Современный российский подход к проблемам мотивации персонала
Существующая российская модель мотивации труда во многом впитала в себя элементы советской модели стимулирования труда. Однако резкое изменение экономической ситуации в нашей стране, возникновение рыночных отношений повлияло на изменения в системе человеческих ценностей. Многие работники убеждены, что для безбедной жизни важны должность (статус), власть, связи с нужными людьми, работа в рыночном секторе экономики.
Интересны результаты опросов современных работников российских предприятий, проведенных в конце 2001 года.
Для формирования трудовой мотивации наибольшую значимость имеет характер усвоенных индивидуумом трудовых норм и ценностей.
В таблице 2 представлена сравнительная характеристика трудовых ценностей на данных социологического опроса[15].
Таблица 2
Ценностные ориентации работников в процессе труда
№ п/п | Вариант ответа | % опрошенных | |
Интересная, творческая работа | 34,9 | ||
Работа, дающая возможность повышать квалификацию | 14,6 | ||
Работа, приносящая пользу людям | 25,3 | ||
Работа с хорошими условиями труда | 17,4 | ||
Работа с возможностью сделать карьеру | 20,0 | ||
Высокооплачиваемая работа | 64,8 | ||
Работа на стабильном, имеющем перспективы предприятии | 36,8 | ||
Работа, обеспечивающая социальные льготы | 16,4 | ||
Работа, дающая возможность улучшить жилищные условия | 20,0 | ||
Работа, где сложились хорошие отношения в коллективе | 25,0 | ||
Работа, где руководство хорошо относится к персоналу | 20,9 | ||
Работа на предприятии, которое близко от дома | 14,9 | ||
Таким образом, очевидно, что способы достижения эффективной мотивации к труду многообразны и зависят в первую очередь от человеческих потребности, норм и ценностей. Поэтому до перехода к дальнейшим исследованиям необходимо четко представлять структуру мотивационных потребностей.
В другом исследовании того же автора[16] изучалась мотивация работников, принадлежащих к разным социальным группам рабочих (таблица 3).
Таблица 3
Мотивация труда в зависимости от принадлежности к определенной группе рабочих в ОАО «Ангарская нефтехимическая компания»
№ п/п | Фактор мотивации | Социальная группа, для которой значимость указанной мотивации наиболее высока |
Повышение размера заработной платы | Рабочие-ремонтники 25-30 лет, стаж работы на предприятии 3-4 года | |
Улучшение социально-бытовых условий | Рабочие-технологи, мужчины 25-29 и 40-49 лет, стаж работы на предприятии свыше 15 лет | |
Отсутствие угрозы сокращения | Рабочие-технологи, женщины 40-49 лет и более, стаж работы на предприятии 3-4 года | |
Усиление связи заработной платы от результатов работы | Рабочие-технологи, мужчины 25-39 лет, стаж работы на предприятии 10-15 лет | |
Получение более интересной творческой работы | Лаборанты, контролеры, молодежь до 30 лет, стаж работы до 2-х лет | |
Улучшение условий труда | Рабочие-ремонтники, мужчины до 25-29 лет, стаж работы 3-4 года | |
Возможность обучения, повышения квалификации | Рабочие-ремонтники, мужчины 25-29 лет, стаж работы 1-2 года и 10-15 лет | |
Улучшение организации труда | Рабочие-ремонтники, мужчины 25-29 лет, стаж работы 3-4 года |
Как видно из результатов опроса, мотивация, отражающая ценности рыночной экономики - усиление связи заработка от результатов работы, характерна для мужчин 25-39-летнего возраста. Молодежь придает большое значение творческой части работы. Для женщин в возрасте 40-49 лет отмечается сужение мотивационной сферы, для них ценным мотивом трудовой деятельности становится отсутствие угрозы увольнения, следовательно, основная мотивационная потребность этой группы - безопасность и защищенность.
Более 40% опрошенных рабочих ответили, что трудиться лучше с большей отдачей им также помогли бы уверенность в стабильности своего рабочего места и отсутствии угрозы сокращения.
Это неслучайно, так как рынок, создавая гибкую систему мотивационных механизмов интенсивного и высокопроизводительного труда, вместе с тем не гарантирует права на труд, доход и социальную защиту.
На условиях обеспечения насущных потребностей работников и должна строиться мотивационная политика руководителей организаций в сегодняшней России.
Практикум
Тесты (20, с. 113)
Тест №1. В США зависимость между временными затратами на образование и получаемым впоследствии доходом выглядит следующим образом: двукратное увеличение срока образования по сравнению со средним может привести по окончании обучения к пятикратному увеличению дохода.
Проанализируйте представленное утверждение и сформулируйте ответы на следующие вопросы:
1. Что такое человеческий капитал?
2. Что вы понимаете под инвестициями в человеческий капитал? Ответы:
1. Это потенциал, полученный в результате теоретической и практической подготовки, позволяющей выполнять высококвалифицированную работу.
2. Это расходы на образование, приобретение практических навыков и медицину («вложение в здоровье»), которые впоследствии принесут поток доходов.
Тест №2. Президент компании или известный музыкант могут зарабатывать сотни тысяч долларов в год, а обычный служащий во много раз меньше. Проанализируйте эти различия и сформулируйте ответ на вопрос: какие факторы лежат в основе дифференциации ставок заработной платы?
Ответ. В основе лежат различия в способностях, уровне теоретической и практической подготовки, престижности и непрестижности выполнения работы и другие
Тест №3. Директором ЦРУ в администрации Клинтона был назначен Дж. Вулси, окончивший Стэнфордский университет, учившийся в Оксфорде и защитивший диссертацию по юриспруденции в Йельском университете. Какое влияние оказала такая многоступенчатая система получения образования на возможность занять столь высокий пост?
Ответ. Большие инвестиции в человеческий капитал, выразившиеся в столь длительном процессе приобретения образования, открывают перспективу жизненного успеха, в том числе и высокие доходы, что в данном случае отразилось на возможности занять пост директора ЦРУ.
Контрольные тесты на усвоение пройденного материала
1. Мотивацией называется:
а) стимулирование труда;
б) совокупность ведущих мотивов;
в) актуальность той или иной потребности для человека;
г) процесс побуждения к деятельности для достижения цели;
д) правила, способствующие повышению эффективности труда.
2. Трудовой мотив - это:
а) внешнее или внутреннее вознаграждение;
б) осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию;
в) непосредственное побуждение работника к деятельности, связанно с удовлетворением его потребностей;
г) благо, предоставляемое работнику субъектом управления при условии эффективной трудовой деятельности;
д) стремление работника получить определенные блага посредством трудовой деятельности.
3. Мотивы труда делятся на:
а) поощряемые и подавляемые;
б) активные и пассивные;
в) социальные и биологические;
г) духовные и материальные;
д) врожденные и приобретенные.
4. К мотивационным типам работников относятся:
а) «Хулиган»;
б) «Равнодушный»;
в) «Патриот»;
г) «Конформист»;
д) «Наставник».
5. Побуждением называется:
а) осознание отсутствия чего-либо;
б) внешнее или внутреннее вознаграждение;
в) ощущение недостатка в чем-либо, сконцентрированное на достижении цели;
г) степень актуальности той или иной потребности для человека;
д) группа ведущих мотивов, определяющих поведение работника.
6. Вознаграждение - это:
а) цель, к достижению которой стремится человек;
б) награда в виде повышения в должности;
в) мотив, заставляющий человека действовать;
г) все, что работник считает для себя ценным;
д) средство удовлетворения потребности.