют социальную систему – взаимосвязи субъектов.
Особенности социальной системы:
· многочисленность элементов и связей;
· «неявность» связей;
· «человечность» связей;
· противоречие интересов и целей субъектов системы.
Любая организация представляет собой совокупность людей, между которыми возникают самые разные и многочисленные связи. При этом связи часто имеют неявный характер, нигде не фиксируются и не видны со стороны. Связи между людьми имеют социально- психологический характер, установление их и прочность зависят от эмоционально- психологических характеристик людей, являются субъективными, не поддаются рациональному анализу. Каждый человек обладает индивидуальным характером, личностными, психологическими особенностями.
При этом каждый член организации по-своему видит цели системы, свое место в организации, имеет свои личные интересы, часто не совпадающие с целями организации в целом. Возникает противоречие между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества, сопряженных с конфликтами.
Результативность социальной системы зависит от степени ее упорядоченности, степени совпадения целей и направленности деятельности членов организации. Упорядоченность социальной системы формируется в результате управления. Объектом социального управления являются люди, их отношения, поведение. Управление – деятельность по упорядочению процессов, протекающих в обществе устранению их энтропии (дезорганизации), снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды. Управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие. Необходимость управления заключается в наличии угрозы дезорганизации социальной системы и развала организации.
Реакция индивида на управленческое воздействие является субъективной, слабо предсказуемой, поэтому необходимы особые методы, разумное сочетание формальных и неформальных процедур и правил, использование особых механизмов воздействия на людей, поэтому требуется выделение управленческого труда в особый вид деятельности.
Цель управленческого процесса – сохранение или изменение управленческой ситуации, которая оказывает влияние на организацию.
Предметом управленческого труда является информация: менеджер получает информацию, перерабатывает ее, передает, сохраняет.
Результат труда менеджера– управленческое решение, определяющее необходимые действия для достижения цели управления. Главное в работе менеджера – принятие управленческого решения. Решение должно быть направлено на достижение цели организации, своевременным, эффективным, требующим для его реализации как можно меньше затрат всех видов ресурсов, и реальным .
Эффективность управления определяется достижением результата. Условия принятия эффективного решения: своевременность, профессионализм персонала и управления; мотивация персонала на результат; качество управления.
Основные принципы современного менеджмента, сформулированные П.Друкером:
1. Содержание менеджмента одинаково в разных странах. Но методы его различны.
2. В центре внимания – человек, повышение эффективности его труда.
3. Задача менеджмента – направление действий всех работников на выполнение общих целей.
4. Задача менеджмента – развитие способностей и потребностей человека, социализация человека в организации: ожидания работников и ожидания организации и возможностей их удовлетворения.
5. Каждый работник должен нести ответственность за порученную работу. Связь между работниками - посредством коммуникаций.
6. Оценка и результаты деятельности предприятия лежат вне его.
Для успешной деятельности организации необходимо решение целого ряда задач. Для решения каждой из них – особые функции менеджмента. В любой организации существуют следующие виды менеджмента:
· маркетинг
· стратегический менеджмент
· организационный менеджмент
· производственный менеджмент
· управление персоналом
· инновационный менеджмент
· финансовый менеджмент
· эккаутинг
· информационный
· контроллинг
· социальный менеджмент
· креативный менеджмент
Маркетинг определяет поведение организации на рынке.
Маркетинг
· проводит исследование факторов внешней среды,
· изучает покупателей и их потребности,
· делает выбор целевого рынка,
· формирует стратегию поведения организации во внешней среде.
Стратегический менеджмент,основываясь на результатах исследования маркетинга, определяет перспективы и стратегические цели организации, стратегии достижения этих целей. Каждая организация самостоятельно решает вопрос о перспективах своего развития. Например, разные сотовые операторы в России выбирают свой путь развития организации.
В последнее время Tele2 является наиболее активным и быстроразвивающимся сотовым оператором в России. Его отличает востребованный формат дискаунтера, единственный на российском рынке телекоммуникаций, а также европейский подход к построению бизнеса. Особенности стратегии Tele2, а также ориентация на долгосрочное присутствие в стране находят свое отражение в той важной социальной функции, которую реализует оператор. Прежде всего, это инвестиции в регион. Сейчас Tele2 имеет лицензии на оказание услуг сотовой связи в 42 регионах России и обслуживает более 22 миллионов абонентов. В одних регионах были приобретены местные компании с последующей модернизацией всего оборудования и бизнес-процессов, в других – сеть строилась «с нуля». Запуск новых операций привлекает значительные инвестиции в российскую экономику – их объем за последние 8 лет составил около 2 миллиардов рублей. Расширение инфраструктуры оператора создает новые рабочие места и обеспечивает заказы местным предприятиям.