Словарь основных терминов и понятий

А

Адаптация личности— привыкание. Различаются: трудовая адаптация — при­выкание человека к новым условиям работы; социальная адаптация — утверждение личности в коллективе.

Альтернатива— один из возможных вариантов решения проблемы.

Анализ 5\УОТ(аббревиатура от англ. слов: 5гтепёГ.П5, \Уеакпез$, Орроггишггез, ТЬтеаг.5 — сила, слабость, возможности, опасности) — анализ сильных и слабых сторон фирмы, оценка ее возможностей и потенциальных опас­ностей. Возможности определяются как нечто, дающее фирме шанс сде­лать что-то новое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию и т.д. Угроза — это то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ: несанкциониро­ванное копирование уникальных разработок фирмы, появление новых конкурентов или товаров-заменителей и т.п.

Анкета— набор вопросов, на которые должны быть получены ответы респон­дентов.

Б Бизнес— дело, экономическая деятельность, направленная на получение до­хода или иных личных выгод, коммерческая практика или политика от­дельной фирмы.

Бизнесмен— это собственник, применяющий свой или заемный капитал в це­лях получения прибыли или предпринимательского дохода. Он может не занимать в своей организации никакой официальной должности, но мо­жет и входить в ее правление или попечительский совет.

Бихевиоральные концепции менеджмента— поведенческие аспекты, охва­тывающие взаимоотношения менеджера и персонала, самоменеджмент и требования, предъявляемые к менеджеру.

в

Вероятностное решение— решение, принятое в условиях риска или неопреде­ленности.

Вертикальная интеграция— стратегия интегрированного роста, когда по­ложение фирмы внутри отрасли изменяется за счет расширения путем добавления новых структур. Стратегия обратной вертикальной интегра­ции (интеграция «назад») направлена на рост фирмы за счет приобрете­ния компаний-поставщиков либо же усиления контроля над поставщи­ками. Стратегия прямой вертикальной интеграции (интеграция «вперед») выражается в росте фирмы за счет усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем (над системами распределения и продажи).

Вертикальное разделение управленческого труда— основано на выделении уровней управления: высший, средний, низовой.

Взаимосвязанность факторов— это уровень силы, с которой изменение одно­го фактора воздействует на другие факторы.

Власть— возможность влиять на поведение людей.

Власть в организации— право менеджера использовать определенные ресур­сы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение кон­кретных задач.

Власть, основанная на вознаграждении— влияние, основанное на ожидании подчиненным вознаграждения от руководителя.

Власть, основанная на принуждении— влияние, основанное на страхе на­казания.

Влияние— способность изменять поведение окружающих людей или ход про­цессов.

Внешняя среда организации— это совокупность внешних элементов, кото­рые существенным образом влияют на организацию, но не подвластны ее руководству.

Внутренние переменные— это части самой организации, ситуационные факторы, находящиеся внутри нее; состав и взаимосвязи сложной систе­мы — организации.

Внутриорганизационные коммуникации— коммуникации между уровнями управления и подразделениями.

Вознаграждение— все то, что человек считает ценным для себя.

Восходящие коммуникации— представляют собой движение информации от более низкого уровня к более высокому.

г

Гигиенические факторы(согласно теории Ф. Герцберга) — факторы, находя­щиеся в среде, окружающей деятельность человека. Их отсутствие вызы­вает неудовлетворенность работой.

Горизонтальное разделение труда— разделение труда по функциям. Оно про­является в создании функциональных служб и подразделений в органи­зации.

Горизонтальные коммуникации— предполагают обмен информацией на одном уровне, соединяя между собой командные цепочки организации, они не­обходимы для согласованности действий и исключения дублирования.

Группа— совокупность людей, объединенных общностью интересов, общей деятельностью и т.д.

Групповая динамика— процесс формирования и функционирования формаль­ных и неформальных групп в организации.

д

Делегирование полномочий— передача права принятия решения на нижестоя­щие уровни управления.

Деловая стратегия— стратегия на уровне отдельных предприятий (фирм). Главная задача деловой стратегии — обеспечить своей фирме устойчивое конкурентное преимущество.

Демократический стиль управления— руководство, основанное на доверии к подчиненным, привлечении их к принятию решений и их выполнению. Демократичный руководитель стремится создать нормальный психологи­ческий климат в коллективе, с тем чтобы каждый работник мог макси­мально использовать свой интеллектуальный потенциал для достиже­ния целей организации.

Департаментизация— объединение схожих видов деятельности в рамках от­дельных подразделений.

Детерминированное решение— решение, принятое в условиях определенно­сти, результатом которого является единственное событие, вероятность наступления которого близка к единице.

Децентрализованные организации— организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления.

Диверсификация риска— распределение инвестируемых средств между раз­личными, не связанными между собой объектами вложений с целью сни­жения степени риска.

Дивизиональная продуктовая структура— создание управленческих от­делов, занимающихся полностью тем или иным продуктом. Полномо-

чия по производству и сбыту такого продукта передаются одному руководителю.

Дивизиональная региональная структура— структура управления, постро­енная по территориальному принципу.

Дивизиональная структура, ориентированная на потребителя— структура, состоящая из подразделений, каждое из которых работает на определен­ную категорию потребителей.

Должностная инструкция— краткое изложение основных задач, полномочий и квалифицированных требований, адресованных исполнителю конкрет­ной должности.

Должность— звено предприятия, выделенное по критериям функций, полно­мочий и ответственности отдельного лица.

Е

Единоначалие— распределение ответственности в системе управления, при котором руководитель несет всю полноту ответственности за состояние дел.

Задача— это работа или ее часть, которая должна быть выполнена определен­ным способом в конкретный срок. Задачи можно классифицировать по работе с предметами, людьми и информацией.

Задачи мотивации— выявление конкретных интересов человека для выбора стимулирующего воздействия, повышающего его активность в достиже­нии собственных целей и целей организации.

Законная власть— форма власти, которая предоставляется индивиду в рам­ках его официальной должности в организации.

Закономерности управления— объективно существующие и систематически повторяющиеся взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными процессами и явлениями в управлении.

Звенья управления— структурные подразделения, а также отдельные специ­алисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть.

И

Иерархия— тип системы, в которой все связи последовательно сходятся к одному звену — вершине системы. Иерархия характеризуется наличием уровней, распределением звеньев по уровням, межуровневыми связями.

Иерархия потребностей— подразделение потребностей людей на пять групп по пирамиде А. Маслоу (физиологические потребности, потребность в за­щищенности, принадлежности, уважении, самовыражении).

Издержки обращения— показатель, характеризующий все затраты, связан­ные с основной деятельностью торговой организации.

Имидж— образ, представление; целенаправленно разработанный и пропаган­дируемый образ руководителя, менеджера, организации.

Инициатива— характеристика менеджера или работника, отражающая его способность и стремление к поиску новых подходов, решений, усовер­шенствований.

Инновации— прогрессивные изменения, ведущие к улучшению работы, повы­шению эффективности, деятельность по разработке и реализации ново­введений.

Интеграция— процесс объединения усилий всех подразделений организации для достижения ее целей и задач. Интеграция рассматривается как струк­турная, кадровая и культурная проблема, реализуемая на общей инфор­мационной основе.

Интегрированная компьютерная система— унифицированный информаци­онный поток, объединяющий на основе компьютерной техники главные функции управления и области деятельности организации.

Интерес— стремление к удовлетворению потребности, обусловленное осозна­нием данной потребности и условий ее реализации.

Информационная технология— комплекс методов и технических средств получения, хранения, преобразования и использования информации.

Информационное обеспечение менеджмента— создание эффективной сис­темы сбора, обработки, хранения и передачи информации.

Информация— отражение в сознании человека окружающей его действитель­ности. Совокупность сведений о состоянии управляемой системы и среды ее функционирования.

Инфраструктура— совокупность взаимосвязанных элементов, характеризу­ющих окружающую среду.

Исторические истоки менеджмента— управление как функция всякой совмест­ной деятельности возникло еще в древности, но менеджмент как научная дисциплина появился на определенной стадии разделения труда с зарождением и развитием капитализма, когда управление стало харак­теризоваться как способ достижения эффективности производства.

к

Кадры управления — работники, профессионально участвующие в управле­нии и составляющие его аппарат.

Качество управления— комплекс характеристик управления, отражающих потребность и возможность высокой социально-экономической эффек­тивности управления.

Качество управленческого решения— степень соответствия управленческо­го решения внутренним требованиям организации или стандартам.

Квалификация— степень профессиональной готовности к выполнению опре­деленных видов деятельности.

Коллегиальность— организация разработки решений, предполагающая учас­тие определенных должностных лиц и специалистов в данной области знаний.

Команда— общность сотрудников организации или структурного подразделе­ния, работающих как единое целое, проявляющих при этом максимум ответственности и инициативности.

Коммуникационная политика— включает определение целей коммуникации, путей их достижения, содержание распространяемой на различные ауди­тории информации, планирование обратной связи.

Коммуникационные барьеры— препятствуют эффективному восприятию информации получателем; выделяют три типа барьеров: личностные, физические и семантические.

Коммуникация— процесс двустороннего или многостороннего обмена ин­формацией, ведущий к взаимопониманию.

Компетенция— комплекс необходимых знаний, навыков и информации для решения какой-либо проблемы.

Компромисс— соглашение, достигнутое посредством взаимных уступок.

Компьютеризация— процесс широкого проникновения компьютерной техни­ки в процессы управления. Сопровождается изменениями в методологии управления, расширяет возможности информационного обеспечения управления, моделирования и пр.

Конгломератная структура— построение отделов фирмы по разным призна­кам, например, в одном отделе может использоваться функциональная структура, в другом — дивизиональная, в третьем — матричная и т.д.

Конкуренция— соперничество лиц, групп, организаций или экономических образований (фирм, предприятий и пр.) в стремлении достижения опре­деленных целей.

Консенсус— достижение согласия по спорным вопросам.

Контроль— одна из основных функций управления, предполагающая наблюде­ние за управляемыми процессами, проверку качества, установление от­клонений, сбор необходимой информации для оценки ситуации.

Конфликт— противоречия, возникающие между людьми из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя и более сторонами.

Концепция— 1) система взглядов на те или иные явления, способ рассмотре­ния каких-либо явлений, понимания чего-либо; 2) общий замысел.

Координация— функция управления, содержанием которой является согла­сование и приведение в действие многочисленных исполнителей плана в соответствии с целями фирмы.

Корпорация— объединение нескольких предприятий, фирм, организаций. На юридическом языке корпорация — это совокупность юридических или физических лиц, объединенных для совместной деятельности.

Критерий выбора— показатель, на основе которого производятся сравнение альтернатив и выбор оптимального решения.

Культура— система ценностей, господствующих в обществе, корпорации или коллективе. Совокупность отношений, определяемых ценностями, тради­циями, социальными нормами поведения, коллективными привычками и установками.

Культура организации— способы выполнения работы и способы обхождения с людьми в организации. На культуру организации влияют ее происхож­дение, форма собственности, технология, яркие события в ее жизни. Ор­ганизационная культура — важный фактор в достижении эффективно­сти организации.

Л Лидерство— искусство влиять на людей таким образом, чтобы они по доброй воле стремились к достижению целей, которые не являются их личными, а, например, целями организации, подразделения и т.п.

Линейная структура управления— система организации аппарата управле­ния, предполагающая, что во главе каждого подразделения стоит руководи­тель-единоначальник, осуществляющий управление подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управле­ния. Эта структура управления базируется на вертикальном разделении труда и предполагает осуществление связей между уровнями управления только через руководителя.

Линейно-штабная структура— структура, при которой у руководителя фирмы возникает необходимость в специальных экспертах. Это могут быть экс­перты при руководителе — советники, референты, юридические службы, специалисты по маркетинговым исследованиям, службы охраны труда, независимые контрольные органы.

Личность— человек как субъект отношений и сознательной деятельности.

М

Малая группа— немногочисленная по составу группа, члены которой объеди­нены общей социальной деятельностью и находятся в личном общении, что является основой для возникновения групповых норм и групповых процессов.

Маркетинг— важнейшая функция управления фирмой на основе учета и анали­за внешних факторов, определяющая, что производить; формирующая цели производства, на достижение которых направлен менеджмент как система управления внутренними факторами фирмы.

Матричная система управления— временная организация структуры управ­ления, создаваемая на время реализации проекта

Менеджеры— руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области приня­тия решений в определенных сферах деятельности организации. Менед­жер — наемный работник, занимающий определенную должность в дан­ной организации.

Менеджмент— самостоятельный вид профессиональной деятельности, на­правленной на достижение организацией, действующей в рыночных ус­ловиях, определенных целей путем рационального использования матери­альных, трудовых и финансовых ресурсов.

Менталитет— характеристика индивидуального и общественного сознания, образ мыслей, определяющий модели поведения, отношение к действи­тельности, восприятие идей. Определяет многие особенности управления.

Метод управления— способ воздействия субъекта управления на управля­емый объект. Различаются экономические, организационно-распоряди­тельные и социально-психологические методы управления.

Метод экспертных оценок— метод оптимизации управленческих решений, основанный на рекомендациях высококвалифицированных специалис­тов (экспертов).

Методология менеджмента— учение о методах познания в менеджменте. Об­щими основами методологии менеджмента являются диалектика, абст-

рагирование, системный подход и принципы: единства теории и практи­ки, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, при­чинности, развития, историзма.

Методы разработки управленческого решения— набор мероприятий органи­зационного, технологического, экономического, правового и социально­го характера, направленных на формирование управленческого решения.

Механизм управления— совокупность рычагов воздействия, позволяющих согласовывать деятельность людей. Рычагами воздействия выступают те характеристики человека, которые определяют саму возможность и эф­фективность его деятельности (интересы, мотивы, стимулы, установки, ценности, опасения и пр.).

Механистическая структура— традиционно бюрократическая форма органи­зации, в противоположность органической, или адаптивной, структуре.

Миссия (стратегические установки, предназначение)— основная общая цель организации, четко выраженная причина ее существования, ее предназ­начение.

Модель— устройство, воспроизводящее процессы реальной действительно­сти, имитирующее структуру, строение, тенденции; заменитель оригинала.

Мозговая атака— метод разработки нетрадиционных управленческих реше­ний, построенный на стимулировании интеллектуальной, творческой активности.

Мотивация— побуждение человека или группы к активной и эффективной деятельности, использование мотивов поведения человека в управлении его деятельностью. Мотивация является одной из важнейших функций менеджмента.

Мультимедиа— сетевая компьютерная информационная технология, способ­ная получать, обрабатывать и выдавать многообразную информацию пользователю в виде звука, текста, таблиц, иллюстраций, видеоизображе­ния, графики, анимации, фильмов.

Н

Неоклассическая школа— школа человеческих отношений, направлена на оптимизацию человеческого фактора в управлении, акцентирует внима­ние на межличностных отношениях в организации. Важнейшими элемен­тами этой школы являются система взаимных связей и информации, система бесед руководителя с подчиненными, привлечение подчиненных к процессу принятия решений, руководство неформальными группами. Наиболее полно концепция этой школы изложена в работах Э. Мейо и М. Фолетт.

Неформальная группа— группа людей в организации, добровольно объеди­няющихся на основе общности интересов и целей.

Неформальные коммуникации— сосуществующая параллельно с официаль­ной система коммуникаций организации.

Нисходящие организационные коммуникации— представляют собой поток информации от высших уровней руководства к низшим.

Номинальный групповой метод— способ группового обсуждения, при кото­ром непосредственное взаимодействие членов групп сведено к нулю.

Норма управляемости— число подчиненных, которыми может эффективно управлять один руководитель.

Норматив— организационное положение смягченного типа, допускающее от­клонение от средней величины или устанавливающее диапазон возмож­ного отклонения (вилка заработной платы, минимальная, максималь­ная величина, предельные сроки выполнения работы, допустимые и критические отклонения и пр.).

О

Обратная связь— информация, поступающая от объекта к субъекту управле­ния об исполнении команды и состоянии объекта и окружающей среды после исполнения команды.

Объект управления— это то, чем управляют (предприятие, подразделение, группа людей).

Объективность— подход к оценке ситуации, разработке управленческого реше­ния с позиций учета закономерных тенденций развития экономики, про­изводства и общества. Необходимый элемент научного управления, свой­ство методологии управления.

Обязанность— круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. Выделяют служебные и общественные обязанности.

Окружающая среда— все то, что окружает систему управления: поставщики, покупатели, конкуренты и т.д.

Операция— законченное действие в управлении.

Опыт— совокупность накопленных навыков и практических знаний, определя­ющих успех деятельности.

Организационная культура— выдержавшая испытание временем система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов, традиций и норм поведения членов организации, оказывающая заметное влияние на поведение как отдельных индивидов, так и групп людей, работа­ющих в данной организации.

Организационная структура менеджмента— совокупность управленческих органов, обеспечивающих выполнение необходимых функций управле­ния для достижения целей.

Организационное поведение— поведение человека, определяющееся его по­ложением в организации (объем и масштаб полномочий, функции, ли­дерство, роли, мотивация, удовлетворенность работой и пр.).

Организационное проектирование— метод формальной организации целост­ных систем. Как процесс проектирование включает три функционально связанные части: предпроектные работы, техническое проектирование, рабочее проектирование.

Организационные изменения— введение инноваций в управление персона­лом, необходимость которых вызвана процессом адаптации организа­ции к требованиям внутренней и внешней среды.

Организация— 1) группа людей, деятельность которых сознательно координи­руется для достижения общей цели или целей; 2) одна из основных функ­ций управления, заключающаяся в упорядочении деятельности людей путем установления регламентов, нормативов, дисциплинарных требо­ваний и ответственности. В основе организации управления — разделе­ние труда, распределение функций и полномочий.

Органическая структура— гибкая структура, имеющая широкую информаци­онную сеть. Управление в органических структурах децентрализовано.

Ответственность— необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в сво­их действиях, поступках. Ответственность может быть официальная и личная (чувство ответственности как черта характера).

П

Персонал— группа работников, выделенная по принадлежности к определен­ным видам профессиональной деятельности.

Персонал управления— работники системы управления. Выделяют персо­нал высшего, среднего и низшего уровней управления в системе управле­ния компанией, фирмой, предприятием и т.п.

Планирование— важнейшая функция управления, содержанием которой явля­ется определение целей фирмы (и других организаций) и выявление путей и средств их достижения.

Подчинение— зависимость деятельности человека от управленческого реше­ния, принимаемого менеджером.

Полномочия— право менеджера использовать определенные ресурсы организа­ции и направлять усилия ее сотрудников на решение конкретных задач.

Потребность— совокупность необходимых условий существования и жизне­деятельности человека.

Предварительный контроль— необходимый вид контроля, осуществляемый до начала работы. На этой стадии происходит оценка плана, разработка правил работы, определение режима работы и т.д.

Предвидение— способность человека предполагать будущее, результат дея­тельности, возможное состояние. Функция управления, необходимая для разработки цели, осуществления планирования и представления общего результата согласованной деятельности людей.

Предприимчивость— совокупность деловых качеств человека, характеризу­ющих его способность к инициативной и рискованной деятельности, при­нятию нестандартных решений, определению условий и возможностей успеха.

Предпринимательство— самостоятельная творческая деятельность, направ­ленная на поиск и реализацию инноваций для создания новых и совер­шенствования имеющихся продуктов (услуг), производств, организаций, осуществляемая на свой риск в целях получения прибыли.

Предприятие— организационно обособленная единица в экономической сис­теме (фирма, компания и т.п.).

Принуждение— создание условий деятельности человека, при которых он вынужден делать что-либо вопреки своей воле, интересам и целям. Управ­ление, опирающееся на принуждение,— малоэффективное руководство.

Принципы— правила, нормы поведения, которыми руководствуются в любом виде деятельности, в том числе управленческой.

Проблема— расхождение между желаемым и реальным состояниями управ­ляемого объекта.

Прогнозы— научное предвидение возможного и закономерного состояния экономики, производства, общества в будущем. Необходимы для раз­работки стратегии управления.

Программирование— элемент логической схемы управления, осуществля­емый после принятия решений и включающий составление плана дейст­вий и определение необходимых средств для достижения цели.

Проектирование организационных структур— формирование количества уровней управления и структурных подразделений, а также расчет чис­ленности аппарата управления одним из имеющихся в арсенале проек­тировщика методов. К методам проектирования можно отнести: метод структуризации целей, метод структуризации задач, метод организаци­онного моделирования и др.

Проектная структура— временная организация, создаваемая для решения конкретной задачи внутри функционального подразделения. Ее члены — высококвалифицированные специалисты различных областей, собран­ные вместе для осуществления сложного проекта.

Производственная структура предприятия— совокупность основных, вспо­могательных и обслуживающих подразделений организации, обеспечи­вающих осуществление производственного процесса по выпуску готово­го продукта.

Процедура— система операций, приводящих к решению управленческих задач.

Процесс принятия решений— последовательность действий субъекта управ­ления, направленных на разрешение производственных проблем и за­ключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив и выборе наи­лучшей из них.

Процессный подход— один из подходов к управлению, применяемый и в на­стоящее время, согласно которому управление рассматривается как про­цесс выполнения взаимосвязанных функций для достижения постав­ленных целей.

Прямая связь— команда, поступающая от субъекта к объекту управления.

Р

Регулирование— управленческая функция по ликвидации отклонений, воз­никших в ходе процесса производства и управления, и приведению сис­темы управления и объекта управления в равновесное состояние.

Рентабельность— показатель, качественно характеризующий эффективность работы предприятия. Рентабельность определяется отношением прибыли к обороту; в организациях торговли рентабельность определяется отноше­нием прибыли к товарообороту.

Решение— выбор альтернативы и результат управленческого труда.

Риск— вероятность потери ресурсов или неполучения доходов, связанная с кон­кретной альтернативой решения.

Риск-менеджмент(управление риском) — одна из функций современного менеджмента, связанная с анализом возможного риска при осуществле­нии коммерческих операций и разработкой мер по его снижению и ком­пенсации.

Роль— род, характер, позиция и степень участия в чем-либо.

Руководитель— лицо, осуществляющее функцию руководства.

Руководство— функция управления, состоящая в принятии решений, разра­ботке целей и стратегии управления, координации всех уровней органи­зации, общем контроле и подборе кадров.

Рынок— сфера товарного обмена, которая предполагает наличие спроса и предложения, покупателей и продавцов.

С

Синергетический эффект— результат совместных усилий членов команды, который оказывается больше суммы отдельных результатов ее членов, если бы они работали порознь.

Система— основополагающая категория общей теории систем, системного подхода к управлению. Буквальное значение в переводе с греческого — «целое, составленное из частей». В наиболее широком смысле система трактуется как правильность расположения частей, определенный поря­док, связанное целое.

Система управления— 1) совокупность взаимосвязанных действий, состав­ляющих воздействие управляющей системы на управляемую; 2) сово­купность звеньев, в которых сгруппированы функции и полномочия управления и связей, необходимых для осуществления воздействия.

Система управления кадрами— включает кадровую политику, требования к персоналу, формирование штатно-должностной структуры сотрудни­ков, подбор и формирование коллектива, оценку результатов его работы.

Системный подход— это подход, при котором в рассмотрении объекта ис­следования и практической деятельности сочетаются в единстве его вне­шние и внутренние связи, указывая на многомерность организации и не­обходимость учета множества внутренних и внешних переменных.

Ситуационный подход— способ управления, решения проблем в зависимо­сти от складывающейся ситуации. Этот подход предполагает знание средств профессионального управления, учет их сильных и слабых сто­рон. Менеджер должен правильно оценивать ситуацию и принимать кон­кретные меры для эффективного управления.

Ситуация— конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на орга­низацию в конкретное время. Любая ситуация имеет идейную или эконо­мическую основу, исследование которой позволяет понять ретроспекти­ву и определить перспективу.

Сложность внешней среды организации— число и разнообразие внешних факторов, на которые необходимо реагировать предприятию, фирме и т.д.

Современный менеджмент— характеризуется интеграцией производства и управления, отражает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия (маркетинг и производство; производ­ство и окружающая среда и др.), а также требование сохранения окружа­ющей природы как фактора устойчивого развития экономики и эффек-

тивного использования важнейшего фактора производства — человече­ских ресурсов.

Сообщение— информация, закодированная с помощью соответствующих символов и имеющая определенную форму.

Социальная ответственность— действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона. Социальная ответственность определяется общественной значимостью предприятия и характеризуется следующими основными составляющими: ответствен­ное общественное поведение, стабильное коммуникационное и иннова­ционное поведение. Стремление к интеграционному взаимодействию между ориентацией на социальную ответственность (на общественное доверие) и ориентацией на прибыль характеризует предприятие как ста­бильного крепкого субъекта рынка.

Социальная эффективность— степень удовлетворения спроса населения (по­требителей, заказчиков) на товары и услуги.

Социально-психологический климат— эмоциональный тон межличностных отношений в группе, имеющий субъективную значимость для каждого члена группы.

Социометрия— метод изучения структуры межличностных отношений в груп­пе, основанный на формулировке так называемых лобовых вопросов.

Спекулятивный риск— вероятность получения не только отрицательного (потери, убыток), но и положительного (доход, прибыль) экономическо­го результата.

Стадии контроля— временйые характеристики контроля по календарю или по

стадиям жизненного цикла продукции. Статус— правовое положение, совокупность прав и обязанностей.

Стиль управления— привычная манера поведения руководителя по отноше­нию к подчиненным для оказания на них влияния, побуждающего к до­стижению целей организации.

Стратегический менеджмент— одно из направлений менеджмента, главная задача которого состоит в выработке генерального курса долгосрочных (перспективных) целей корпорации и разработке конкретных программ для их достижения. Стратегический менеджмент рассматривает широ­кий круг вопросов, связанных с проблемами управления компаний на стратегическом уровне.

Стратегическое планирование— система действий и решений, направлен­ных на оптимальное достижение целей организации.

Стратегия— обобщенная модель действий, необходимых для достижения по­ставленных целей и осуществления миссии организации в условиях из­меняющегося и конкурентного окружения.

Страхование риска— способ компенсации вероятных потерь, заключающий­ся в создании специальных денежных фондов, формируемых за счет страховых взносов.

Стресс— состояние или процесс повышенного нервного напряжения из-за наличия отрицательных ситуаций, вызывающих страх и другие нега­тивные эмоции.

Стрессоры— факторы внешней и внутренней среды, оказывающие экстре­мальное воздействие на человека.

Структура — это форма организации системы, которая отражает наиболее существенные, устойчивые связи между ее элементами и их группами, которые обеспечивают основные свойства данной системы.

Структура организации— логическая взаимосвязь уровней управления и под­разделений предприятия, построенная в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Ступени управления— последовательность подчинения одних звеньев управ­ления другим, снизу доверху.

Сфера контроля— число людей, которые подчиняются непосредственно дан­ному руководителю. Размеры сферы контроля определяют при прочих равных условиях число уровней управления в структуре.

Т

Тактика— кратковременная стратегия, имеющая детализированный характер.

Текущий контроль— вид контроля, осуществляемый непосредственно в ходе работы.

Телекоммуникационные системы— системы, которые предполагают, что пользующиеся ими люди выполняют всю свою работу или часть ее на дому, а связь с офисами поддерживается посредством компьютерной технологии.

Темперамент— сочетание устойчивых психических свойств, определяющих динамику деятельности человека.

Теории мотивации— используемые в практике менеджмента различные кон­цепции мотивации, в основе которых лежит анализ факторов, позволя­ющих выявить возможность реализации в данной системе управления тех или иных мотивов поведения человека. Эти концепции, как правило, связаны с именами их разработчиков, например, теория иерархии по-

требностей А. Маслоу, теория приобретенных потребностей Д. МакКлел-ланда, теория двух факторов Ф. Герцберга, теория ожиданий В. Врума и др.

Теория управления— комплексная наука (научное направление), опирающа­яся на многие теоретические и прикладные знания, исследующая соци­ально-экономические, социально-психологические и организационно-технические категории, которые отражают свойства субъекта и объекта управления и отношения между ними.

Наши рекомендации