Характеристика Нормативно-правовых основ арт-менеджменте
Основой деятельности театрально-зрелищного предприятия является план творческо-производственной деятельности, который отражает как творческую, производственную, так и финансовую деятельность. Основу плана творческо-производственной деятельности предприятия развлекательной направленности составляют:
- социальный заказ по бюджетным ассигнованиям (комитет по культуре, департамент и т.д.);
- договорные формы работы;
- собственные целевые культурные программы (фестивали, конкурсы, Дни культуры и т.д.).
Этапы планирования творческо-производственной деятельности:
Подготовительный этап:
- изучение среды воздействия - численность и структура населения, уровень его платежеспособности, наличие других предприятий развлекательной направленности;
- изучение творческих возможностей коллектива - состав актеров, режиссеров, постановщиков и других творческих едениц, уровень их подготовки и квалификации;
- изучение материально-технической базы - условия сцены, наличие декорационных и бутафорских мастерских, вместимость зала и т.д.;
- изучение финансовых возможностей предприятия - экономические показатели.
Этап разработки:
- рассмотрение и утверждение репертуарного плана или плана мероприятий;
- плана эксплуатационной деятельности с учетом занятости творческого коллектива и загруженности помещений;
- финансового плана.
Принципами творческо-производственной деятельности являются:
- приоритетные направления и формы социально-культурной деятельности;
- альтернативное право выбора культурных услуг;
- учет типологизации современного досугового учреждения;
- самодеятельность и самоинициатива субъекта.
Существенно более сложным с точки зрения науки об управлении творческо-производственной деятельностью является так называемый "театральный организм", суть которого определяется двумя факторами: структурой и численностью, с одной стороны, и организационной моделью - с другой.
"Театральный организм" состоит из артистически - творческого персонала и его обслуживающей части. Успех театральной постановки зависит от таланта артистов, но эффект от игры может быть усилен или ослаблен деятельность других членов театрального организма. Осветители и звукорежиссеры, художники по костюмам, гримеры, реквизиторы, монтировщики и множество других специалистов является "участниками" театрального действа, и их труд также необходим для предприятия. Обслуживающий персонал обеспечивает деятельность артистов на сцене, но может создать для них и невыносимые условия. Успех театрально-зрелищного предприятия в конечном итоге зависит от степени единения всех членов коллектива. Возможности создания такого "коллектива единомышленников", как показывает практика, снижаются по мере увеличения численности театрального организма. Огромную роль в его жизни играет своеобразное распределение ролей между художественным персоналом и хозяйственно - экономической частью коллектива, система отношений между исполнителями и группой обеспечения.
Очевидная разновидность "театрального организма" сделала неизбежной выделение в его составе отдельных групп с разными возможностями и претензиями на участие в управлении делами предприятия.
Артистически - творческий персонал претендует на управление репертуаром, распределение ролей и другими формами участия собственно в творческом процессе, создавая так называемый "художественный совет".
Обслуживающий персонал не принимает участия в деятельности художественного совета, но может потребовать участия в управлении хозяйственно - экономическими вопросами жизнедеятельности театра, добиваясь создания "совета трудового коллектива".
Проблема привлечения зрительской аудиторией является одной из наиболее существенных для театрально-злрелищного предприятия. Решать данную задачу приходится в условиях жесткой конкурентной борьбы с другими субъектами рынка культуры, используя различные маркетинговые и рекламные технологии.
Задача привлечения зрителей по научному определяется понятием "формирование зрительской аудитории", которое включает следующие аспекты деятельности:
- повышение "грамотности зрителей", увеличение доли подготовленных (воспринимать явление сценического искусства во всей его полноте) зрителей в структуре аудитории;
- организация зрителей на конкретное мероприятие с целью повышения эффективности взаимодействия сцены и зала.
В настоящее время известны хорошо зарекомендовавшие себя и широко используемые на практике следующие три направления формирования постоянной аудитории:
- создание объединений "друзей предприятия" в различных общественных институтах, работа которых может принимать самые разные формы посещения генеральных репетиций, обсуждение спектаклей и программ, встречи с творческим составом и т.д.;
- организация и внедрение системы абонентной продажи билетов;
- рекламная деятельность.
Репертуарно - содержательная компонента реализуется через репертуар и воплощается в жанре театрально-зрелищного предприятия. Каждая организация, в зависимости от жанровой ориентации, состава артистов, размеров и состояния сцены и других производственных помещений формирует свой репертуарный план, который является основой для остальных разделов плана творческо-производственной деятельности. В него входят перечень мероприятий и последовательность проката. При этом надо заметить, что между размером труппы, количеством одновременно идущих спектаклей и числом ролей в них должна существовать высокая степень соответствия.
Каждый творческий коллектив применяет собственные критерии для "отсеивания" произведений, предлагаемых в репертуар.
Управление репертуаром возможно в разной форме:
- соответствие стратегическим или тактическим задачам театрально-зрелищного предприятия;
- заказ сценария автору написания сценария, исходя из стратегических и тактических задач и возможностей коллектива;
- учет предложений художественного (творческого) совета;
- учет предложений главного режиссера или художественного руководителя;
- учет государственных заказов.
Эффективность творческо-производственной деятельности театрально-зрелищных предприятий во многом зависит от взаимодействия художественного и административного руководства, основанного на разделении функций и полномочий.
Функции администрации: общее руководство предприятием, стратегическое планирование, обеспечение высокого уровня предоставляемых услуг, заключение договоров с организациями, обеспечение организации квалифицированными кадрами и повышение их квалификации, установление тарифов и ставок оплаты труда, выполнение обязательств перед поставщиками, бюджетом и банками, ремонт и капитальное строительство зданий и сооружений.
Функции художественного руководства: руководство арт-персоналом, постановка новых программ и проектов, воплощение договорных форм работы, формирование творческого состава, расстановка и использование творческих кадров, воспитательная работа в коллективе, организация мероприятий по повышению уровня мастерства, внесение предложений о присвоении квалификации, разрядов, материальном и моральном поощрении и т.д.
2.2. Бизнес- планирование творческого проекта
Промоутерская деятельность как специфический вид деятельности в шоу-бизнесе, процесс создания и реализации творческой продукции, включающей элементы продюсерской, менеджерской и маркетинговой деятельности.
Промоушн как вид маркетинговой деятельности.
Задачи промоутера: определение качественной стороны проекта, формирование состава исполнителей, проведение кампаний по его продвижению на рынок культурных услуг.
"Промоушн" как продвижение определенного "творческого продукта" индустрии развлечений. Виды "творческой продукции": развлекательные и игровые программы, теле- и радиопрограммы, концерты, шоу, клубные вечеринки, фестивали, конкурсы, дефиле; производство компакт-дисков, кассет, видеокассет, специализированных газет, журналов, книг и т.д.
Ппромоутерская кампания предусматривает: позиционирование проекта на рынке, определение и формирование образа артиста, написание пресс-релиза, фотосессию, тестирование сингла на радио, PR-кампанию, размещение клипа на ТВ (преимущественно музыкальные каналы по типу MTV), размещение информации на Интернет-сайтах, работа со СМИ, запись альбома, концерты и туры по городам, презентацию альбома, проведение пресс-конференций и др.
Значение промоутерской работы по формированию музыкальных нормативов, складывающихся из ожиданий конкретной аудитории, исполнительских возможностей артиста и имеющихся в наличии технологических ресурсов.
Промо-план - развернутый документ с указанием каналов трансляции информации об артисте. Промо-план отражает график выхода публикаций в уже выбранных СМИ, В Интернете, информационных агентствах, клубах, которые потенциально заинтересованы в исполнителе или проекте.
Промоушн-кампании, помимо обычных афиш и рекламных объявлений в прессе, включают: выпуск плакатов, маек и значков, постоянную рекламу по радио и ТВ, организацию приемов и пресс конференций. Частным случаем промоушн, является так называемый "хайпинг" - особо шумная кампания, имеющая некую скандальную "изюминку" призванную привлечь внимание масс. Хайпинг требует больших финансовых затрат, и поэтому он под силу только крупным фирмам грамзаписи и промоушн-центрами.
Пресс-релиз - самая яркая информация о проекте, по сути сопроводительный документ, часть делового этикета, неотъемлемый элемент рекламной кампании, рассчитанный на привлечение внимания публики. Как правило, пресс-релизы содержат в себе провокацию или интригу, это может быть неожиданный заголовок, скандальная информация с применением фотографии и др.Стилистика пресс-релиза должна отражать соответствие содержания текста и формы. Манера подачи информационного материала играют немаловажную роль в восприятии читателями этой информации.
Влияние промоушн-кампании на благоприятный имидж творческого продукта, позволяющий занимать устойчивое положение на рынке культурных услуг.
Промоутер может выступать как импресарио- лицо, занимающееся организацией концертов, гастрольных туров, у которого имеются права на концертную деятельность данного исполнителя, распространяющиеся на определенные регионы.
Типичная модель промоутерской фирмы в арт-индустрии: отдел маркетинга, отдел рекламы, отдел артистического менеджмента (организация творческой деятельности отдельных исполнителей и художественных коллективов).
Основные этапы продвижения продукции арт-индустрии на рынок услуг: формирование идей создания проекта в целом, определение стиля, имиджа данного проекта. Разработка стратегии маркетинга, анализ продвижения продукта на рынок культурных услуг и проверка в условиях конкуренции. Поддержание успеха, популярности, роста рейтинга художественной продукции.
Основные функции промоутерской деятельности:
1. исследовательская - проведение маркетинговых исследований;
2. стратегическая или информационная - анализ и обработка информации на основе маркетинговых и статистических данных, а также планирование продвижение творческого проекта на социо-культурном рынке;
3. практическая или управленческая - организация и практическое осуществление мероприятий по продвижению творческого проекта.