Требования к содержанию научного отчета

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)

Кафедра «Менеджмент»

Л.В. Широкова, И.А. Астафьева

Методические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Корпоративный менеджмент» студентами

специальности 080507.65 «Менеджмент организации»

Москва - 2015

Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО для студентов специальностей экономического факультета 080507.65 «Менеджмент организации» на основе рабочей программы дисциплины «Корпоративный менеджмент».

Рецензент: д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит» Университета машиностроения Рожнова О.В.

Работа подготовлена на кафедре «Менеджмент»

Л.В.Широкова, И.А.Астафьева. Методические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Корпоративный менеджмент» студентами специальности 080507.65 «Менеджмент организации» – М.: Университет машиностроения, 2015, - 18с.

Методические указания содержат основные требования к содержанию, структуре и оформлению результатов самостоятельной работы студентов в виде научного отчета по анализу состояния корпоративного управления исследуемого объекта. К указаниям прилагается образец титульного листа (приложение А).

Данные методические рекомендации предназначены для закрепления полученных знаний на лекциях и семинарских занятиях по курсу «Корпоративный менеджмент».

УДК 005.5

© Университет машиностроения, 2015

Содержание

Введение ………………………………………………………………... 4

1 Структура научного отчета о состоянии корпоративного

управления исследуемого объекта………………………………………….. 7

2 Требования к содержанию научного отчета……………………….. 7

3 Требования к оформлению научного отчета………………………. 9

4 Перечень рекомендуемых компаний…………….. ………………… 13

5 Перечень источников, рекомендованных к использованию

при выполнении самостоятельной работы и подготовке научного отчета. 15

6 Библиографический список…………………………………………. 16

Приложение А ………………………………………………………… 17

Введение

Проблемы, которые раскрываются на лекциях, носят обобщающий характер, на семинарских занятиях происходит их конкретизация, дополнение и развитие с привлечением материала различных учебников, методических пособий, дополнительной литературы и рекомендаций, подготовленных преподавателями кафедры. Но полноценное освоение курса возможно при организованной самостоятельной работе студентов над пройденной темой.

Роль преподавателя в процессе организации самостоятельной работы студента заключается в построении цикла освоения таким образом, чтобы собранная и проанализированная информация превращалась в полезное знание. Для того чтобы освоение было эффективным, необходимо ставить перед студентом задачи последовательно в соответствии с предоставляемым лекционным материалом.

Особенностью дисциплины «Корпоративный менеджмент» является то, что она изучает управленческие процессы, происходящие в крупных корпоративных структурах. Корпорации как объект управления имеют следующие отличительные признаки:

- наличие нового вида собственника – акционеров, которые часто отделены от управления собственностью (но не всегда в России);

- наличие в ее составе нескольких юридических лиц, которые занимаются диверсифицированными видами бизнеса; корпорация развивает несколько бизнес-направлений, распределяя риски между ними;

- в корпорации решения принимаются коллегиально (общее собрание акционеров, совет директоров, коллегиальный исполнительный орган);

- делегирование полномочий, несколько центров принятия решений;

- занятие на рынке доминирующего положения (значительная доля рынка);

- большие размеры бизнеса предполагает наличие большого числа работников, что усложняет структуру управления, требует выстраивания процессов принятия решений и системы контроля;

- важная роль отводится имиджу, т.к. крупная корпорация должна быть привлекательной для общества (социально-ориентированной, социально-ответственной, законопослушной, клиентоориентированной, соблюдающей интересы сотрудников, партнеров и общества в целом);

- выстраивание корпоративной культуры (определенных формальных и неформальных правил поведения сотрудников, традиций, кодекса корпоративной этики и поведения), нормы которой выполняют роль дисциплинарных регуляторов и является мощнейшим инструментом стратегического управления.

Корпоративное управление изучает как механизмы ведения бизнеса, так и «систему взаимодействия между множеством лиц и организаций по самым разным аспектам функционирования компании, и прежде всего отношения между менеджерами и владельцами (акционерами/инвесторами), другими заинтересованными лицами (стейкхолдерами) и т.д. Квинтэссенцией корпоративного управления является то, что оно представляет собой совокупность организационных и методических решений, обеспечивающих управление организациями, отвечающих требованиям корпоративной идентичности и за реализацию достижения двух поставленных целей:

- увеличение капитализации организации (стоимости бизнеса за счет увеличения котировки акций и /или дополнительной эмиссии), в том числе при поглощении или присоединении;

-обеспечение баланса интересов собственников организации, ее менеджмента, акционеров (миноритарных, мажоритарных, стратегических инвесторов и других заинтересованных сторон (аффилированных лиц, государства и пр.)».[1]

Программа курса данной дисциплины базируется на изучении действующих зарубежных и национальной моделей корпоративного управления, накопленного компаниями опыта в этой сфере, законодательных и нормативных актов, регулирующих корпоративные отношения, первичных документов объектов исследования.

Представляется целесообразным освоение всей совокупности вопросов корпоративного управления каждым студентом на примере конкретной компании. В начале курса после нескольких установочных лекций, на которых даются теоретические основы корпоративного управления, студентам предлагается выбрать из предлагаемого перечня одну компанию – объект исследования.

По выбранному объекту исследования студенты должны собрать публичные данные, размещенные на сайтах компаний и в средствах массовой информации. Собранный материал подробно анализируется по различным аспектам корпоративного управления. Итогом самостоятельной проработки заданной темы является оформление очередной аналитической записки.

В результате прохождения всего курса студентами на основе аналитических записок готовится сводный отчет. Защита отчета предусматривает подготовку презентации и краткого доклада по основным положениям.

Требования к содержанию научного отчета

Научный отчет является результатом поэтапного исследования состояния корпоративного управления выбранного объекта – конкретной компании (корпорации). Требования к содержанию отчета носят учебно-исследовательский характер. По итогам знакомства с каждой отдельной темой курса и освоения пройденного материала на семинарских занятиях студентам дается задание по закреплению полученных знаний с помощью выполнения самостоятельного анализа. Это задание оформляется в виде аналитической записки. Содержание аналитических записок, подготовленных по темам курса, служит основой для соответствующих разделов отчета.

Наши рекомендации