Управление процессом разработки продуктов
Управление процессом разработки продукта (1 час)
1.4.1. Менеджмент разработки продуктов
1.4.2. Управление процессом разработки продуктов
Ключевые слова:менеджмент, основные принципы, философия менеджмента, группа разработчиков, управление группой, сторонние организации
Менеджмент разработки продуктов
Менеджмент в общем случае – это совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента – достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании.
Для успешной разработки продуктов необходим соответствующий менеджмент, действующий с учетом бизнес-стратегии, ресурсов предприятия и принятых решений. Менеджмент разработки продуктов предусматривает создание плана, обеспечение междисциплинарного взаимодействия разных отделов и разных видов деятельности, обеспечение качества, что в конечном итоге должно привести к эффективному результату. Фундаментальными положениями в менеджменте разработки продуктов являются участие в процессе топ-менеджеров предприятия, менеджмент программы разработки продуктов и менеджмент разработки отдельных проектов.
Топ-менеджеры управляют разработкой продуктов, определяя главное направление, устанавливая систему и организацию работ, обеспечивая ресурсы и принимая необходимые решения. Они включают в бизнес-стратегию предприятия инновационную и продуктовую стратегии, а также определяют слабые позиции в знаниях и ресурсах. Топ-менеджеры в конечном итоге отвечают за организацию программы разработки продуктов и за взаимодействие с командой разработчиков, включая общее управление, производство, маркетинг и финансы.
В настоящее время менеджмент разработки продуктов определяется как интегрированный многофункциональный процесс, объединяющий и координирующий работу всех отделов и групп.
Менеджмент программы разработки продуктов подразумевает эффективное распределение имеющихся навыков, знаний и других ресурсов между отдельными проектами программы. Особо важным является распределение времени, как в отношении эффективного использования ресурсов, так и в обеспечении запуска того или иного продукта в оптимальный момент времени. Также необходимо вести планирование, контроль и исполнение бюджета программы и обеспечивать качество разработки, что позволяет достичь результата, т.е. разработать продукт, определить объемы производства, произвести маркетинг и получить прибыль.
Менеджмент отдельного проекта состоит из тех же компонентов, что и менеджмент всей программы, но в большей мере сводится к ежедневному контролю работ и практическому управлению персоналом. Ежедневный контроль – это основа для получения качественного продукта. Здесь контролируется исполнение методик и достигнутых результатов, что требует опыта и знаний, позволяющих балансировать между качеством, временем и затратами. Практическое управление персоналом должно быть направлено на координацию действий всех участников процесса разработки.
Основными принципами менеджмента разработки продуктов являются:
- общая философия и понимание целей,
- возможности предприятия,
- организационная структура предприятия.
Общая философия топ-менеджеров и других сотрудников должна заключаться в следующем:
- разработка продуктов является основополагающей бизнес-стратегией предприятия,
- новые технологии интернациональны и ими следует постоянно овладевать,
- технологии должны воплощаться в продукты, удовлетворяющие потребности человека,
- для разработки продуктов на предприятии необходимо создавать творческую атмосферу.
Менеджмент должен постоянно контролировать и находить возможности для разработки продуктов, для чего необходимо выполнять следующие действия:
- отбор лучших проектов и генерирование идей,
- анализ потребителей и технического уровня разработчиков,
- поиск и координация ресурсов и знаний,
- преодоление разногласий между разработчиками и маркетологами,
- разбиение крупных проектов на более мелкие.
На предприятии также должны быть созданы организационные условия для разработки продуктов. Для оптимального использования персонала и ресурсов необходимо предусмотреть координацию проектов, их планирование и контроль так, чтобы движение к запуску готового продукта происходило без сбоев.
Таким образом, эффективность разработки продуктов определяется людьми – их основными принципами (философией), возможностями и ясным пониманием своих ролей.
Управление процессом разработки продуктов
В управлении процессом разработки продуктов по некоторому проекту сначала определяют внутреннее управление проектом, а затем в рабочую группу интегрируют сторонние организации. Менеджеры проекта по мере выполнения четырех его этапов контролируют результаты и эффективность работ, а также управляют проектом так, чтобы работа продвигалась в нужном направлении. Задача менеджеров заключается в том, чтобы правильно задать направление работ, а затем обеспечить, чтобы они не замедлялись из-за проблем.
Разработку продуктов ведут люди, и поэтому самое важное в управлении ею — это активизировать группу разработчиков и сделать так, чтобы она постоянно продвигалась вперед. Благодаря хорошему управлению и мотивации сотрудников можно заметно повысить эффективность разработок.
Группа разработчиков продукта— это основа действенности и эффективности проекта. Необходимо так подобрать членов группы, чтобы они обладали необходимыми знаниями для выполнения тех или иных видов деятельности, а также организационными способностям для их интеграции в целях создания новых знаний, необходимых для получения требуемых результатов. Группы разработчиков многофункциональны, и им требуются штатные руководители. Такие группы часто называют межфункциональными, и они состоят из сотрудников разных функциональных подразделений, обладающих умениями и навыками, дополняющими друг друга. Правильнее было бы называть эти группы многоаспектными из-за разнообразных умений и навыков их членов, необходимым для выполнения конкретного проекта, так как не обязательно разработчики входят в структуру каких-либо функциональных подразделений. В такой команде необходимо наличие разнообразной квалификации и опыта, а также различное видение разработки продукта. Использование междисциплинарных групп разработчиков, члены которых привлекаются к работе в самом начале проекта, может существенно сократить сроки разработки и повысить вероятность успеха.
При координации и управлении группами разработчиков новых продуктов следует рассмотреть несколько вопросов:
- структуру группы, ее размер и состав;
- подбор руководителя (лидера) группы, управление группой, контроль и оценку ее работы;
- работы, выполняемые группой, их координацию как внутри группы разработчиков, так и между разными группами, системы коммуникации, правила доступа членов группы к соответствующим базам данных;
- способы вознаграждения группы, мотивацию и стимулирование сотрудников;
- обучение членов группы методам коллективной (командной) работы и способам разрешения конфликтов.
В процессе разработки продуктов члены группы должны уметь общаться с внешним миром, сохраняя в то же время конфиденциальность новых знаний, полученных в ходе работ по проекту. В управлении группой важно учитывать три важных фактора:
1. Обучение и профессиональная подготовка сотрудников.
2. Излишняя самоуверенность.
3. Культурный и социальный фон.
Обучение и профессиональная подготовка сотрудниковочень важны. Группе разработчиков необходимо знать процесс разработки продукта, а также владеть общими и специальными знаниями для выполнения различных видов деятельности. Требуемые специальные и общие знания в зависимости от проекта и роли сотрудника различны, а уровень образования членов группы разработчиков может варьировать от молодого выпускника вуза до пожилого оператора технологической линии с многолетним опытом. Если у членов группы нет способностей и знаний по определенному виду деятельности (например, по маркетинговым исследованиям, испытаниям оборудования или изучению потребителей), то им потребуется или дополнительное обучение, или привлечение этих возможностей и знаний со стороны.
Излишняя самоуверенностьможет стать проблемой в управлении разработкой продуктов. Некоторые фирмы и сотрудники, занятые разработкой продуктов, иногда заявляют: «Нам это не нужно — мы и так это знаем». Хотя иногда это и на самом деле так, но во многих случаях тем самым лишь прикрывается недостаток знаний.
Культурный и социальный фон также влияет на организацию и методы работы группы разработчиков. Например, в Японии больше полагаются на технологию, в США – на менеджмент, в Европе – на командное сотрудничество.
Еще одна задача управления заключается в том, чтобы интегрировать работу сторонних исполнителей и организаций в проект по разработке продуктов. Существует два типа таких сторонних исполнителей — фирмы, помогающие своими знаниями в ходе выполнения проекта, и фирмы, обеспечивающие коммерциализацию и запуск нового продукта в серию. Сторонние организации могут выполнять исследования рынка и потребителей, осуществлять разработку продукта и его упаковки, проводить испытания продукта и консультации в различных областях. По мере продвижения проекта по разработке продукта в качестве субподрядчиков по обеспечению переработки, оптовой, розничной торговли и маркетинга может привлекаться все больше организаций. Поставщики сырья и оборудования относятся к тому типу организаций, которые могут дать как знания, так и готовые системы; благодаря им можно получить знания по свойствам пищевых продуктов, их составу и условиям переработки, но эти организации, безусловно, надеются в конечном итоге поставлять вам сырье и оборудование.
Например, к разработке продуктов может быть привлечен университет, который проводит тематические исследования при участии аспирантов и студентов. В основном такой проект для вуза станет своего рода учебным процессом, и предприятию не стоит здесь ожидать результатов, которые можно будет сразу же включить в проект по разработке продуктов (для включения их в проект потребуется дополнительная работа). Учебный процесс зачастую требует, чтобы студенты выполняли научные исследования и разработки определенным образом, не так, как принято на реальных предприятиях. Хотя использование студентов или аспирантов может оказаться дешевле, чем квалифицированного персонала, предприятие должно осознавать имеющиеся ограничения, особенно касающиеся увеличения сроков выполнения проекта.
Методы приобретения знаний могут быть различными — от случайных разговоров до заключения юридически выверенных договоров. Сторонние организации могут включаться в выполнение проекта по разработке продуктов на одноразовой основе или могут оказывать консультационные услуги на всех этапах процесса разработки продукта.