Словарь основных терминов и понятий
А
Адаптация личности— привыкание. Различаются: трудовая адаптация — привыкание человека к новым условиям работы; социальная адаптация — утверждение личности в коллективе.
Альтернатива— один из возможных вариантов решения проблемы.
Анализ 5\УОТ(аббревиатура от англ. слов: 5гтепёГ.П5, \Уеакпез$, Орроггишггез, ТЬтеаг.5 — сила, слабость, возможности, опасности) — анализ сильных и слабых сторон фирмы, оценка ее возможностей и потенциальных опасностей. Возможности определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что-то новое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию и т.д. Угроза — это то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ: несанкционированное копирование уникальных разработок фирмы, появление новых конкурентов или товаров-заменителей и т.п.
Анкета— набор вопросов, на которые должны быть получены ответы респондентов.
Б Бизнес— дело, экономическая деятельность, направленная на получение дохода или иных личных выгод, коммерческая практика или политика отдельной фирмы.
Бизнесмен— это собственник, применяющий свой или заемный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода. Он может не занимать в своей организации никакой официальной должности, но может и входить в ее правление или попечительский совет.
Бихевиоральные концепции менеджмента— поведенческие аспекты, охватывающие взаимоотношения менеджера и персонала, самоменеджмент и требования, предъявляемые к менеджеру.
в
Вероятностное решение— решение, принятое в условиях риска или неопределенности.
Вертикальная интеграция— стратегия интегрированного роста, когда положение фирмы внутри отрасли изменяется за счет расширения путем добавления новых структур. Стратегия обратной вертикальной интеграции (интеграция «назад») направлена на рост фирмы за счет приобретения компаний-поставщиков либо же усиления контроля над поставщиками. Стратегия прямой вертикальной интеграции (интеграция «вперед») выражается в росте фирмы за счет усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем (над системами распределения и продажи).
Вертикальное разделение управленческого труда— основано на выделении уровней управления: высший, средний, низовой.
Взаимосвязанность факторов— это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
Власть— возможность влиять на поведение людей.
Власть в организации— право менеджера использовать определенные ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение конкретных задач.
Власть, основанная на вознаграждении— влияние, основанное на ожидании подчиненным вознаграждения от руководителя.
Власть, основанная на принуждении— влияние, основанное на страхе наказания.
Влияние— способность изменять поведение окружающих людей или ход процессов.
Внешняя среда организации— это совокупность внешних элементов, которые существенным образом влияют на организацию, но не подвластны ее руководству.
Внутренние переменные— это части самой организации, ситуационные факторы, находящиеся внутри нее; состав и взаимосвязи сложной системы — организации.
Внутриорганизационные коммуникации— коммуникации между уровнями управления и подразделениями.
Вознаграждение— все то, что человек считает ценным для себя.
Восходящие коммуникации— представляют собой движение информации от более низкого уровня к более высокому.
г
Гигиенические факторы(согласно теории Ф. Герцберга) — факторы, находящиеся в среде, окружающей деятельность человека. Их отсутствие вызывает неудовлетворенность работой.
Горизонтальное разделение труда— разделение труда по функциям. Оно проявляется в создании функциональных служб и подразделений в организации.
Горизонтальные коммуникации— предполагают обмен информацией на одном уровне, соединяя между собой командные цепочки организации, они необходимы для согласованности действий и исключения дублирования.
Группа— совокупность людей, объединенных общностью интересов, общей деятельностью и т.д.
Групповая динамика— процесс формирования и функционирования формальных и неформальных групп в организации.
д
Делегирование полномочий— передача права принятия решения на нижестоящие уровни управления.
Деловая стратегия— стратегия на уровне отдельных предприятий (фирм). Главная задача деловой стратегии — обеспечить своей фирме устойчивое конкурентное преимущество.
Демократический стиль управления— руководство, основанное на доверии к подчиненным, привлечении их к принятию решений и их выполнению. Демократичный руководитель стремится создать нормальный психологический климат в коллективе, с тем чтобы каждый работник мог максимально использовать свой интеллектуальный потенциал для достижения целей организации.
Департаментизация— объединение схожих видов деятельности в рамках отдельных подразделений.
Детерминированное решение— решение, принятое в условиях определенности, результатом которого является единственное событие, вероятность наступления которого близка к единице.
Децентрализованные организации— организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления.
Диверсификация риска— распределение инвестируемых средств между различными, не связанными между собой объектами вложений с целью снижения степени риска.
Дивизиональная продуктовая структура— создание управленческих отделов, занимающихся полностью тем или иным продуктом. Полномо-
чия по производству и сбыту такого продукта передаются одному руководителю.
Дивизиональная региональная структура— структура управления, построенная по территориальному принципу.
Дивизиональная структура, ориентированная на потребителя— структура, состоящая из подразделений, каждое из которых работает на определенную категорию потребителей.
Должностная инструкция— краткое изложение основных задач, полномочий и квалифицированных требований, адресованных исполнителю конкретной должности.
Должность— звено предприятия, выделенное по критериям функций, полномочий и ответственности отдельного лица.
Е
Единоначалие— распределение ответственности в системе управления, при котором руководитель несет всю полноту ответственности за состояние дел.
Задача— это работа или ее часть, которая должна быть выполнена определенным способом в конкретный срок. Задачи можно классифицировать по работе с предметами, людьми и информацией.
Задачи мотивации— выявление конкретных интересов человека для выбора стимулирующего воздействия, повышающего его активность в достижении собственных целей и целей организации.
Законная власть— форма власти, которая предоставляется индивиду в рамках его официальной должности в организации.
Закономерности управления— объективно существующие и систематически повторяющиеся взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными процессами и явлениями в управлении.
Звенья управления— структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть.
И
Иерархия— тип системы, в которой все связи последовательно сходятся к одному звену — вершине системы. Иерархия характеризуется наличием уровней, распределением звеньев по уровням, межуровневыми связями.
Иерархия потребностей— подразделение потребностей людей на пять групп по пирамиде А. Маслоу (физиологические потребности, потребность в защищенности, принадлежности, уважении, самовыражении).
Издержки обращения— показатель, характеризующий все затраты, связанные с основной деятельностью торговой организации.
Имидж— образ, представление; целенаправленно разработанный и пропагандируемый образ руководителя, менеджера, организации.
Инициатива— характеристика менеджера или работника, отражающая его способность и стремление к поиску новых подходов, решений, усовершенствований.
Инновации— прогрессивные изменения, ведущие к улучшению работы, повышению эффективности, деятельность по разработке и реализации нововведений.
Интеграция— процесс объединения усилий всех подразделений организации для достижения ее целей и задач. Интеграция рассматривается как структурная, кадровая и культурная проблема, реализуемая на общей информационной основе.
Интегрированная компьютерная система— унифицированный информационный поток, объединяющий на основе компьютерной техники главные функции управления и области деятельности организации.
Интерес— стремление к удовлетворению потребности, обусловленное осознанием данной потребности и условий ее реализации.
Информационная технология— комплекс методов и технических средств получения, хранения, преобразования и использования информации.
Информационное обеспечение менеджмента— создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и передачи информации.
Информация— отражение в сознании человека окружающей его действительности. Совокупность сведений о состоянии управляемой системы и среды ее функционирования.
Инфраструктура— совокупность взаимосвязанных элементов, характеризующих окружающую среду.
Исторические истоки менеджмента— управление как функция всякой совместной деятельности возникло еще в древности, но менеджмент как научная дисциплина появился на определенной стадии разделения труда с зарождением и развитием капитализма, когда управление стало характеризоваться как способ достижения эффективности производства.
к
Кадры управления — работники, профессионально участвующие в управлении и составляющие его аппарат.
Качество управления— комплекс характеристик управления, отражающих потребность и возможность высокой социально-экономической эффективности управления.
Качество управленческого решения— степень соответствия управленческого решения внутренним требованиям организации или стандартам.
Квалификация— степень профессиональной готовности к выполнению определенных видов деятельности.
Коллегиальность— организация разработки решений, предполагающая участие определенных должностных лиц и специалистов в данной области знаний.
Команда— общность сотрудников организации или структурного подразделения, работающих как единое целое, проявляющих при этом максимум ответственности и инициативности.
Коммуникационная политика— включает определение целей коммуникации, путей их достижения, содержание распространяемой на различные аудитории информации, планирование обратной связи.
Коммуникационные барьеры— препятствуют эффективному восприятию информации получателем; выделяют три типа барьеров: личностные, физические и семантические.
Коммуникация— процесс двустороннего или многостороннего обмена информацией, ведущий к взаимопониманию.
Компетенция— комплекс необходимых знаний, навыков и информации для решения какой-либо проблемы.
Компромисс— соглашение, достигнутое посредством взаимных уступок.
Компьютеризация— процесс широкого проникновения компьютерной техники в процессы управления. Сопровождается изменениями в методологии управления, расширяет возможности информационного обеспечения управления, моделирования и пр.
Конгломератная структура— построение отделов фирмы по разным признакам, например, в одном отделе может использоваться функциональная структура, в другом — дивизиональная, в третьем — матричная и т.д.
Конкуренция— соперничество лиц, групп, организаций или экономических образований (фирм, предприятий и пр.) в стремлении достижения определенных целей.
Консенсус— достижение согласия по спорным вопросам.
Контроль— одна из основных функций управления, предполагающая наблюдение за управляемыми процессами, проверку качества, установление отклонений, сбор необходимой информации для оценки ситуации.
Конфликт— противоречия, возникающие между людьми из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя и более сторонами.
Концепция— 1) система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений, понимания чего-либо; 2) общий замысел.
Координация— функция управления, содержанием которой является согласование и приведение в действие многочисленных исполнителей плана в соответствии с целями фирмы.
Корпорация— объединение нескольких предприятий, фирм, организаций. На юридическом языке корпорация — это совокупность юридических или физических лиц, объединенных для совместной деятельности.
Критерий выбора— показатель, на основе которого производятся сравнение альтернатив и выбор оптимального решения.
Культура— система ценностей, господствующих в обществе, корпорации или коллективе. Совокупность отношений, определяемых ценностями, традициями, социальными нормами поведения, коллективными привычками и установками.
Культура организации— способы выполнения работы и способы обхождения с людьми в организации. На культуру организации влияют ее происхождение, форма собственности, технология, яркие события в ее жизни. Организационная культура — важный фактор в достижении эффективности организации.
Л Лидерство— искусство влиять на людей таким образом, чтобы они по доброй воле стремились к достижению целей, которые не являются их личными, а, например, целями организации, подразделения и т.п.
Линейная структура управления— система организации аппарата управления, предполагающая, что во главе каждого подразделения стоит руководитель-единоначальник, осуществляющий управление подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Эта структура управления базируется на вертикальном разделении труда и предполагает осуществление связей между уровнями управления только через руководителя.
Линейно-штабная структура— структура, при которой у руководителя фирмы возникает необходимость в специальных экспертах. Это могут быть эксперты при руководителе — советники, референты, юридические службы, специалисты по маркетинговым исследованиям, службы охраны труда, независимые контрольные органы.
Личность— человек как субъект отношений и сознательной деятельности.
М
Малая группа— немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в личном общении, что является основой для возникновения групповых норм и групповых процессов.
Маркетинг— важнейшая функция управления фирмой на основе учета и анализа внешних факторов, определяющая, что производить; формирующая цели производства, на достижение которых направлен менеджмент как система управления внутренними факторами фирмы.
Матричная система управления— временная организация структуры управления, создаваемая на время реализации проекта
Менеджеры— руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации. Менеджер — наемный работник, занимающий определенную должность в данной организации.
Менеджмент— самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение организацией, действующей в рыночных условиях, определенных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Менталитет— характеристика индивидуального и общественного сознания, образ мыслей, определяющий модели поведения, отношение к действительности, восприятие идей. Определяет многие особенности управления.
Метод управления— способ воздействия субъекта управления на управляемый объект. Различаются экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления.
Метод экспертных оценок— метод оптимизации управленческих решений, основанный на рекомендациях высококвалифицированных специалистов (экспертов).
Методология менеджмента— учение о методах познания в менеджменте. Общими основами методологии менеджмента являются диалектика, абст-
рагирование, системный подход и принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.
Методы разработки управленческого решения— набор мероприятий организационного, технологического, экономического, правового и социального характера, направленных на формирование управленческого решения.
Механизм управления— совокупность рычагов воздействия, позволяющих согласовывать деятельность людей. Рычагами воздействия выступают те характеристики человека, которые определяют саму возможность и эффективность его деятельности (интересы, мотивы, стимулы, установки, ценности, опасения и пр.).
Механистическая структура— традиционно бюрократическая форма организации, в противоположность органической, или адаптивной, структуре.
Миссия (стратегические установки, предназначение)— основная общая цель организации, четко выраженная причина ее существования, ее предназначение.
Модель— устройство, воспроизводящее процессы реальной действительности, имитирующее структуру, строение, тенденции; заменитель оригинала.
Мозговая атака— метод разработки нетрадиционных управленческих решений, построенный на стимулировании интеллектуальной, творческой активности.
Мотивация— побуждение человека или группы к активной и эффективной деятельности, использование мотивов поведения человека в управлении его деятельностью. Мотивация является одной из важнейших функций менеджмента.
Мультимедиа— сетевая компьютерная информационная технология, способная получать, обрабатывать и выдавать многообразную информацию пользователю в виде звука, текста, таблиц, иллюстраций, видеоизображения, графики, анимации, фильмов.
Н
Неоклассическая школа— школа человеческих отношений, направлена на оптимизацию человеческого фактора в управлении, акцентирует внимание на межличностных отношениях в организации. Важнейшими элементами этой школы являются система взаимных связей и информации, система бесед руководителя с подчиненными, привлечение подчиненных к процессу принятия решений, руководство неформальными группами. Наиболее полно концепция этой школы изложена в работах Э. Мейо и М. Фолетт.
Неформальная группа— группа людей в организации, добровольно объединяющихся на основе общности интересов и целей.
Неформальные коммуникации— сосуществующая параллельно с официальной система коммуникаций организации.
Нисходящие организационные коммуникации— представляют собой поток информации от высших уровней руководства к низшим.
Номинальный групповой метод— способ группового обсуждения, при котором непосредственное взаимодействие членов групп сведено к нулю.
Норма управляемости— число подчиненных, которыми может эффективно управлять один руководитель.
Норматив— организационное положение смягченного типа, допускающее отклонение от средней величины или устанавливающее диапазон возможного отклонения (вилка заработной платы, минимальная, максимальная величина, предельные сроки выполнения работы, допустимые и критические отклонения и пр.).
О
Обратная связь— информация, поступающая от объекта к субъекту управления об исполнении команды и состоянии объекта и окружающей среды после исполнения команды.
Объект управления— это то, чем управляют (предприятие, подразделение, группа людей).
Объективность— подход к оценке ситуации, разработке управленческого решения с позиций учета закономерных тенденций развития экономики, производства и общества. Необходимый элемент научного управления, свойство методологии управления.
Обязанность— круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. Выделяют служебные и общественные обязанности.
Окружающая среда— все то, что окружает систему управления: поставщики, покупатели, конкуренты и т.д.
Операция— законченное действие в управлении.
Опыт— совокупность накопленных навыков и практических знаний, определяющих успех деятельности.
Организационная культура— выдержавшая испытание временем система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов, традиций и норм поведения членов организации, оказывающая заметное влияние на поведение как отдельных индивидов, так и групп людей, работающих в данной организации.
Организационная структура менеджмента— совокупность управленческих органов, обеспечивающих выполнение необходимых функций управления для достижения целей.
Организационное поведение— поведение человека, определяющееся его положением в организации (объем и масштаб полномочий, функции, лидерство, роли, мотивация, удовлетворенность работой и пр.).
Организационное проектирование— метод формальной организации целостных систем. Как процесс проектирование включает три функционально связанные части: предпроектные работы, техническое проектирование, рабочее проектирование.
Организационные изменения— введение инноваций в управление персоналом, необходимость которых вызвана процессом адаптации организации к требованиям внутренней и внешней среды.
Организация— 1) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей; 2) одна из основных функций управления, заключающаяся в упорядочении деятельности людей путем установления регламентов, нормативов, дисциплинарных требований и ответственности. В основе организации управления — разделение труда, распределение функций и полномочий.
Органическая структура— гибкая структура, имеющая широкую информационную сеть. Управление в органических структурах децентрализовано.
Ответственность— необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках. Ответственность может быть официальная и личная (чувство ответственности как черта характера).
П
Персонал— группа работников, выделенная по принадлежности к определенным видам профессиональной деятельности.
Персонал управления— работники системы управления. Выделяют персонал высшего, среднего и низшего уровней управления в системе управления компанией, фирмой, предприятием и т.п.
Планирование— важнейшая функция управления, содержанием которой является определение целей фирмы (и других организаций) и выявление путей и средств их достижения.
Подчинение— зависимость деятельности человека от управленческого решения, принимаемого менеджером.
Полномочия— право менеджера использовать определенные ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на решение конкретных задач.
Потребность— совокупность необходимых условий существования и жизнедеятельности человека.
Предварительный контроль— необходимый вид контроля, осуществляемый до начала работы. На этой стадии происходит оценка плана, разработка правил работы, определение режима работы и т.д.
Предвидение— способность человека предполагать будущее, результат деятельности, возможное состояние. Функция управления, необходимая для разработки цели, осуществления планирования и представления общего результата согласованной деятельности людей.
Предприимчивость— совокупность деловых качеств человека, характеризующих его способность к инициативной и рискованной деятельности, принятию нестандартных решений, определению условий и возможностей успеха.
Предпринимательство— самостоятельная творческая деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций для создания новых и совершенствования имеющихся продуктов (услуг), производств, организаций, осуществляемая на свой риск в целях получения прибыли.
Предприятие— организационно обособленная единица в экономической системе (фирма, компания и т.п.).
Принуждение— создание условий деятельности человека, при которых он вынужден делать что-либо вопреки своей воле, интересам и целям. Управление, опирающееся на принуждение,— малоэффективное руководство.
Принципы— правила, нормы поведения, которыми руководствуются в любом виде деятельности, в том числе управленческой.
Проблема— расхождение между желаемым и реальным состояниями управляемого объекта.
Прогнозы— научное предвидение возможного и закономерного состояния экономики, производства, общества в будущем. Необходимы для разработки стратегии управления.
Программирование— элемент логической схемы управления, осуществляемый после принятия решений и включающий составление плана действий и определение необходимых средств для достижения цели.
Проектирование организационных структур— формирование количества уровней управления и структурных подразделений, а также расчет численности аппарата управления одним из имеющихся в арсенале проектировщика методов. К методам проектирования можно отнести: метод структуризации целей, метод структуризации задач, метод организационного моделирования и др.
Проектная структура— временная организация, создаваемая для решения конкретной задачи внутри функционального подразделения. Ее члены — высококвалифицированные специалисты различных областей, собранные вместе для осуществления сложного проекта.
Производственная структура предприятия— совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений организации, обеспечивающих осуществление производственного процесса по выпуску готового продукта.
Процедура— система операций, приводящих к решению управленческих задач.
Процесс принятия решений— последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение производственных проблем и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив и выборе наилучшей из них.
Процессный подход— один из подходов к управлению, применяемый и в настоящее время, согласно которому управление рассматривается как процесс выполнения взаимосвязанных функций для достижения поставленных целей.
Прямая связь— команда, поступающая от субъекта к объекту управления.
Р
Регулирование— управленческая функция по ликвидации отклонений, возникших в ходе процесса производства и управления, и приведению системы управления и объекта управления в равновесное состояние.
Рентабельность— показатель, качественно характеризующий эффективность работы предприятия. Рентабельность определяется отношением прибыли к обороту; в организациях торговли рентабельность определяется отношением прибыли к товарообороту.
Решение— выбор альтернативы и результат управленческого труда.
Риск— вероятность потери ресурсов или неполучения доходов, связанная с конкретной альтернативой решения.
Риск-менеджмент(управление риском) — одна из функций современного менеджмента, связанная с анализом возможного риска при осуществлении коммерческих операций и разработкой мер по его снижению и компенсации.
Роль— род, характер, позиция и степень участия в чем-либо.
Руководитель— лицо, осуществляющее функцию руководства.
Руководство— функция управления, состоящая в принятии решений, разработке целей и стратегии управления, координации всех уровней организации, общем контроле и подборе кадров.
Рынок— сфера товарного обмена, которая предполагает наличие спроса и предложения, покупателей и продавцов.
С
Синергетический эффект— результат совместных усилий членов команды, который оказывается больше суммы отдельных результатов ее членов, если бы они работали порознь.
Система— основополагающая категория общей теории систем, системного подхода к управлению. Буквальное значение в переводе с греческого — «целое, составленное из частей». В наиболее широком смысле система трактуется как правильность расположения частей, определенный порядок, связанное целое.
Система управления— 1) совокупность взаимосвязанных действий, составляющих воздействие управляющей системы на управляемую; 2) совокупность звеньев, в которых сгруппированы функции и полномочия управления и связей, необходимых для осуществления воздействия.
Система управления кадрами— включает кадровую политику, требования к персоналу, формирование штатно-должностной структуры сотрудников, подбор и формирование коллектива, оценку результатов его работы.
Системный подход— это подход, при котором в рассмотрении объекта исследования и практической деятельности сочетаются в единстве его внешние и внутренние связи, указывая на многомерность организации и необходимость учета множества внутренних и внешних переменных.
Ситуационный подход— способ управления, решения проблем в зависимости от складывающейся ситуации. Этот подход предполагает знание средств профессионального управления, учет их сильных и слабых сторон. Менеджер должен правильно оценивать ситуацию и принимать конкретные меры для эффективного управления.
Ситуация— конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в конкретное время. Любая ситуация имеет идейную или экономическую основу, исследование которой позволяет понять ретроспективу и определить перспективу.
Сложность внешней среды организации— число и разнообразие внешних факторов, на которые необходимо реагировать предприятию, фирме и т.д.
Современный менеджмент— характеризуется интеграцией производства и управления, отражает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия (маркетинг и производство; производство и окружающая среда и др.), а также требование сохранения окружающей природы как фактора устойчивого развития экономики и эффек-
тивного использования важнейшего фактора производства — человеческих ресурсов.
Сообщение— информация, закодированная с помощью соответствующих символов и имеющая определенную форму.
Социальная ответственность— действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона. Социальная ответственность определяется общественной значимостью предприятия и характеризуется следующими основными составляющими: ответственное общественное поведение, стабильное коммуникационное и инновационное поведение. Стремление к интеграционному взаимодействию между ориентацией на социальную ответственность (на общественное доверие) и ориентацией на прибыль характеризует предприятие как стабильного крепкого субъекта рынка.
Социальная эффективность— степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары и услуги.
Социально-психологический климат— эмоциональный тон межличностных отношений в группе, имеющий субъективную значимость для каждого члена группы.
Социометрия— метод изучения структуры межличностных отношений в группе, основанный на формулировке так называемых лобовых вопросов.
Спекулятивный риск— вероятность получения не только отрицательного (потери, убыток), но и положительного (доход, прибыль) экономического результата.
Стадии контроля— временйые характеристики контроля по календарю или по
стадиям жизненного цикла продукции. Статус— правовое положение, совокупность прав и обязанностей.
Стиль управления— привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным для оказания на них влияния, побуждающего к достижению целей организации.
Стратегический менеджмент— одно из направлений менеджмента, главная задача которого состоит в выработке генерального курса долгосрочных (перспективных) целей корпорации и разработке конкретных программ для их достижения. Стратегический менеджмент рассматривает широкий круг вопросов, связанных с проблемами управления компаний на стратегическом уровне.
Стратегическое планирование— система действий и решений, направленных на оптимальное достижение целей организации.
Стратегия— обобщенная модель действий, необходимых для достижения поставленных целей и осуществления миссии организации в условиях изменяющегося и конкурентного окружения.
Страхование риска— способ компенсации вероятных потерь, заключающийся в создании специальных денежных фондов, формируемых за счет страховых взносов.
Стресс— состояние или процесс повышенного нервного напряжения из-за наличия отрицательных ситуаций, вызывающих страх и другие негативные эмоции.
Стрессоры— факторы внешней и внутренней среды, оказывающие экстремальное воздействие на человека.
Структура — это форма организации системы, которая отражает наиболее существенные, устойчивые связи между ее элементами и их группами, которые обеспечивают основные свойства данной системы.
Структура организации— логическая взаимосвязь уровней управления и подразделений предприятия, построенная в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Ступени управления— последовательность подчинения одних звеньев управления другим, снизу доверху.
Сфера контроля— число людей, которые подчиняются непосредственно данному руководителю. Размеры сферы контроля определяют при прочих равных условиях число уровней управления в структуре.
Т
Тактика— кратковременная стратегия, имеющая детализированный характер.
Текущий контроль— вид контроля, осуществляемый непосредственно в ходе работы.
Телекоммуникационные системы— системы, которые предполагают, что пользующиеся ими люди выполняют всю свою работу или часть ее на дому, а связь с офисами поддерживается посредством компьютерной технологии.
Темперамент— сочетание устойчивых психических свойств, определяющих динамику деятельности человека.
Теории мотивации— используемые в практике менеджмента различные концепции мотивации, в основе которых лежит анализ факторов, позволяющих выявить возможность реализации в данной системе управления тех или иных мотивов поведения человека. Эти концепции, как правило, связаны с именами их разработчиков, например, теория иерархии по-
требностей А. Маслоу, теория приобретенных потребностей Д. МакКлел-ланда, теория двух факторов Ф. Герцберга, теория ожиданий В. Врума и др.
Теория управления— комплексная наука (научное направление), опирающаяся на многие теоретические и прикладные знания, исследующая социально-экономические, социально-психологические и организационно-технические категории, которые отражают свойства субъекта и объекта управления и отношения между ними.