Управление процессом разработки продуктов

Управление процессом разработки продукта (1 час)

1.4.1. Менеджмент разработки продуктов

1.4.2. Управление процессом разработки продуктов

Ключевые слова:менеджмент, основные принципы, философия менеджмента, группа разработчиков, управление группой, сторонние организации

Менеджмент разработки продуктов

Менеджмент в общем случае – это совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента – достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании.

Для успешной разработки продуктов необходим соответствующий менеджмент, действующий с учетом бизнес-стратегии, ресурсов предприятия и принятых решений. Менеджмент разработки продуктов предусматривает создание плана, обеспечение междисциплинарного взаимодействия разных отделов и разных видов деятельности, обеспечение качества, что в конечном итоге должно привести к эффективному результату. Фундаментальными положениями в менеджменте разработки продуктов являются участие в процессе топ-менеджеров предприятия, менеджмент программы разработки продуктов и менеджмент разработки отдельных проектов.

Топ-менеджеры управляют разработкой продуктов, определяя главное направление, устанавливая систему и организацию работ, обеспечивая ресурсы и принимая необходимые решения. Они включают в бизнес-стратегию предприятия инновационную и продуктовую стратегии, а также определяют слабые позиции в знаниях и ресурсах. Топ-менеджеры в конечном итоге отвечают за организацию программы разработки продуктов и за взаимодействие с командой разработчиков, включая общее управление, производство, маркетинг и финансы.

В настоящее время менеджмент разработки продуктов определяется как интегрированный многофункциональный процесс, объединяющий и координирующий работу всех отделов и групп.

Менеджмент программы разработки продуктов подразумевает эффективное распределение имеющихся навыков, знаний и других ресурсов между отдельными проектами программы. Особо важным является распределение времени, как в отношении эффективного использования ресурсов, так и в обеспечении запуска того или иного продукта в оптимальный момент времени. Также необходимо вести планирование, контроль и исполнение бюджета программы и обеспечивать качество разработки, что позволяет достичь результата, т.е. разработать продукт, определить объемы производства, произвести маркетинг и получить прибыль.

Менеджмент отдельного проекта состоит из тех же компонентов, что и менеджмент всей программы, но в большей мере сводится к ежедневному контролю работ и практическому управлению персоналом. Ежедневный контроль – это основа для получения качественного продукта. Здесь контролируется исполнение методик и достигнутых результатов, что требует опыта и знаний, позволяющих балансировать между качеством, временем и затратами. Практическое управление персоналом должно быть направлено на координацию действий всех участников процесса разработки.

Основными принципами менеджмента разработки продуктов являются:

- общая философия и понимание целей,

- возможности предприятия,

- организационная структура предприятия.

Общая философия топ-менеджеров и других сотрудников должна заключаться в следующем:

- разработка продуктов является основополагающей бизнес-стратегией предприятия,

- новые технологии интернациональны и ими следует постоянно овладевать,

- технологии должны воплощаться в продукты, удовлетворяющие потребности человека,

- для разработки продуктов на предприятии необходимо создавать творческую атмосферу.

Менеджмент должен постоянно контролировать и находить возможности для разработки продуктов, для чего необходимо выполнять следующие действия:

- отбор лучших проектов и генерирование идей,

- анализ потребителей и технического уровня разработчиков,

- поиск и координация ресурсов и знаний,

- преодоление разногласий между разработчиками и маркетологами,

- разбиение крупных проектов на более мелкие.

На предприятии также должны быть созданы организационные условия для разработки продуктов. Для оптимального использования персонала и ресурсов необходимо предусмотреть координацию проектов, их планирование и контроль так, чтобы движение к запуску готового продукта происходило без сбоев.

Таким образом, эффективность разработки продуктов определяется людьми – их основными принципами (философией), возможностями и ясным пониманием своих ролей.

Управление процессом разработки продуктов

В управлении процессом разработки продуктов по некоторому проекту сначала определяют внутрен­нее управление проектом, а затем в рабочую группу интегрируют сторонние органи­зации. Менеджеры проекта по мере выполнения четырех его этапов контролируют результаты и эффективность работ, а также управляют проектом так, чтобы работа продвигалась в нужном направлении. Задача менеджеров заключается в том, чтобы правильно задать направление работ, а затем обеспечить, чтобы они не замедлялись из-за проблем.

Разработку продуктов ведут люди, и поэтому самое важное в управлении ею — это активизировать группу разработчиков и сделать так, чтобы она постоянно продви­галась вперед. Благодаря хорошему управлению и мотивации сотрудников можно заметно повы­сить эффективность разработок.

Группа разработчиков продукта— это основа дей­ственности и эффективности проекта. Необходимо так подобрать членов группы, чтобы они обладали необходимыми знаниями для выполнения тех или иных видов деятельности, а также организационными способностям для их инте­грации в целях создания новых знаний, необходимых для получения требуемых ре­зультатов. Группы разработчиков многофункциональны, и им требуются штатные руководители. Такие группы часто называют межфункциональными, и они состоят из сотрудников разных функциональных подразделений, обладающих умениями и навыками, дополняющими друг друга. Правильнее было бы называть эти груп­пы многоаспектными из-за разнообразных умений и навыков их членов, необходи­мым для выполнения конкретного проекта, так как не обязательно разработчики входят в структуру каких-либо функциональных подразделений. В такой команде необходимо наличие разнообразной квалификации и опыта, а также различное ви­дение разработки продукта. Использование междисциплинарных групп разработ­чиков, члены которых привлекаются к работе в самом начале проекта, может суще­ственно сократить сроки разработки и повысить вероятность успеха.

При координации и управлении группами разработчиков новых продуктов сле­дует рассмотреть несколько вопросов:

- структуру группы, ее размер и состав;

- подбор руководителя (лидера) группы, управление группой, контроль и оцен­ку ее работы;

- работы, выполняемые группой, их координацию как внутри группы разработ­чиков, так и между разными группами, системы коммуникации, правила дос­тупа членов группы к соответствующим базам данных;

- способы вознаграждения группы, мотивацию и стимулирование сотрудников;

- обучение членов группы методам коллективной (командной) работы и спосо­бам разрешения конфликтов.

В процессе разработки продуктов члены группы должны уметь общаться с внешним миром, сохраняя в то же время конфиденциальность новых знаний, полученных в ходе работ по проекту. В управлении группой важно учитывать три важных фактора:

1. Обучение и профессиональная подготовка сотрудников.

2. Излишняя самоуверенность.

3. Культурный и социальный фон.

Обучение и профессиональная подготовка сотрудниковочень важны. Группе разработчиков необходимо знать процесс разработки продукта, а также владеть общими и специальными знаниями для выполнения различных видов деятельности. Требуемые специальные и общие знания в зависимости от проекта и роли сотрудника различны, а уровень об­разования членов группы разработчиков может варьировать от молодого выпуск­ника вуза до пожилого оператора технологической линии с многолетним опытом. Если у членов группы нет способностей и знаний по определенному виду деятель­ности (например, по маркетинговым исследованиям, испытаниям оборудования или изучению потребителей), то им потребуется или дополнительное обучение, или привлечение этих возможностей и знаний со стороны.

Излишняя самоуверенностьможет стать проблемой в управлении разработкой продуктов. Некоторые фирмы и сотрудники, занятые разработкой продуктов, иногда заявляют: «Нам это не нужно — мы и так это знаем». Хотя иногда это и на са­мом деле так, но во многих случаях тем самым лишь прикрывается недостаток зна­ний.

Культурный и социальный фон также влияет на организацию и методы рабо­ты группы разработчиков. Например, в Японии больше полагаются на технологию, в США – на менеджмент, в Европе – на командное сотрудничество.

Еще одна задача управления заключается в том, чтобы интегрировать работу сто­ронних исполнителей и организаций в проект по разработке продуктов. Существу­ет два типа таких сторонних исполнителей — фирмы, помогающие своими знания­ми в ходе выполнения проекта, и фирмы, обеспечивающие коммерциализацию и за­пуск нового продукта в серию. Сторонние организации могут выполнять исследования рынка и потребителей, осуществлять разработку продукта и его упаковки, проводить испытания продукта и консультации в различ­ных областях. По мере продвижения проекта по разработке продукта в качестве субподрядчиков по обеспечению переработки, оптовой, розничной торговли и мар­кетинга может привлекаться все больше организаций. Поставщики сырья и обору­дования относятся к тому типу организаций, которые могут дать как знания, так и готовые системы; благодаря им можно получить знания по свойствам пищевых про­дуктов, их составу и условиям переработки, но эти организации, безусловно, наде­ются в конечном итоге поставлять вам сырье и оборудование.

Например, к разработке продуктов может быть привлечен университет, который проводит тематические ис­следования при участии аспирантов и студентов. В основном такой проект для вуза станет своего рода учебным процессом, и предприятию не стоит здесь ожидать результа­тов, которые можно будет сразу же включить в проект по разработке продуктов (для включения их в проект потребуется дополнительная работа). Учебный про­цесс зачастую требует, чтобы студенты выполняли научные исследования и разра­ботки определенным образом, не так, как принято на реальных предприятиях. Хотя использо­вание студентов или аспирантов может оказаться дешевле, чем квалифицированного персонала, предприятие должно осознавать имеющиеся ограничения, особенно касающиеся увеличения сроков выполнения проекта.

Методы приобретения знаний могут быть различными — от случайных разгово­ров до заключения юридически выверенных договоров. Сторонние организации могут включаться в выполнение проекта по разработке продуктов на одноразовой основе или могут оказывать консультационные услуги на всех этапах процесса разработки продукта.

Наши рекомендации