Разработка программ и проектов нововведений
1. Инновационный проект — это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных и оформленных комплектом проектной документации, что в совокупности обеспечивает эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы) и в конечном счете приводит к инновации.
2.Инновационные проекты классифицируются по следующим признакам:
- периоду реализации проекта (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные;
- уровню решения (федеральные, президентские, региональные, отраслевые, отдельного предприятия);
- типу инноваций (новый продукт, новый технологический процесс, новый источник сырья, новый рынок, новая структура управления);
- виду потребности (новые потребности, существующие потребности);
характеру целей проекта (конечные, промежуточные).
3.Разработка инновационного проекта включает следующие этапы:
- формирование инновационной идеи;
- планирование инновационного проекта и контроль исполнения плана его реализации;
- завершение инновационного проекта.
4.Классификация планов управления инновационными проектами может быть представлена:
- по видам: стратегический и оперативный;
- по содержанию: продуктово-тематический, объемно-календарный, технико-экономический, бизнес-план;
- по уровню: проекта в целом, организаций — участников проекта, отдельных видов работ.
Основные этапы завершения инновационного проекта — сдача проекта и закрытие контракта (договора).
Содержание ин проекта (ИП).
Каждый ин проект содержит 12 составляющих:
1. Возможности организации (резюме). Рассматриваются 2 задачи:
1) комплексное описание организации
2) определение возможности организации в реализации проекта и оценка его экономческих выгод для организации.
2. Определение ин проекта. Здесь определяется: цель ИП, вид инноваций, экономические и фин. выгоды организации, основные этапы и срок жизни проекта, проблемы инвестирования проекта и гарантии возврата внешних инвестиций, риск и его страхование, а также коммерческая состоятельность.
3. Характеристика товаров. Дается подробная характеристика новых товаров.
4. Рынки сбыта товаров.
5. Конкуренция на рынках сбыта.
6. План маркетинга: 1) цели и стратегии маркетинга; 2) ценообразование; 3) схема распространения товаров; 4) реклама предлагаемых товаров; 5) формирование общественного мнения; 6) бюджет маркетинга.
7. План производства. Определяют потребность в производственных мощностях, материальных ресурсах, произв. площадях, технологиях и способах удовлетворения этих потребностей, решают вопросы оптимального месторасположения производства, современны методов планирования, организации производства и т.д.
8. Организационный план. определяют состав партнеров-участников: 1) орг.структура; 2) раб.сила; 3) административно-управленческий персонал.
9. Юридическое обеспечение проекта – правовое обеспечение осуществления проекта.
10. Экономический риск и страхование – перечень возможных групп рисков, их источники, меры по нейтрализации выявленных рисков, программа страхования рисков и т.д.
11. Стратегия финансирования. Содержит инфу о путях финансирования данного проекта.
12. Финансовый план.
А также план включает: титульный лист, содержание, меморандум о конфиденциальности, оглавление, приложение.
К основным элементам инновационного проекта относятся:
- сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта:
- комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;
- организация выполнения проектных мероприятий, то есть увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества;
-основные показатели проекта (от целевых — по проекту в целом до частных — по отдельным заданиям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям), в том числе показатели, характеризующие его эффективность.
Инновационные проекты могут формироваться в составе научно-технических программ — для реализации задач отдельных направлений (заданий, разделов) программы и самостоятельно - для решения конкретной проблемы на приоритетных направлениях развития науки и техники.
Формируя инновационные проекты, руководство должно учитывать их особенности и эффективность:
- проекты, нацеленные на получение краткосрочных результатов и содержащие минимальный риск, но дающие скромную выгоду;
- среднесрочные проекты со средним уровнем риска и средней выгодой;
- долгосрочные проекты с высокой степенью риска и потенциально большой выгодой.
Программно-целевой менеджмент является методом управления и реализации ин процессов. Он ограничен сроками и имеющимися ресурсами целевых программ.
Целевая программа является объектом воздействия программно-целевого менеджмента.
ЦП представляет собой систему планов научно-технических, экон-их, производственных и организационных шагов, связанных воедино одной целью, кот должен осуществить проводимый менеджмент.
Структурные элементы целевой программы:
1. цели и задачи, 2. функционально-исполнительая структура, включает в себе научно-исследовательские разработки и мероприятия по освоению и внедрению новаций, 3. ресурсные, технико-экономические выводы по программе, 4. организационно-экономическая структура, включает в себя порядок финансирования, права и обязанности заказчикв и исполнителей.
При претворении в жизнь ЦП программно-целевой менеджмент нацелен на решение следующих задач:
1) обеспечение и предоставление системного подхода к управлению
2) обеспечение и предоставление рационального взаимного действия и координации проводимых работ всех подразделений, претворяющих в жизнь инновационный процесс
3) высвобождение высшего руководящего состава менеджмента от непосредственного оперативного руководства и координации работ исполнителей программы
4) рост уровня оперативности текущего менеджмента
5) рост ответственности организаций менеджмента и отдельных его исполнителей
6) обеспечение балансировки ресурсов для внедрения ин процесса
7) обеспечение своевременного и полного контроля исполнения намеченных мероприятий.