Внешняя среда организации. Каждая организация – предприятие, фирма, инвестиционная компания
Каждая организация – предприятие, фирма, инвестиционная компания, банк – существует не сама по себе. Она связана неразрывными нитями с другими организациями, с людьми, которые не входят в ее состав. Каждая организация функционирует в соответствии с принятыми в стране законами и нормативно-правовыми актами. Практически ни одна организация не может не зависеть от политической обстановки в стране, от ситуации, сложившейся на рынках сбыта, а также от многих других факторов.
Организация полностью зависима от внешней среды, поскольку получает из нее ресурсы, реализует в ней результаты своего труда и удаляет туда отходы. Поэтому внешняя среда в конечном итоге обычно диктует правила взаимодействия с ней. В силу этого она признается главной характеристикой организации. Однако, организация может добиться успеха, только взаимодействуя с внешней средой. Как только рвутся связи с внешней средой, – организация погибает.
Внешняя среда организации – это совокупность взаимосвязанных факторов, находящихся за пределами организации и оказывающих влияние на ее деятельность.
Внешняя среда может быть представлена следующими факторами (переменными):
1. социально-политическая ситуация;
2. особенности стадии экономического развития страны;
3. состояние рынка сбыта производимой продукции;
4. уровень жизни населения;
5. покупательная способность рубля;
6. общий уровень предпринимательской активности в области деятельности организации;
7. социально-демографическая ситуация в регионе;
8. природно-климатические условия;
9. научно-технический прогресс;
10. налоговая система;
11. социально-культурные;
12. международное положение;
13. события в других странах;
14. профсоюзы;
15. нормативно-правовая база;
16. уровень инвестиционной активности;
17. эффективность банковско-финансовой системы;
18. ресурсы;
19. поставщики;
20. посредники;
21. конкуренты;
22. покупатели (клиенты);
23. партнеры по бизнесу и др.
Взаимосвязь факторов внешней среды – это сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
Факторы внешней среды влияют на деятельность организации, и она должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям среды, чтобы выживать и достигать поставленных целей.
Выделяют:
Среду прямого воздействия (микросреду, деловое окружение), с элементами которой организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них влияние (например, поставщики, потребители, посредники, конкуренты).
Среду косвенного воздействия (макросреду, фоновое окружение), на элементы которой организация влиять не может (политика государства, состояние рынка, состояние экономики, научно-технический прогресс, социально-культурные и политические изменения, события в других странах и т.п.); к ней организация только приспосабливается, учитывает, планируя свою деятельность.
В настоящий момент число влияющих на организацию факторов макросреды постоянно увеличивается. Их приходится «принимать к сведению» и либо подчиняться, либо «уходить от воздействия, либо пытаться теми или иными способами нейтрализовать неблагоприятные последствия».
Внешняя среда характеризуется сложностью, подвижностью и неопределенностью.
Сложность внешней среды определяется числом и разнообразием факторов, на которые организация обязана реагировать.
Например, организация, использующая всего несколько исходных материалов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, находится в менее сложных условиях, чем та, у которой технологии требуют множества самых разнообразных ресурсов, получаемых от множества поставщиков и имеющая филиалы за границей.
Подвижность – это скорость происходящих в окружающей среде изменений.
С развитием рыночной экономики подвижность нарастает. Наиболее быстрые изменения наблюдаются в электронике, фармацевтике, химической промышленности, производстве компьютеров, в сфере коммуникаций. В этих отраслях за счет частых научных открытий происходит обновление технологий, возникают новые фирмы, выпускающие новейшие виды товаров, что обостряет конкурентную борьбу.
Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация должна опираться на разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные управленческие решения.
Нестабильность внешней среды, качество и достоверность информации о ней, непредсказуемость поведения персонала и менеджеров придают деятельности организации, особенно в перспективе, элемент неопределенности.
Поэтому руководство должно быстро «улавливать» изменения во внешней и внутренней среде, четко осознавать их значение, как в настоящем, так и будущем, и выбирать наилучший вариант реакции на них в пределах имеющихся материальных, финансовых и людских ресурсов.
Поскольку ресурсы всегда ограничены, особенно в краткосрочном периоде, на деле организация может реагировать лишь на незначительные изменения среды, а остальные – игнорировать.
Принятие решений усложняется с ростом неопределенности.
Остановимся на некоторых факторах внешней среды.
Социально-политическая ситуация. От нее зависит обстановка в регионе, где расположена организация (зависит ориентация населения на производительный труд), обстановка на рынках сбыта, где реализуется продукция (зависит сбыт), обстановка в регионах, поставляющих в организацию сырье , материалы (зависят поставки) и т.д.
Социально-демографическая ситуация. От нее зависит укомплектованность организации работниками различных профессий, возрастных категорий и т.д., необходимых организации (зависит организация производственного процесса), престижность той или иной профессии в регионе (зависит кадровая политика), уровень заработной платы, достаточный для привлечения работников на предприятие(зависит себестоимость продукции).
Потребители. Фактор наиболее подвижный. В условиях насыщенного рынка вкусы и запросы их стремительно меняются. Сегодня важно формировать, создавать покупателя, управлять его вкусами и потребностями.
Нормативно-правовая база. Сегодня не знать законов и норм государственного регулирования, действующих и готовящихся законов, системы налогов – равносильно проигрышу, финансовым потерям, потере рынка.
Менеджер должен учитывать внешнее окружение и его изменения для того, чтобы адаптировать внутреннюю среду к этим изменениям. Изменения каких-либо внешних факторов неизбежно будут требовать внесения изменений во внутренней среде.