Теория справедливости С. Адамса
Согласно теории справедливости, люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с:
- вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу в данном структурном подразделении (либо в других подразделениях данного предприятия);
- размером оплаты на прежних местах работы;
- обещанной структурой оплаты и с ее реальной структурой;
-прошлым опытом оплаты в данной компании;
- прожиточным минимумом или средней заработной платой в отрасли;
- изменением представлений человека о собственной значимости или ценности для организации, связанной с повышением уровня профессионализма, приобретением новых связей и т.п.
Если сравнение показывает дисбаланс, то у человека возникает психологическое напряжение. В этом случае необходимо устранить дисбаланс и восстановить справедливость.
Основной вывод теории справедливости для практики управления состоит в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда.
Для того чтобы работники воспринимали систему оплаты как справедливую, могут быть предприняты следующие меры:
- постоянное отслеживание ситуации на рынке труда, особенно уровня оплаты тех профессиональных групп, с которыми могут сравнивать себя работники, с целью внесения своевременных корректив в уровень оплаты их труда;
- выявление через беседы с сотрудниками и социологические опросы факторов, снижающих удовлетворенность работников действующей в организации (подразделении) системой стимулирования труда;
- улучшение осведомленности работников о том, что определяет уровень оплаты их труда, как рассчитывается размер поощрений (премий, бонусов, надбавок и т.п.). Сотрудники должны хорошо знать принципы начисления заработной платы, и каждый работник должен понимать, как он может повлиять на уровень получаемой им зарплаты и какие у него есть возможности повышения зарплаты в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
- выявление возможной несправедливости в оплате работников, присуждении премий и распределении других поощрений. Сотрудники должны получать те поощрения, которые они заслужили. Как слишком маленькое, так и слишком большое поощрение снижает его мотивирующую силу;
- ведение практики регулярного информирования работников об основных показателях работы подразделения (организации) за определенный период (квартал, полугодие, год), для того чтобы они лучше понимали связь собственной зарплаты и эффективности работы подразделения (организации).
Теория Л. Портера – Э. Лоулера
Эта мотивационная модель включает пять переменных:
1) затраченные усилия;
2) восприятие;
3) полученные результаты;
4) вознаграждение;
5) степень удовлетворения.
Согласно этой теории, результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей и от осознания им своей роли.
Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечёт за собой вполне определённый уровень вознаграждения.
Результаты, достигнутые сотрудником, зависят от 3 переменных:
· затраченных усилий;
· способности и характерных особенностей человека;
· осознания им своей роли в процессе труда.
Вывод: результативный труд ведёт к удовлетворению.
Руководителям, решившим предпринять целенаправленные шаги для повышения удовлетворенности (и усиления мотивации) сотрудников, необходимо провести оценку и нейтрализовать действие основных демотиваторов в компании. Для этого следует выявить причины возможной неудовлетворенности персонала своим трудом и разработать эффективные стратегии и средства устранения негативного действия соответствующих факторов или их ослабления.
Измерение мотивации
Общая цель измерения мотивации состоит в ее оценке, контроле и управлении, чтобы в конечном счете организация достигла поставленных целей.
В некоторых ситуациях оценка и знание мотивации работников в организации могут иметь решающее значение для принятия управленческих решений, проведения организационных изменений. Мотивация - очень важная составляющая в достижении результата работы организации, а ее измерение не только важно, но и возможно.
Существует несколько подходов к измерению и оценке мотивации: по поведению; по результату; по восприятию; тестирование; по косвенным показателям.
По поведению
Мотивацию можно оценить посредством наблюдения за поведением человека. В частности, мотивация проявляется в поведении через усилия, старания, настойчивость, добросовестность, инициативность действий человека. Подобную оценку характеристик поведения работника могут дать как руководитель, так и работники из непосредственного окружения.
2. По результату
Мотивация может быть измерена по получаемому результату, который зависит от ясности цели, мотивации работника, его способностей, наличия инструмента, организации работы. В этом случае помимо измерения результата работы, что так или иначе проводится в организации, необходимо решить задачу оценки других переменных и их влияния на результат.
3.По восприятию
Согласно Р. Хакману внутренняя мотивация работой возникает, когда человек знает результат своей работы, ощущает ответственность и понимает смысл выполняемой работы. Мотивация отражается в том, чему человек уделяет внимание, что запоминает и о чем говорит. Восприятие некоторых факторов и их наличие в характеристике содержания работы свидетельствует об определенных состояниях работника, которые формируют у него мотивационное поведение.
4. Тестирование
Мотивация может быть определена путем тестирования человека. Но результаты тестов, как правило, показывают вместе с мотивацией черты личности и эмоциональное состояние человека, что делает измерение и определение самой мотивации затруднительным.
5. По косвенным показателям
Мотивация может быть определена и по косвенным показателям. Так, одна из составляющих мотивации - это удовлетворенность работой, которая проявляется в текучести кадров. Чем выше неудовлетворенность работой, тем больше текучесть кадров и, значит, ниже мотивация работников, но прямой и однозначной зависимости нет, поэтому важно правильно интерпретировать данные измерений.
Контрольные вопросы
1. Что представляет мотивация как функция менеджмента?
2. Чем отличаются мотивы от стимулов? Есть ли разница между понятиями «мотивация» и «стимулирование»?
3. Назовите и объясните, с какой целью выделяются различные типы мотивации работников.
4. Охарактеризуйте этапы процесса мотивации .
5. Что лежит в основе содержательных теорий мотивации?
6. Какие организационные формы могут предложить компании для удовлетворения потребностей работников в соответствии с пирамидой
А. Маслоу?
7. Какие меры должны предпринять современные организации, чтобы работники воспринимали систему оплаты как справедливую?
8. Что должен знать руководитель для обеспечения эффективного практического применения теории В.Врума?
9. Объясните выводы для практики управления, которые позволила сделать двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга.
10. Охарактеризуйте подходы к измерению и оценке мотивации.