Практическое занятие № 14 (2ч.)
Тема 18: «Организация и методы принятия решений».
План:
Цель:формирование системы знаний, умений, навыков в ходе анализа методов принятия решения, факторов принятий решений, рациональных способов принятий решений
Организация и методы принятия решений: формализованные методы
Организация и методы принятия решений: неформализованные, комбинированные методы
Факторы принятия решений
Рациональные способы принятия решений
Форма проведения:индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов
Методические рекомендации к изучению темы:
В процессе подготовки к данному практическому занятию у студентов должны сформироваться следующие компетенции: знание современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22); знание экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30); умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36).
В процессе рассмотрения первого вопроса темы необходимо проанализировать формализованные методы принятия решения: метод Гаусса, метод Дю-Пон, балансовый метод, двухпараметрический график, дерево влияющих параметров, динамическое программирование, метод Затраты-выпуск, нормативный метод, платежная матрица, принцип безубыточности, сетевое планирование, теория игр, функционально-стоимостной анализ ФСА, цепные подстановки.
При подготовке ко второму вопросу темы следует рассмотреть неформализованные и комбинированные методы принятия решений: ассоциативный метод, блокнот индивидуальный и блокнот коллективный, метод синектики, метод 6-3-5, метод 6-6, метод мозговой атаки, метод Дельфи, мотивационное исследование, морфологический анализ, метод Кепнер-Трего, SWOT – анализ, аналитические справки, бостонская матрица, группировка (типологические, структурные, аналитические группировки), метод Дельфи, дерево решений, каузальное (причинно-следственное) моделирование, Мак-Кинси (7 С)
При рассмотрении третьего вопроса темы необходимо проанализировать факторы, влияющие на принятие решений
При изучении последнего вопроса темы необходимо проанализировать рациональное решение и рациональные способы принятия решений.
Контрольные вопросы и задания:
По каким критериям можно оценить правильность выбранного решения?
______________________________
Охарактеризуйте стадии процесса принятия решений
__________________________
Охарактеризуйте удовлетворительные и максимизационные альтернативы
______________________________
В каких случаях используются неформализованные методы разработки управленческих решений?
___________________
В чем сходства и отличия метода блокнота индивидуального от блокнота коллективного?
___________________
Какие выделяют факторы, влияющие на процесс принятия решений?
___________________
_______________________
Кто должен принимать решение: индивидуум или группа?
_______________________
__________
В чем заключается сущность комбинированных методов разработки управленческих решений?
_______________________
__________
Назовите преимущества и недостатки метода Дельфи
_______________________
__________
Характеристики рационального решения
_______________________
__________
Задание № 1
При выполнении данного задания у студентов должна сформироваться следующая компетенция: умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36).
В отдел кадров организации поступили личные дела кандидатов на вакантную должность (например, менеджера по персоналу).Мера соответствия кандидата должности является, в общем случае, сложной комплексной характеристикой. Она включает в себя частные характеристики личных качеств кандидата, имеющее определенное значение для данной должности
Вопрос: Какой метод принятия решений необходимо применить в данном случае, для того, чтобы выбрать, кто наиболее достоин данной должности?
_________
__________
_________
__________
Задание № 2
При выполнении данного задания у студентов должна сформироваться следующая компетенция: умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36).
Руководство компании «Альянс-М», занимающейся производством отделочных и строительных материалов, пришло к выводу о необходимости разработки фирменного бренда и расширения спектра продукции. Аналитическому отделу компании была поставлена задача спрогнозировать пути развития компании и предложить новые. Для решения поставленной задачи были привлечены одиннадцать опытных сотрудников и проведен анонимный опрос.
Вопрос: Какой метод используется в данной ситуации?
____________________________
_________
Задание № 3
При выполнении данного задания у студентов должна сформироваться следующая компетенция: умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36).
Для финансирования проекта бизнесмену нужно занять сроком на один год 15000 ф. ст. Банк может одолжить ему эти деньги под 15% годовых или вложить в дело со 100%-ным возвратом суммы, но под 9% годовых. Из прошлого опыта банкиру известно, что 4% таких клиентов ссуду не возвращают. Что делать? Давать ему заем или нет?
____________________________
_________
____________________________
______________
_________
____________________________
_________
____________________________
______________
Тестовые задания: