ГЛАВА 13. Как научиться менеджменту

Для успешного выполнения функций менеджер должен иметь специальное профессиональное образование. Обобщенная структура знаний менеджмента по мнению ряда исследователей может быть представлена в виде профессиограммы менеджера, где в равных долях представлены знания по таким направлениям как:

Экономика

Психология

Менеджмент

Отраслевые знания

Объектом экономических отношений в условиях рынка (по поводу чего вступают в отношения) становится не продукция и ее производство, а товар. В рынке говорят: «Если у тебя нет товара, у тебя ничего нет». Напомним, товар - это то, что можно продать, что имеет цену. Товаром может быть продукт, услуга, идея, вид и прочие. Товар необходимо довести до покупателя. Товар должен удовлетворить потребности покупателя. Товар должен быть конкурентоспособен на рынке. Для этого необходимо знания таких наук как «Экономика отрасли», «Инновационный менеджмент», «Внешнеэкономическая деятельность предприятий».

Субъектами экономических отношений (кто вступает в отношения) в централизованной системе управления экономикой были производитель и потребитель. В рыночной системе субъектами отношений являются продавец и покупатель. При этом ведущей фигурой среди них является покупатель. От покупателя зависит экономическое положение продавца, его доходы. При этом очень важно, что отношения между ними строятся на основе свободного выбора. Как построить цепочку отношений между субъектами рынка, как удовлетворить потребности покупателей можно узнать, изучив такие дисциплины, как «Маркетинг», «Реклама и продвижение товара», «Паблик рилейшнз», «Рыночное управление».

В рынке существует господство не государственной, а частной форм собственности. Форма собственности определяет права и ответственность субъектов экономики. Частная собственность дает большие права ее владельцу в плане распоряжения и использования собственности, но и повышает ответственность за результаты управления собственностью. Поэтому в условиях рынка большим спросом пользуются юридические науки, формирующие знания о правах и ответственности субъектов экономических отношений.

Критерий деятельности (оценочный показатель) в рыночной системе - прибыль (или доход) субъекта рынка, а не выполнение плана как в централизованной системе хозяйствования. Высокий доход (или прибыль) характеризует удовлетворение потребности в товаре. Высокий доход может обеспечить большой объем продаж и качественный товар. Большой доход - это много покупателей и высокая степень удовлетворения общественных потребностей. Как превратить товар в деньги, а деньги в прибыль научат такие дисциплины как «Финансовый менеджмент», «Финансы и кредит», «Рынок пенных бумаг», «Бухгалтерский учет» и др.

Рыночная система - система свободной цены. Цена на товар определяется в основном под влиянием спроса и предложения. Ценаскладывается под влиянием очень большого количества факторов: от состояния макро и микроэкономики до психологических особенностей покупателей. Для работы с ценами требуются знания таких дисциплин, как «Экономическая теория», «Мировая экономика», «Ценообразование», «Экономика предприятия».

Если в централизованной системе управление было прямым и централизованным, то в рыночных условиях независимости и самостоятельности субъектов преобладающими методами управления становятся косвенное и децентрализованное управление.

Организация самостоятельно определяет цели своей деятельности, разрабатывает стратегии достижения целей, вырабатывает модели поведения в условиях рыночной конъюнктуры, определяет средства коммуникации и методы управления персоналом. Для такого управления организацией требуются знания таких дисциплин, как «Менеджмент», «Управление персоналом», «Разработка управленческого решения», «Информационные технологии управления», «Управление качеством», «Планирование и организация деятельности», «Логистика».

Совокупность всех этих знаний позволит специалисту сквалификацией «Менеджер» обеспечить устойчивость деятельности организаций в условиях рыночной хозяйственной системы.

Как научиться менеджменту?

Есть несколько путей постижения науки менеджмента.

1. На основе общих правил и принципов: «не укради», «не сотвори себе кумира». «Для успеха не надо быть умнее других, надо просто быть на день быстрее большинства» и другие правила.

2. На основе системного анализа: формирование представления об организации как об элементе более крупной системы: группа - факультет - институт - общество - страна - мир. Чем выше уровень системы, тем больше возможностей (рисунок 2)

ГЛАВА 13. Как научиться менеджменту - student2.ru

Рисунок 2. Схема системного мышления менеджера

3. На основе оценки и анализа ситуации - комплексный подход: использование шансов и уход от угроз.

4. На основе изучения опыта и отдельных теорий управления

Можно выделить три характерные области, которые являются составляющими успешного выполнения работы и предметами обучения, освоение которых должно гарантировать владение работой, следовательно, и получение высоких результатов и соответствующего вознаграждения. К этим характерным областям можно отнести следующие.

Первая,самая очевидная и наиболее часто встречаемая в учебных программах - область знаний, отражающая технологии, используемые в работе менеджера.

Вторая - область умений и навыков, которые заключаются во владении инструментом и способах его применения для достижения цели. Освоение умений требует методики, основанной на практических действиях со стороны слушателя.

Третья -область намерений и поведения, которые меньше всего предоставлены программами и методами обучения, но играющие ключевую роль в получении результата, а значит и во всем обучении менеджменту. Наличие трех составляющих работы подтверждается разными ролями, присущими менеджерам, которые представляют собой владение менеджером разными составляющими работы: знанием концепций, умением пользоваться инструментом и собственными намерениями.

Карьера, самореализация и деньги – основные стимулы для всех, кто вступает в игру под названием «бизнес», самую азартную из придуманных человечеством. Достижений здесь не бывает без огромных усилий, и покорить вершину успеха удается далеко не всем желающим. Это восхождение всего за несколько недель должны были совершить участники первого на российском телевидении реалити-шоу о бизнесе «Кандидат». Им предстояло пройти путь от простого уличного продавца до топ-менеджера в компании «Интеррос» одного из самых удачливых бизнесменов России – Владимира Потанина.

Стоит отметить, что Потанин - президент и председатель совета директоров ЗАО "Холдинговая компания 'Интеррос'". Член Общественной палаты. Бывший первый вице-премьер правительства РФ (1996-1997), автор идеи проведения залоговых аукционов в России в середине 1990-х годов. Один из самых богатых людей планеты: в марте 2008 года занял 25 позицию в рейтинге миллиардеров, составленном журналом Forbes.

Реалити-шоу «Кандидат» - русская версия знаменитого американского шоу “The Apprentice”, ведущим которого был миллиардер Дональд Трамп. В “Apprentice” 16 участников, 8 мужчин и 8 женщин, на протяжении 15 серий соревнуются за право занять руководящую должность в одном из бизнесов Трампа с окладом $250 тыс. в год. Победитель российской версии проекта также получает пост руководителя одного из направлений бизнеса Владимира Потанина с годовым вознаграждением 1,5 млн. рублей. В ходе шоу Потанин не просто испытывает знания и умения своих кандидатов, но и делится с ними секретами собственных достижений, показывает изнутри всю кухню реального бизнеса.

В каждой новой серии участникам предлагалось выполнить некое бизнес-задание в полевых условиях, где проявлялись их профессиональные качества, знания, умение управлять и исполнять распоряжения. Такие задания затрагивали все стороны управленческой деятельности и позволяли каждому в полной мере проявить себя как талантливого менеджера.

В первом задании участники занимались прямыми продажами.

С помощью второго Владимир Потанин постарался донести до своих кандидатов одну мысль. Топ-менеджер не может быть специалистом только в одной, узконаправленной сфере. Ему постоянно приходится вникать во все новые и новые области деятельности. Именно способность переключаться на совершенно неожиданные аспекты и находить наиболее эффективные решения в новом для себя деле и придется доказать командам. Задание: на финале конкурса молодых дизайнеров благотворительного фонда «Русский силуэт» выбрать одну коллекцию, и как можно дороже продать ее торговому дому.

Третье задание проходило в рамках промо-акции «Модель принятия решения», в ходе которой следовало продать как можно больше новых телефонов BenQ-Siemens в салоне связи.

Выполнив четвертое задание, участники должны были получить максимальную выручку от продажи фотографий известных людей на аукционе. А в пятом – органично вписать в эпизод художественного фильма упоминание о спонсоре.

С каждым новым этапом Владимир Потанин пытался приучить участников к тому, что настоящий топ-менеджер не может позволить себе «лить воду» - в переносном смысле. И в шестом задании кандидатам нужно было убедить людей не лить воду в буквальном смысле.

В седьмом задании Владимир Потанин поделился с кандидатами мыслью о том, что поздравлять других людей – это прекрасный повод найти в них что-то хорошее и светлое. Участникам предстояло поздравить многотысячный трудовой коллектив компании «Норильский никель» в заполярном городе Норильск с Днем металлурга.

Теперь задания становятся все сложнее – не просто на проверку менеджерских навыков, а уже по-настоящему бизнесовые. И восьмым стало оформление витрины магазина так, чтобы привлечь максимальное количество посетителей.

С каждым этапом оставшиеся кандидаты раскрывались все больше и больше, принимали решения, реагировали на те или иные события, показывали себя. Наступал самый подходящий момент, чтобы попытаться найти свое место под солнцем. Как оказалось, искать место под солнцем кандидатам пришлось как в переносном, так и в буквальном смысле. На одном из московских пляжей им предстояло организовать бизнес, который бы приносил им доход, в этом была суть девятого задания.

Уважающий себя менеджер должен знать и уметь огромное количество вещей. Это Владимир Потанин систематично доносил до участников в течение всего проекта. К десятому заданию оформилось еще одно немаловажное качество, долженствующее присутствовать в арсенале кандидатов. Каждый уважающий себя менеджер обязательно должен знать и представлять себе, что такое рекрутинг (от слова «рекрут»). В процессе выдачи задания Потанин немного углубился в историю и напомнил участникам, что в царской России рекрутов нанимали на работу на целых 25 лет. Задача, поставленная перед кандидатами, была не настолько глобальной: им следовало отобрать граждан для прохождения службы по контракту в ВС РФ.

Владимир Потанин искал не просто топ-менеджера в одну из своих компаний. Он искал талантливого, увлеченного профессионала, способного работать в команде и принимать решения. Для того, чтобы выбрать такого человека из шестнадцати пришедших на проект кандидатов, он давал им совершенно разные и подчас неожиданные задания. Уж и газеты они продавали, и бизнес организовывали, и product placement осуществляли, и по стране путешествовали… Шесть оставшихся участников могли только догадываться, чем им придется заниматься в этот раз.

Одиннадцатое задание: организовать презентацию нового автомобиля марки "Hyundai" и провести тест-драйв. Двенадцатое задание Владимира Потанина, по его же словам, было направлено на то, чтобы проверить кандидатов на стрессоустойчивость. В этот раз ведущий решил сделать участников проекта радио-ведущими и посмотреть, какая команда лучше всего справится с необычной задачей.

В тринадцатом задании участники полуфинала должны пройти серьезнейшие собеседования с самыми известными людьми страны и лучшими специалистами в разных областях. Очевидно, что последнее задание стало для кандидатов самым сложным. Это признавали как финалисты, так и сам Владимир Потанин, который провел аналогию между заключительным испытанием и экзаменом. На этот раз экзаменационный билет содержал следующую информацию: необходимо организовать спортивные соревнования в парке на Поклонной горе, а победит тот кандидат, уровень организации у которого будет выше. Времени на исправление ошибок больше не будет – мобилизовать свои силы и максимально сосредоточиться нужно только один раз, зато именно от этого и будет зависеть результат.

Вопросы для самоповерки.

1. Какие науки должен изучить менеджер для своей успешной работы?

2. Какие их них, на Ваш взгляд, имеют наиболее важное значение?

3. Чем еще кроме знаний должен обладать менеджер?

4. Как получить необходимый опыт работы менеджера?

5. Что означает системность знаний менеджера?

6. Ваши планы «как стать хорошим менеджером».

Практическое задание

Выберите из предлагаемых высказываний наиболее значимые для успешности деятельности менеджера. Докажите это.

· Для успеха не надо быть намного умнее других, надо просто быть на день быстрее большинства. Л Сцилард

· Думать – самая трудная работа из всех существующих. Поэтому так мало людей занимается ею. Г. Форд

· Ни обстоятельства, ни условия сами по себе не являются проблемой. Проблемой является то, как вы реагируете на обстоятельства или условия той или иной проблемы. К.Тернер

· Счастливец, это не тот, которого окружают удобные обстоятельства, но тот, кто выработал подходящее отношение к миру. Х.Даунз

· У того, кто никогда не меняет взглядов, обычно нет никаких взглядов. А. Моравиа

· Нельзя работать, не имея плана, рассчитанного на длительную перспективу и на серьезный успех. В.И. Ленин

· Любой самый хороший план можно испортить вдребезги неумелым и бестолковым исполнением. В.И. Ленин

· Для того, чтобы изменить умы, надо сначала изменить сердца.

П. Буаст

· Не могут надеяться на успех те, чьи негативные качества отталкивают людей. Н.Хилл

· Покуда слово сам не взвесил, не выпускай его в полет. Ф.Васильев

· Где не положил, там и искать нечего. Белорусская пословица

· Дырку дыркой не залатаешь . Белорусская пословица.

· Для того, чтобы быть счастливым. надо быть занятым. У. Пейли

· Большая река плавно течет. умный человек никогда не кричит . Удмуртская пословица

· Реклама – это средство заставить людей нуждаться в том, о чем они раньше не слыхали. А. Ларни

· Самый бедный – это тот. кто не умеет пользоваться тем, чем располагает. П Буаст

· Если Вы будете доверять другим, на вашу долю останется не так много работы. П.Бьюканан

· Нет ничего дороже прибыли, дороже прибыли только честь.

Русская поговорка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно утверждать:

Подготовка менеджера - это не передача знаний от преподавателя - студенту, а самоподготовка, т.е. получение знаний из собственного опыта, где ответственность за результат обучения лежит целиком на самом обучающемся. Обучение менеджменту связано с побуждением к совершенствованию, развитию не только профессиональных, но и личностных качеств, свойственных менеджеру, повышению требований к самому себе.

Наши рекомендации