Тема 8. Возникновение и развитие школы количественного системного подхода в современном менеджменте
Тема 1. Промышленный переворот и возникновение донаучного индустриального менеджмента.
1. Промышленный переворот в Западной Европе и возникновение фабрично-заводской формы организации производства.
2. Выделение английскими предпринимателями инженерно-технических и социально-психологических аспектов организации промышленного производства и внедрение патерналистского стиля руководства на английских фабриках.
3. Особенности промышленного развития США в последней трети XIX – начале ХХ веков и влияние проблема эффективности использования техники при дороговизне человеческого на развитие менеджмента в американской экономике.
4. Развертывание в США исследований рационализации организации промышленного труда и формирование нового подхода к соотношению управления и техники в предпринимательстве.
5. Разработка и внедрение положений «фордизма» в американскую практику промышленного управления.
Задания:
1.Манчестер – центр формирования донаучного промышленного менеджмента в эпоху промышленного переворота. Раскрыть основные особенности.
2.Превращение Филадельфии в новый мировой центр развития научного промышленного менеджмента в эпоху технической революции конца XIX-го - начала XX-го вв.
Тема 2. Основные положения школы научного менеджмента Ф. Тейлора и его последователей.
1. Историко-экономические и теоретические предпосылки возникновения научного менеджмента США. Превращение Филадельфии в новый мировой центр развития промышленного менеджмента.
2. Вклад Тейлора в становление научного менеджмента.
3. Вклад Ф. Гилбретт, Л. Гилбретт в становление научного менеджмента
4. Вклад Ф. Г Ганнта в становление научного менеджмента
5. Вклад М. Кука и У. Кларка в становление научного менеджмента.
Задания:
1. Биография и основные труды Фредерика Уинслоу Тейлора.
2. Разработка Х. Эмерсоном 12 принципов производительности.
3. Критически анализ концепции «научного менеджмента» Ф. Тейлора.
Тема 3. Основные положения административной школы управления А. Файоля и его последователей. Теория бюрократии М. Вебера.
1. Историко-экономические и теоретические предпосылки появления в Западной Европе системы научного менеджмента организаций.
2. Разработка Файолем научных основ классической административной школы управления, рассматривающей управление как универсальный процесс.
3. Выделение 6 групп взаимозависимых операций и основных функций управления.
4. Разработка А. Файолем 14 принципов научного управления.
5. Вклад последователей и учеников Анри Файоля Дж. Муни (США), А Рейли, Л. Эрвика в становление научного менеджмента.
Задания:
1. Биография Анри Файоля и его главный труд «Общее и промышленное управление».
2. Основные положения теории идеальной административной организации – бюрократии Макса Вебера.
3. Критически анализ концепции административного управления Анри Файоля.
Тема 4. Основные положения социально-психологической (человеческих отношений) школы научного менеджмента Э. Мэйо и его последователей
1. Историко-экономические и теоретические предпосылки появления в США социально-психологического направления научного менеджмента.
2. Хоторнские эксперименты Мэйо и Ретлисбергера на предприятиях фирмы «Вестерн электрик» (близ Чикаго).
3. Вынесение теории мотивации за рамки экономической и организационной функции научного менеджмента.
4. Формирование бихевиористской (поведенческой) школы научного управления.
5. Критически анализ концепции человеческих отношений.
Задания:
1. Биография и основные труды Э. Мэйо.
2. Социально-психологические исследования Гуго Мюнстерберга и Мэри Фоллетт.
Тема 6. Возникновение и развитие эмпирической и ситуационной школ в современном менеджменте.
1. Теоретико-методологические основы эмпирической школы менеджмента.
2. Проблема формирования единой теории управленческой деятельности.
3. Формирование и развитие концепции ситуационного подхода в управлении как базы объединения различных школ менеджмента.
Задания:
1.Концепция эмпирического менеджмента П. Друкера
2.Концепция эмпирического менеджмента У. Ньюмена.
3.Вклад Р. Моклера в развитие ситуационной теории менеджмента.
Тема 7. Возникновение и развитие поведенческой школы в современном менеджменте.
1. Теоретико-методологические основы бихевиористской (поведенческой) школы менеджмента.
2. Содержательные и процессуальные теории мотивации.
3. Формирование и развитие концепции ситуационного подхода в управлении как базы объединения различных школ менеджмента.
Задания:
4.Вклад Маслоу и МакКлелланда в развитие поведенческой теории менеджмента.
5.Вклад Ф. Херцберга и Д. Макгрегора в развитие поведенческой теории менеджмента.
6.Вклад У. Джемса, Портера и Лоулера в развитие поведенческой теории менеджмента.
Тема 8. Возникновение и развитие школы количественного системного подхода в современном менеджменте.
1. Основные этапы формирования и развития новой школы науки управления: системного подхода в менеджменте.
2. Сущность системного подхода в управлении.
3. Концепция системного подхода Л. Берталанфи.
4. Работы Б. Рудвика по системному анализу. Классификация структурированности управленческих проблем.
Задания:
· Связь новой школы науки управления с развитием кибернетики, электронно-вычислительной техники, экономико-математического моделирования.
· Разработка Дж. Форрестером имитационной динамической модели организационной системы промышленного предприятия.
Тема 9.Возникновение в современном менеджменте школы социальных систем.
1. Разработка Ч. Бернардом на основе системного подхода целостной теории организации управления.
2. Выделение формальных и неформальных структур в социальной организации.
3. Разработка проблем мотивации поведения людей в организации и множественности удовлетворения человека в организации. Выделение четырех общих стимулов, влияющих на поведение человека в организации.
4. Разработка Ч. Бернардом проблем авторитета, власти и связей в организации.
5. Разработка Ч. Бернардом формальных принципов связи и передачи информации в организационной системе.
Задания:
· Исторические и теоретические предпосылки возникновения и развития в современном менеджменте во второй половине ХХ века школы социальных систем.
· Ч Бернард как духовный отец современной школы социальных систем и его основные работы.
Тема 9.Развитие в современном менеджменте школы социальных систем.
1. Развитие концепции «социальных систем» Г. Саймоном. Анализ соотношения понятий «принятие решений» и «управление».
2. Развитие концепции «социальных систем» Ф. Селзником: институциональное воплощение тотальных целей организации как одна главных задач руководства.
3. Развитие концепции «социальных систем» Э. Голднером. Соотношение рациональной и естественной систем.
4. Развитие концепции «социальных систем» А. Этциони. Организация как сложный агрегат, в котором взаимодействует множество социальных групп.
Задания:
· Исторические и теоретические предпосылки возникновения и развития в современном менеджменте во второй половине ХХ века школы социальных систем.
· Ч Бернард как духовный отец современной школы социальных систем и его основные работы.
Тема 10. Возникновение и развитие в России научного менеджмента в пореформенный период и в годы «новой экономической политики».
1. Разработка методики рационализации трудовых процессов (Москва) и концепции управления заводским хозяйством в России (Санкт-Петербург)в конце XIX – начале ХХ веков.
2. Появление в России тейлоризма и формирование конструктивного и критического подходов к его теории.
3. Организационно-техническое направления развития менеджмента в России в условиях «новой экономической политики».
4. Социально-организационное направления развития менеджмента в России в условиях «новой экономической политики».
5. Вклад Ф.Р. Дунаевского, А.Ф. Журавского, О.А. Ерманского в разработку теоретических основ и практических методик научной организации труда на предприятиях.
Задания:
1.Концепция тектологии А.А. Богданова
2.Концепция научной организации труда А.А. Гастева.
Тема 11. Развитие в России в ХХ веке теории управления общественным производством и формирование российской модели современного менеджмента.
1. Развитие теории и практики директивного планирования. Появление учебников «Организация производства в машиностроении» (1937), «Организация и планирование социалистического промышленного предприятия» (1950).
2. Проблемы реформирования командно-административной системы экономики и развитие теории и практики организации хозяйственного управления в России в 50-х гг.
3. Появление теории оптимального планирования народного хозяйства (Канторович Л. В., Лурье Л.А., Новожилов В.В., Немчинов В.С.) Выделение в сфере управленческих исследований организационно-кибернетического и социально-экономического направлений.
4. Развитие аспектного подхода к исследованию проблем управления. Выделение экономических, правовых и социально-психологических аспектов управления общественным производством. Ограниченность аспектного подхода.
5. Разделение управления народным хозяйством и управления отдельными предприятиями. Разработка структурно-функционального подхода в управлении.
Задания:
1.Основные исторические особенности российского менеджмента.
2.Российские национальные традиции хозяйственного и общественно-политического управления.
3.Сравнительный анализ российского менеджмента.