Внутренняя среда организации

Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации.

Поскольку организации представляют собой создание людьми системы, внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Однако, они не всегда полностью контролируются руководством.

[Часто внутренний фактор есть нечто "данное", руководство должно преодолеть. Так, монотонность и усталость, связанные с работой на конвейере, нельзя преодолеть, отказавшись от сборочных конвейерных линий, потому что, поступив так, организаций поставит под угрозу свое существование. Вместо того руководство признает неблагоприятное воздействие конвейера на работников и производительность и принимает меры, снижающее его.

В с/х предприятиях наиболее ярким примером фактора внутренней среды, не являющегося результатом управленческих решений, служит конфигурация земельных участков, неблагоприятное воздействие на производство которых можно преодолеть за счет применения специальных технологий обработки почвы.]

К основным переменным внутренней среды организации относят:

  1. цели
  2. структура
  3. задачи
  4. технология
  5. люди

l. Цели. – это конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремиться добиться группа, работая вместе. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации.

[Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяет успешность решения.]

Цели могут быть разнообразными: основной целью коммерческих организаций является получение прибыли, некоммерческие организации в большинстве случаев преследуют социальные цели.

Общая цель организации подлежит дальнейшей дифференциации. Например, для того чтобы бизнес был прибыльным необходимо сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг и т.д. Каждое подразделение организации стремится к своей цели, которая должна составлять конкретный вклад в цели организации как целого, и не вступать в противоречие с целями других подразделений.

2. Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Понятие "функциональная область" относится к работе, которую выполняет то или иное подразделение для организации в целом, например, маркетинг, производство, обучение персонала, планирование и т.д.

Структура отражает:

1) сложившееся в организации выделение отдельных подразделений

2) связи между подразделениями

3) объединение подразделений в единое целое

Т.е. в структуре находят выражение вертикальное и горизонтальное разделение труда в организации, их взаимосвязь и взаимодействие.

Разделение труда по специализированным направлениям и по управленческой иерархии один из существенных вопросов в менеджменте, т.к. оно непосредственным образом влияет на эффективность деятельности организации. Например, целесообразность разделения работы между людьми - сверху вниз - во многих случаях определяет, насколько производительна может быть организация по сравнению с конкурентами. Центральным здесь является вопрос относительно сферы контроля - числа лиц, подчиненных одному руководителю. Если одному руководителю подчиняется большое число людей, говорят о широкой сфере контроля, которая дает плоскую структуру управления. Если сфера контроля узкая, то есть каждому руководителю подчиняется небольшое число людей, можно говорить о многоуровневой структуре.

Не существует идеальной сферы контроля. Многие переменные внутри самой организации и во внешней среде могут влиять на нее.

3. Задачи. Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Формулирование задач является одним направлением разделения труда в организации.

Задачи организации традиционно делят на три категории:

1. работа людьми (выполняют руководители: директор, начальники подразделений, бригадиры, мастера)

2. работа с предметами (машинами, инструментами, сырьем) - выполняют рабочие

3. работа с информацией – выполняют специалисты: бухгалтера, экономисты, маркетологи и т.д.

С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

4. В менеджменте технология имеет гораздо более широкое значение, чем традиционно считается. Под технологией понимают способы и средства преобразования сырья (материалов, информации или людей) в искомые продукты и услуги. Причем к этим средствам относятся не только машины, оборудование и соответствующая инфраструктура, но знания, квалифицированные навыки, необходимые для осуществления желаемых преобразований.

Менеджеры должны контролировать соблюдение технологии, осуществлять постоянный поиск улучшения существующих технологий и регулярно проводить анализ соответствия технологий, действующих на предприятии, современному состоянию нормативной базы и достижениям науки.

5. Люди ставят цели, решают задачи, определяют технологию и организационную структуру. Люди – основа любой организации. Для менеджера люди являются “предметом №1”.

Менеджер формирует кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе.

Успешное управление людьми как внутренней переменной организации является самым сложным. То, как ведет себя человек в обществе и на работе, является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности (способностей, одаренности, потребностей, восприятия, ценностей и др.) и внешней среды. Среда, которую создает руководство, часто имеет большое значение и влияние на поведение работника. Следовательно, руководители должны стараться сделать эту среду способствующей достижению целей организации.

Наши рекомендации