Цели в системе менеджмента: понятие, виды, требования к ним. Целеполагание

Цель деятельность имеет решающее значение для любого человека или организации, поскольку она:

-позволяет четко ориентировать действия на желаемый результат, выделяет приоритеты, концентрирует активность, силы в заданном направлении; ограждает от влияния случайных требований ситуации,

-укрепляет чувство порядка, повышает уверенность в себе; придает моральное удовлетворение,

-повышает авторитет человека или организации, делает его аргументы более убедительными.

Люди, не имеющие четких жизненных целей обычно находятся под господством момента, они больше заняты текущей работой, чем наиболее важными, перспективными проблемами. При наличии большого количества дел - хаотично бросаются от одного к другому, откладывают сложные дела, не видят в них смысла для себя. Даже при хороших результатах работы они не чувствуют большой радость, поскольку не осознают их влияние на свою жизнь, интуитивно ощущают упущенные возможности. Исключительно высоких результатов практически не добиваются.

Известный американский профессор Стенли Янг пишет об определении целей следующее: «Чем точнее сформулированы и определены цели организации, тем легче выбирать средства их достижения. В этом случае цели являются также основным критерием для выбора лучшего из альтернативных средств их достижения. Если же цели организации не определены или неясны, то линия поведения организации будет не ясной. Более того, если цели не были точно определены, в организации могут разгореться споры, и если спорящие имеют ввиду разные цели, то им очень трудно придти к единому мнению о средствах. Если задачи организации не ясны, ее члены, вероятно, заменят цели организации своими собственными средствами».

Цель нужно формулировать корректно. Неверная или нечеткая цель может сразу задать ложное направление и привести человека к неудовлетворенность, а организацию –к недостижению цели. Поэтому нужно учитывать требования к целям.

Правильно начинать с постановки стратегических целей – на перспективу 10-20 лет. К этим целям не предъявляют жестких требований, они могут формулироваться в общем. Например, на перспективу 20 лет цель в сфере развития проф. компетенций- получить степень МВА, и написать, защитить магистерскую диссертацию по специализации «Стратегический менеджмент». В этой формулировке нет четких сроков и не уточнены детали ( в каком вузе обучаться, в какой отрасли проводить исследование и т.п.)

Цели среднесрочные (от 1 до 3 лет) и краткосрочные на период (от 1года) формулируются согласно классическому принципу SMART.

- specific-четко определенный, специфичный;

- мeasurable- измеряемый;

- achievable/ agreed- достижимый / согласованный; цель не должна противоречить другим целям, должно быть совместимой с ними;

- realistic/ relevant- реалистичный / релевантный;

- time-bound- определенный во времени.

Четкость цели достигается в результате ответов на вопросы:

-чего именно я хочу или мы планируем достичь?

-где и когда должен быть достигнут результат?

-при каких условиях цель может быть достигнута?

-кто вовлечен в процесс достижения цели?

Например,

нечетко сформулированная цель « Добиться более прибыльной работы филиала»,

четко сформулированная цель: в течение периода с января по март 2015 г. получить прирост прибыли от продаж на уровне более 20% к значению аналогичного периода прошлого года.

Измеримость цели требует, чтобы в ее формулировке был критерий, позволяющий измерить степень достижения результата.

Достижимость цели означает, что человек или организация должны обладать способностями, возможностями, ресурсами и желанием ее добиться. Наибольшие удовлетворение человек или коллектив получает от напряженных (challenges) целей – их достижение находится на верхней грани возможностей. Не следует занижать планку, но и чрезмерно амбициозные цели заставляют терять веру в себя если не удается их достичь. «Золотая середина»: вдохновляющая (в меру высокая), но реальная цель.

Кроме прочего, achievable и relevant означает и согласованность между собой целей различных сфер деятельности ( карьера и должностная позиция, доходы, самореализация, личная жизнь и семья, личное развитие, домашнее хозяйства, имущественное положение, отношения с друзьями, общественная жизнь и др.), их непротиворечие так называемой высшей цели (цели №1). Для этого нужно выбрать в порядке убывания важность 3 цели, и согласовать остальные с ними. Согласование целей происходит и с окружающими близкими.

Реалистичность, релевантность цели означает, что ее достижение должно вписываться в реалии жизни.

Определенность цели во времени означает четкие сроки ее достижения, причем и конечные, и промежуточные.

Конечная система целеполагания и программы ее достижения:

Цель: ---- стратегия---тактика ---действие (приоритеты действий, методика действий).

Технология целеполагания в область жизнедеятельности:

1) прояснить свои потребности. Каким Вы хотели бы видеть себя через 10-15-20 лет в каждой из сфер жизнедеятельности.

2) прояснить внутренние возможности, способности, навыки и умения, сильные слабые стороны;

3) прояснить ценности человека и его жизненной позиции, приоритетные на ближайшие 3-5 лет; приоритетных целей в 2-3 жизненных сферах, «высшую» цель.

4) прояснить внешние возможности (наличие ресурсов, связей, положительной репутации,

5) уточнить приоритеты и цели, их ранжирование по важность; определение ресурсов для их достижения, их источников;

6) установить промежуточные цели, установить временные границы достижения целей.

7) проектировать стратегии достижения и тактики достижения целей (календарной программы действий), установить промежуточные целей.

8) организовать контроль достижений, инвентаризацию целей и их корректировку.

Можно выделить 8 ключевых элементов, в рамках которых торговое предприятие определяет свои цели:

1) положение на рынке (завоевание лидерства в определенном сегменте рынка, увеличение доли рынка, укрепление конкурентного статуса фирмы и т.д.);

2) инновации (освоение новых рынков, применение новых технологий или способов организации труда и т.д.);

3) производительность. Более эффективно то торговое предприятие, которое обеспечивает реализацию продукции по более низкой себестоимости;

4) ресурсы (расширение или сокращение ресурсной базы, обеспечение ее стабильности, снижение зависимости торгового предприятия от одного источника поставок);

5) прибыльность (рентабельность, достижение определенного уровня прибыли);

6) управленческие аспекты (организация эффективного менеджмента, оптимизация организационной структуры торговой организации, формирование соответствующей корпоративной культуры, привлечение к работе выдающихся менеджеров);

7) персонал (сохранение рабочих мест, обеспечение приемлемого уровня оплаты труда, улучшение условий и мотивации труда, повышение уровня квалификации);

8) социальная ответственность (забота об экологии, имидже торговой фирмы и т.д.).

Цели представляют собой обязательство управленческого аппарата фирмы добиться определенных результатов в определенное время. Они точно определяют, сколько, чего и к какому сроку предстоит сделать, направляют внимание и энергию на то, чего нужно добиться.

Процесс установления целей в различных торговых организациях имеет свои особенности. Существует три варианта установления целей:

- «сверху вниз» - руководство формулирует цели и доводит их до персонала по организационной иерархии,

- «снизу вверх»- руководство предоставляет персоналу возможность формулировать свои цели, цели своих подразделений с учетом самооценки потенциала, способностей и впоследствии корректирует или даже принимает как есть установленные параметры целей. Преимущество этого направления – осознанное определение желаемой цели, участие в управлении, что мотивирует многих работников работать с большей отдачей. Ограничение – возможная несвязанность целей подразделений в том виде, в котором они идут от сотрудников; заниженная планка целей по сравнению амбициями собственников бизнеса и др.

- компромисс – одновременно в двух направлениях и согласование.

Наибольшее распространение получил централизованный способ установления целей, который предполагает проведение четырех этапов:

1. Прогнозирование тенденций изменения среды организации. Руководство должно предвидеть то, в каком состоянии окажется среда организации, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением. Цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы, не абсолютизируя тенденции, отражать их;

2. Установление целей для организации в целом. Важно определить, какие из возможных характеристик деятельности организации следует взять в качестве целей, какую систему критериев при этом использовать. Кроме того, при установлении целей необходимо учитывать наличие ресурсов, которыми располагает торговая организация;

3. Построение иерархии целей. В любой крупной торговой организации, имеющей несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня.

Специфика иерархического построения целей в торговой организации обусловлена тем, что цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения; цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.

Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в достижение целей торговой организации в целом;

4. Установление индивидуальных целей. Для того чтобы иерархия целей внутри торговой организации стала реальным инструментом выполнения целей и задач, она должна быть доведена до сведения каждого работника. В этом случае достигается одно из самых важных условий успешной деятельности организации: работник как бы включается в процесс совместного достижения конечных целей организации.

Установление целей должно иметь статус закона для всех членов торговой организации. Однако это не означает неизменность целей в последующей деятельности предприятия. Цели могут корректироваться всякий раз, когда того требуют обстоятельства.

Существенное значение имеет процедура согласования целей. Одной из форм такого согласования является договоренность в целях нахождения общей основы, устраняющей разногласия заинтересованных сторон.

На практике существует два типа процессов договоренности: согласование целей по горизонтали и согласование целей по вертикали.

Согласование целей по горизонтали – это достижение договоренностей по организационным целям между подразделениями функциональной, технологической или производственной цепочки.

Существует три подхода к решению данной проблемы:

руководитель может авторитарным способом установить место и роль каждого из указанных подразделений в процессе достижения общей цели;

руководитель может использовать эффективные механизмы горизонтальных связей (сквозные проекты, программы, советы), где представители различных подразделений будут организационно связаны одной целью;

руководитель может действовать методом «переключения внимания», направляя ресурсы и свое внимание на наиболее важные для торговой организации участки работы.

Согласование целей по вертикали – достижение договоренности по целям торговой организации между тремя уровнями: ее руководителем или собственником; институтами общества (центральная и местная власть, профессиональные общества и т.п.) и работниками.

В практике управления важно также найти действенный метод конкретизации и взаимной увязки целей. Эффективным способом решения этой задачи можно считать построение так называемого «дерева целей». «Дерево целей» - это структурированная совокупность целей, программы или плана, служащая целеориентированию каждого подразделения и работника на конкретные действия по достижению общей цели. Метод построения дерева целей можно использовать при любом направлении целеполагания.

Наши рекомендации