Развитие теории и практики управления
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ.. 4
ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА.. 11
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ.. 15
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ.. 17
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ.. 39
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА.. 44
ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.. 45
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА.. 49
ЛИДЕРСТВО В МЕНЕДЖМЕНТЕ. 53
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ 59
ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА.. 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 66
ВВЕДЕНИЕ
Организация учебного процесса предполагает самостоятельное изучение студентами лекционного материала, а также решение ситуационных задач и тестов на практических и семинарских занятиях.
Весь материал разделен на три блока:
1. Развитие теории и практики управления. Понятие менеджмента. Принципы управления. Функции управления.
2. Методы управления. Информационное обеспечение менеджмента. Принятие управленческих решений.
3. Социально-психологические аспекты менеджмента. Организационная культура и организационное поведение. Этика менеджмента.
Изучение дисциплины заканчивается сдачей экзамена. Каждый экзаменационный билет включает в себя два теоретических вопроса и ситуационную задачу. Примерные вопросы к экзамену приведены в заключении раздаточного материала.
РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
В процессе развития теории и практики управления выделяют несколько периодов.
Первый период. Это наиболее длительный период, продолжавшийся с 9-7 лет до н.э. до 18 века. В течение всего времени продолжалось накопление опыта управления в различных сферах жизнедеятельности человека. Так, в древнем мире был собран богатый опыт управления государством, войсками. Первыми учеными, изучавшими управление, стали Сократ, Платон, Александр Македонский. В этот период в России А.Л. Ордин-Нащокин внес большой вклад в развитие теории городского самоуправления в рамках развития системы государственного управления
Второй период – индустриальный - 1776-1890 гг. За это время сформировалась классическая теория политической экономии, а также были сделаны первые исследования в области менеджмента. Наиболее значимым учением того времени стала школа Р. Оуэна, оказавшее большое влияние на развитие менеджмента. Впервые были высказаны идеи гуманизации управления производством, признания необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих. Основной проблемой, которую пытались решить первые исследователи менеджмента был вопрос об обеспечении эффективности производства. По их мнению, решение лежало в области технических способов и методов, они осваивали технический подход к управлению, сосредотачиваясь на адаптации рабочих к новым технологиям осуществления работ. Первый шаг к формированию науки менеджмента был сделан Фредериком Уинслоу Тейлором, заинтересовавшимся эффективностью деятельности организации. Его работы стали основой школы научного управления или классической школы. Впервые в истории Тейлор разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Основной принцип Тейлор обозначил в качестве логического рассуждения – если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой.
Третий период – период систематизации – 1856-1960 гг. В это время сформировалась наука об управлении, развиваются новые направления, школы и течения, совершенствуется научный аппарат. В данном периоде продолжалось развитие классической школы управления. Крупным ученым классической школы был Гаррингтон Эмерсон, выработавший 12 принципов производительности, основными из которых стали: научное нормирование; здравый смысл; компетенция; скоординированность; дисциплина; профессиональный отбор; производительность.
Также получила развитие разновидность классической школы - административная школа менеджмента. Если классическая школа основывалась на изучении нормирования и организации труда рабочих, то объектом исследования административной школы менеджмента стали роль и функции менеджера. Главной теоретической посылкой школы было – если определить суть работы управляющего, легко можно выявить наиболее эффективные методы руководства. Одним из первых разработчиков этой идеи стал Анри Файоль, учение которого положило начало изучению организации, ее структуры и других вопросов. Файоль впервые разделил процесс менеджмента на 5 основных функций – планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация), контроль и выделил следующие основные принципы управления:
- разделение труда;
- авторитет и ответственность власти;
- дисциплина;
- единство руководства;
- единство распорядительства;
- подчинение частного интереса общему;
- вознаграждение за труд;
- баланс между централизацией и децентрализация;
- координация менеджеров одного уровня;
- цепи взаимодействия;
- корпоративный дух;
- порядок;
- справедливость; равенство; доброта и порядочность;
- устойчивость персонала;
- инициатива.
Продолжателем идей Файоля стал Макс Вебер. Он предложил концепцию «рациональной бюрократии», впервые определив бюрократию как порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации; она должна обеспечить точность, скорость, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость. Основным элементами его теории стали:
- разделение труда по функциональной специализации;
- хорошо определенная иерархическая система распределения власти;
- система правил и норм, определяющих права и обязанности работников;
- система правил и процедур поведения в определенных ситуациях;
- отсутствие личностного начала в межличностных отношениях;
- прием в организацию на основе компетентности и потребности;
- продвижение на основе компетентности и широких знаний организации, которые приходят с выслугой лет;
- стратегия к пожизненному найму;
- четкая система карьеры, обеспечивающая продвижение наверх для квалифицированных работников;
- управление административной деятельностью состоит в разработке и установлении доскональных письменных инструкций по внутриорганизационным действиям.
Научная и административная школы стала первыми в развитии менеджмента. Хотя объекты их исследований были различны, но существовала единая посылка, объединявшая данные школы. Их основной идеей было признание существования единственного способа достижения эффективности производства, а цель состояла в том, чтобы обнаружить этот единственно правильный метод.
30-е годы двадцатого века были ознаменованы широкомасштабным развитием таких наук, как психология, социология и т.д. В эти годы в противовес классической и административной школам появилась школа человеческих отношений. Объектом изучения данной школы стала личность работника, что позволяли проводить достижения психологии и социологии. Родоначальником данной школы принято считать Элтона Мэйо, обосновавшего положение, что группа рабочих – это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Основная идея школы состоит в том, что простое проявление положительного внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда, т.е. повышение эффективности организации возможно достигнуть только за счет роста эффективности человеческих ресурсов. Так, А. Маслоу теорию, согласно которой, потребности человека развиваются в определенном порядке (рисунок 2). Соответственно, инициируя или влияя на данные потребности, менеджер может заставить подчиненного работать более эффективно.
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
Рисунок 1. Иерархия потребностей А. Маслоу
Д. Макгрегор предположил, что в любой организации существуют два полярных типа личности:
X – средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять, человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности;
Y – люди не являются от природы пассивными, они стали такими в результате работы в организации, у данной категории затраты физического и умственного труда также естественны и необходимы, как игры на отдыхе, человек принимает ответственность и стремится к ней, не нуждается в контроле со стороны, т.к. способен сам себя контролировать.
Соответственно, правильно влияя на людей, которые в той или иной степени демонстрируют качества X и Y, а, также правильно распределяя среди них рабочие задания, можно способствовать росту эффективности труда.
Четвертый период развития менеджмента – информационный - начался с 1960 г. и длится по настоящее время. Развитие математики, кибернетики, программирования и как результат, компьютеризации обусловило формирование количественной или управленческой школы, главную роль в которой играют информационные технологии. Школа рассматривает управление, как логический процесс, который может быть выражен математически.
В текущем периоде были сформулированы основные подходы к менеджменту – как к процессу, системе, ситуации.
Подход к менеджменту как к процессу определяет его как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей, рассматривается как серия непрерывных взаимосвязанных действий – функций менеджмента (планирования, организации и координации, мотивации, контроля), обеспечение взаимодействия всех управленческих звеньев, разработка мероприятий, распорядительство (командование), мотивация, руководство, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.
Исследование менеджмента как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа, появлению системного подхода, появились новые элементы планирования – имитационное моделирование решений, анализ в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.
Подход к менеджменту как к системе определяет его процесс как обеспечение целей организации за счет имеющихся ресурсов и возможностей посредством основных функций менеджмента. Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность и единство. Системы подразделяются на закрытые и открытые, которые включают в себя объект, субъект, вход и выход. Системный подход в управлении предполагает, что руководители должны рассматривать организацию, как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы. Главная идея системной теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других, каждое решение имеет последствия для всей системы. Главное достоинство подхода – отсутствие ситуаций, когда одно решение превращается в проблему для другой.
В 70-е годы появилась идея открытой системы – организация, как открытая система, имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде, она не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Таким образом, любая формальная организация имеет систему функционализации (структурного деления), систему результативных и эффективных стимулов, систему власти, систему логического принятия решений.
Организация как система представляет собой совокупность взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда. Организация как система представляет собой единство двух подсистем управления – управляющей (субъект) и управляемой (объект), при этом для руководство ею должна быть сформирована система управления, представляющая собой форму реального воплощения управленческих взаимосвязей.
В системе управления предприятием выделяются подсистемы:
Структурно-функциональная - совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие, т.е. это единство организации, технологии и методов управления. Данная подсистема состоит из блоков:
- управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления;
- интересы и поведенческие нормативы участников процесса управленческой деятельности;
- информация и информационное обеспечение коммуникаций в системе управления.
Информационно-поведенческая подсистема проявляется в формах:
- управленческой теории и идеологии;
- формальных и неформальных отношений управленческих работников с представителями внешнего окружения;
- уровня организационного развития, а также уровня развития каждого работника управленческого звена;
- информированности работников, носителей информации и методов ее распространения.
Существует несколько типов информационно-поведенческой подсистемы:
первый – характеризуется наличием формальной организации деятельности и отношений в системе управления, отношение работников безынициативное, их умения направлены вовне организации, доступность информации низкая;
второй – характеризуется неспокойствием в отношениях, наличием конфликтных ситуаций, нет органичной заинтересованности в повышении эффективности и качества деятельности, доминируют собственные цели, широко практикуется неформальный сбор и распространение информации;
третий – характеризуется заинтересованностью в конечных результатах функционирования, стремлением к получению больших результатов, распространены групповые формы деятельности, доброжелательность, творчество, гласность, открытые обсуждения и т.д.;
четвертый – органичное сочетание личных интересов со стремлением к получению высоких конечных результатов функционирования организации в целом, ориентация на результаты, самоорганизуемость и самонастраиваемость.
Подсистема саморазвития системы управления отражает стремление к самосовершенствованию, гибкость и адаптивность к изменениям, ориентация на новшества, поиск и разработка прогрессивных идей и ускоренное введение их в практику функционирования системы управления. Данная подсистема делится на две части – первая ориентирует систему на постоянное совершенствование и развитие, обеспечивает потребность в изменении и направления улучшения, выполняет функции:
- разработки, введения в систему управления и постоянное поддержание должного уровня стимуляторов, побуждающих к самосовершенствованию;
- постоянного анализа уровня функционирования системы управления, ее наличных и потенциальных возможностей, а также анализ динамики задач, стоящих перед системой управления и изменения окружающей среды;
- выявления новых тенденций и направлений развития систем управления, анализа используемых форм и методов обновления систем управления.
Вторая часть обеспечивает развитие системы управления, решая следующие задачи:
- выработка траекторий саморазвития системы управления, включающая в себя поиск возможностей совершенствования, описание нового состояния системы управления, разработку процедуры и содержания перехода в новое состояние, а также определение средств обеспечения этого перехода;
- организация перехода системы в новое состояние, включая составление программы перехода, распределение заданий и позиций, функций и т.д.;
- анализ результатов перехода, обобщение опыта, получение выводов по развитию подсистемы саморазвития.
Таким образом, любая система должна функционировать при учете условий внутренней и внешней среды.
Современное управление основывается на том, что внешняя среда изменчива и подвижна. Системный подход предписывает искать истоки проблем, возникающих в работе организации, за ее пределами во внешней среде. Внешняя среда организации включает в себя политику, технологию, общество, нормы общественной жизни, рынок труда, конъюнктура, органы власти, поставщики, банки, профсоюзы, клиенты, рабочие, конкуренты, владельцы, граждане, профессиональные группы и т.д.
Наиболее характерные черты внешней среды:
- динамичность требует гибких, приспосабливающихся структур, которые не сопротивляются внешним условиям, а трансформируются вместе с ними;
- многообразие характеризуется множеством различных объектов управления, к каждому из которых нужен свой подход и своя стратегия;
- интегрирование – взаимосвязь всех объектов не только с фирмой, но и между собой, следовательно, изменение взаимодействия фирмы с любым объектом ведет к изменению отношений с остальными.
Внутренняя среда зависит от внешней среды, важнейшими закономерностями существования предприятия являются стремление к выживанию, постоянное преобразование, развитие, создание и совершенствование своих органов, поддержание благоприятной внутренней среды и наличие целостности и единого предназначения всех его частей. Внутренняя среда включает в себя цели, организационную структуру, задачи, технологию и людей.
Ситуационный подход гласит, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от ситуации – конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Таким образом, требуется решить текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Теория непредвиденных ситуаций гласит, что каждая ситуация в отношении предприятия может быть сходной с другими, но ей будут присущи уникальные свойства, поэтому задача менеджера состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости. Сходной с данными теориями по своей природе является концепция адаптации или приспособления, которая гласит, что стратегия фирмы это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с учетом факторов внешней среды. Концепция глобальной стратегии направлена на оптимизацию деятельности фирмы, необходимо выработать единую стратегию, направленную на оптимизацию деятельности всей корпорации, включает в себя:
- теорию множественности целей, когда глобальная стратегия направлена на реализацию многих целей и отрицается максимизация прибыли в качестве главной цели;
- оптимизация деятельности осуществляется в целях максимизации прибыли;
- оптимизация деятельности направлена на получение максимальной прибыли в результате лучшего приспособления организационной структуры к изменяющимся условиям;
- оптимизация деятельности осуществляется путем совершенствования основных функций управления.
Концепция целевой ориентации утверждает, что должна доминировать роль целеполагания в процессах планирования, организации, контроля и мотивации. Также популярной теорией стала разработка фирмы МакКинзи «7S», ключевыми составляющими которой являются: стратегия, структура, системы, штат, стиль, квалификация, разделенные ценности.
ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
Развитие теории управления предприятием в настоящее время во многом основано на изучении теории менеджмента. Менеджмент на сегодняшний день принято рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, как науку и практику управления и, во-вторых, как организацию (орган) управления. В качестве науки управления, менеджмент составляет теоретическую базу практики управления. Его основной целью и задачей здесь является обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями. В качестве организации (органа) управления, менеджмент представляет собой руководство, которое представляет предприятие или организацию и действует от ее имени.
За весь период развития менеджмента как науки, было разработано множество определений. Приведем основные из них:
Менеджмент – вид деятельности по руководству людьми в определенной сфере общественной жизни, предполагает умение добиваться поставленных целей, используя труд, навыки, интересы и мотивы поведения других людей.
Менеджмент – совокупность принципов, методов, средств и форм управления деятельностью предприятия с целью повышения его эффективности и получения прибыли.
Менеджмент – целенаправленный поиск и совершенствование работы с индивидуумами для наиболее эффективного использования материальных и трудовых ресурсов.
Менеджмент – управление социальным объектом, владение профессиональным мастерством, использование классических принципов управления, сочетание противоречивых направлений – отношение к работникам как к личностям и использование всевозможных приемов, в т.ч. некорректных с целью достижения цели.
Менеджмент – самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента (внутрифирменное управление, управление производством и персоналом).
Итак, можно выделить субъекта менеджмента – менеджера и объекта менеджмента – хозяйственную деятельность предприятия или организации в любой отрасли экономики или сфере деятельности.
При этом целью менеджмента является обеспечение прибыльности или доходности. Важнейшей задачей становится организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. Также, к задачам менеджмента можно отнести:
- обеспечение автоматизации производства и переход к высококвалифицированному персоналу;
- стимулирование работы сотрудников путем создания лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
- постоянный мониторинг эффективности деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
- постоянный поиск и освоение новых рынков;
- определение конкретных целей развития фирмы;
- выявление приоритетности, очередности и последовательности целей;
- разработка стратегии развития фирмы, задач и путей их решения;
- формирование системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
- организация контроля выполнения задач.
В результате, использование концепций менеджмента для предприятия означает:
- его ориентацию на спрос и потребности рынка, запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме запланированную прибыль;
- постоянное стремление к повышению эффективности производства, получению оптимальных результатов и меньшими затратами;
- хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
- постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
- выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
- необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
В менеджменте можно выделить следующие аспекты:
- экономический – управление процессом производства, входе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей;
- социально-психологические – характеризуют деятельность группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала;
- правовой – структура государственных, политических и экономических институтов, их политика и законодательство;
- организационно-технический – оценка ситуации и систематический отбор целей и задач, разработка стратегии, проектирование, выявление ресурсов, организация, руководство и контроль, мотивация.
Процесс менеджмента на предприятии проходит в три стадии:
- стратегическое управление – выработка цели, построение дерева целей, прогнозирование, перспективное планирование;
- оперативное управление – организация (создание нужной структуры и необходимых ресурсов), руководство и мотивация персонала;
- контроль – анализ достигнутых результатов.
Рассматривая цели, задачи, аспекты и стадии менеджмента, нельзя не отметить кардинальное отличие менеджмента от предпринимательства. Предпринимательство как особый вид деятельности предполагает наличие у субъектов определенного образа мышления, стиля и типа хозяйственного поведения. Предпринимательство подразумевает под собой:
- свободу и самостоятельность субъектов в различных направлениях;
- организацию и управление хозяйственным процессом независимо от вида и сферы деятельности;
- осуществление деятельности юридическими и физическими лицами от своего имени на свой страх и риск;
- осуществляется на постоянной основе;
- направленность на достижение коммерческого успеха и наилучшее использование капитала с целью удовлетворения интересов собственников;
- наличие экономически обособленных субъектов рынка;
- имущественную ответственность.
Таким образом, предприниматель с большей степени заботится о своих интересах как собственника, а значит, принимает решения, обеспечивающие большие дивиденды. Более того, предприниматель несет ответственность за свои решения в пределах, соответствующих выбранной организационно-правовой форме предприятия. Поэтому, сознавая степень риска, его решения будут осторожными и менее рисковыми.
Менеджмент нацелен на оптимизацию и повышение эффективности работы предприятия в целях его дальнейшего развития. Менеджер может отказываться от больших сиюминутных прибылей в интересах расширения компании и обеспечения будущих, стратегических доходов. Менеджер, не обладая (как правило) правами собственника в большей степени ориентирован на рисковые решения, позволяющие достичь новых высоких показателей.
Итак, менеджер - руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы. Это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Поэтому к менеджеру предъявляются высокие требования, включающие:
- наличие общих знаний в области управления;
- компетентность в технологии;
- владение навыками администрирования и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынке, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы;
- принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;
- наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на рынке;
- умение анализировать деятельность конкурентов;
- умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры;
- знание своих подчиненных, их способностей и возможностей;
- знание условий, связывающих фирму и работника и защита интересов на справедливой основе.
Менеджеры исполняют три основные роли – роль по принятию решений, предполагающая высокую степень риска, компетенции и ответственности; информационная роль и роль руководителя. Более глубоко роль менеджера была исследована Минцбергом, который выделил 10 ролей менеджера.
Категория роли | Роль | Вид деятельности |
Информационные | Наблюдатель | Поиск и получение информации. Просмотр печати и отчетов. Личные контакты. |
Проводник | Передача информации. Телефонные звонки. Рассылка информации и деловой корреспонденции. | |
Оратор | Информирование внешних субъектов. Составление и презентация отчетов, записок и пр. Речи и выступления. | |
Межличностные | Глава | Проведение церемониальных и символических мероприятий. Встречи гостей. Подписание юридических документов. |
Лидер | Руководство и мотивация подчиненных. Обучение, консультации и коммуникации на предприятии. | |
Связующее звено | Поддержание информационных связей внутри и за пределами организации. | |
Связанные с принятием решений | Предприниматель | Инициация новых проектов, поиск новых идей, завоевание сторонников. |
Пожарный | Урегулирование споров и проблем. Разрешение конфликтов. Адаптация к кризисам. | |
Распределитель ресурсов | Решение о выделении ресурсов. Составление графиков, бюджетов. Расстановка приоритетов. | |
Участник переговоров | Участие в переговорах, представление интересов предприятия и отделов. |
Рисунок 2. 10 ролей менеджера
Таким образом, можно выделить три уровня навыков менеджера:
– концептуальные навыки, включающие знания экономики, маркетинга, методов управления и т.д.;
– психологические навыки, включающие умение общаться, находить к каждому свой подход, вести переговоры и т.д.;
технические навыки, заключающиеся в знании и навыках практической работы в избранной сфере деятельности.
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ
Принципы управления определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. Если функция определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца, отвечая на вопрос что делать, то принцип отвечает на вопрос как это сделать. Повторимся, функции – обязательные элементы управленческого процесса, а принципы воплощают субъективный опыт руководителя, его философию, они не жестко связаны между собой, поэтому могут заменяться, дополняться или существенно трансформироваться в зависимости от ситуации. Принципы разрабатывались многими учеными, впервые они были сформулированы Г. Эмерсоном. А. Файоль высказал мысль о том, что количество принципов не ограничено.
Принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
Все принципы можно разделить по двум группам – общие и частные. К общим относятся принципы:
- применимости – разработка руководств для всех сотрудников;
- системности – менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом;
- многофункциональности – менеджмент охватывает различные аспекты деятельности;
- интеграции – внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры;
- ориентации на ценности – менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о ценностях.
Частные принципы:
- оптимального сочетания централизации и децентрализации – проблема состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений;
- коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений;
- научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально-экономические преобразования организации – все управленческие действия должны осуществляться на базе применения научных методов и подходов;
- плановость – установление основных направлений и пропорций развития организации в перспективе;
- сочетание прав, обязанностей и ответственности – каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение;
- частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства;
- иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня и т.д.;
- мотивации – чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют по элементам организации – тем эффективнее будет программа мотиваций;
- демократизация управления – участие в управлении всех сотрудников;
- государственной законности – система менеджмента должна отвечать требованиям законодательства;
- органической целостности объекта и субъекта управления предполагает управление как процесс воздействия субъекта на объект, они должны составлять единую систему, имеющую выход, обратную связь и связь с внешней средой;
- устойчивости и мобильности системы управления – при изменении среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменений.
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Функции управления– это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности. Если принципы управления формируются менеджером на основе субъективных мнений и опыта, то функции составляют обязательную сущность его работы.
Впервые функции управления выявил А. Файоль. С небольшими изменениями они до сих пор составляют основные общими функциями менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Также выделяются специфические функции менеджмента, например, маркетинг, управление затратами и пр.
Функция планирования
Планирование определяет цели рыночной деятельности, необходимые д