Организационное поведение, его понятие, основные цели и задачи

Организационное поведение (ОП) представляем собой отрасль знаний, сущность которой состоит в систематическом и научном анализе поведения отдельных личностей, групп, организаций в целях понимания, прогнозирования и улучшения показателей работы индивидов и, в конечном счете, организаций, частью которых они являются.

Теоретическая база организационного поведения в части изучения поведения индивидов базируется на достижениях психологии, в части изучения групп – на достижениях социологии, а управленческие концепции опираются на ряд дисциплин, которые помогают понять, как применять эти знания на практике

Из определения организационного поведения следует, что в его изучении стоят четыре задачи: описание, осознание, прогнозирование и управление определенными явлениями и процессами.

Характеристика задач организационного поведения

Первая задача организационного поведения – это систематическое описание поведения людей в возникающих в процессе труда ситуациях.

Вторая задача состоит в объяснении поступков индивидов в оп­ределенных условиях. Плох тот руководитель, который имеет воз­можность обсуждать с людьми их поведение и влиять на него, но не пользуется ею и не понимает причин, лежащих в основе действий сотрудников.

Предсказание, прогнозирование возможных действий людей – третья задача организационного поведения. Умение предвидеть ситуацию и ее развитие основано на профессиональных знаниях и интуиции ме­неджера. Чего здесь больше, сказать довольно трудно. Однако в идеале любой руководитель не отказался бы от возможности знать, кто сегодня настроен на работу, а кто, в силу различных причин, будет просто «отбывать» положенное время на рабочем месте. Та­кая информация полезна, прежде всего, с точки зрения правильного выстраивания рабочего графика и распределения заданий.

Четвертая задача организационного поведения – овладение навыками управления поведением людей в процессе работы и по­иск путей повышения эффективности их деятельности. Менеджер несет ответственность за результаты выполнения рабочих заданий на руководимом им участке. Следовательно, иметь возможность корректировать (не только директивно) поведение людей приобре­тает для него жизненно важное значение.

Существует опасение, что при таком подходе ущемляются пра­ва и свободы работника, так как на него постоянно оказывается психологическое давление. Но данная точка зрения не совсем корректна, так как действия большинства руководителей находятся под постоянным общественным контролем, а сама сущность орга­низационного поведения - это получение взаимной выгоды и сотрудниками, и организацией.

Билет 18 (вопросы 18, 41, 64)

5. Понятие диалектического материализма, его роль и место в методологическом обосновании организации и организационного поведения.

Диалектикаоснована на понимании многообразия мира, на желании выявить закономерности этого многообразия, установить связь разных сторон и явлений. Основной категорией диалектики является движение, которое рассматривается как противоречивый процесс, сочетающий моменты устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности, единства и иерархической соподчинённости, что отражает иерархичность и целостность мирового бытия.

Диалектический материализм создан в 19 в. Марксом и Энгельсом и творчески развит в новых исторических условиях Лениным, его учениками и последователями.

Диалекти́ческий материали́зм — направление в философии, материалистически интерпретированная диалектика Гегеля, является философской основой марксизма. Диалектический материализм основан на онтологической первичности материи относительно сознания и постоянного развития материи во времени. Согласно диалектическому материализму: материя — единственная основа мира; мышление — неотъемлемое свойство материи; движение и развитие мира — результат преодоления его внутренних противоречий.

Исходными моментами теории познания диалекти́ческого материали́зма являются материалистическое решение вопроса об отношении мышления к бытию и признание основой процесса познания общественной практики, представляющей собой взаимодействие человека с окружающим миром в конкретно-исторических условиях общественной жизни.

Процесс познания начинается с ощущений и восприятий, т. е. с чувственной ступени, и поднимается на уровень абстрактного логического мышления. Переход от чувственного познания к логическому мышлению является скачком от знания о единичном, случайном и внешнем к обобщённому знанию о существенном, закономерном.

Необходимыми приёмами познания являются сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракция, индукция и дедукция, которые по-разному выявляются на различных уровнях познания.

Человеческое познание не может сразу полностью воспроизвести и исчерпать содержание объекта. Всякая теория обусловлена исторически и потому заключает в себе не полную, а относительную истину.

Каждый объект наряду с общими чертами имеет и свои неповторимые особенности, каждое общественное явление обусловлено специфическими обстоятельствами места и времени. Поэтому наряду с обобщённым необходим конкретный подход к объекту познания, что выражается в принципе: отвлечённой истины нет, истина конкретна. Конкретность истины предполагает прежде всего всесторонность и цельность рассмотрения объекта, учёт того, что он постоянно изменяется и в силу этого не может быть правильно отражён в неподвижных категориях.

В диалектическом материализме сформулированы три закона диалектики: Закон перехода количественных изменений в качественные; Закон единства и борьбы противоположностей; Закон отрицания отрицания. Эти законы выражают универсальные формы развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления. Закон единства и борьбы противоположностей состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путём раздвоения единого на взаимоисключающие противоположные моменты, стороны, тенденции; их взаимоотношения, "борьба" и разрешение противоречий, с одной стороны, характеризует ту или иную систему как нечто целое, качественно определённое, а с другой — составляет внутренний импульс её изменения, развития, превращения в новое качество. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные вскрывает наиболее общий механизм развития: изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённого предела, происходит скачок, т. е. смена одного качества другим. Закон отрицания отрицания характеризует направление развития. Его основное содержание выражается в единстве поступательности, прогрессивности и преемственности в развитии, возникновении нового и относительной повторяемости некоторых элементов, существовавших прежде.

6. Характеристика методического уровня методологии исследования и проектирования организации и организационного поведения.

Главная суть методического уровня методологии исследования и проектирования организации и организационного поведения состоит в решении конкретных частнонаучных проблем и составляет совокупность такихметодов, как метод экстраполяции; нормативный, параметрический, индексный, элиминирования, скользящих средних, симплекс – метод и др.

Эти методы достаточно известны, их суть широко освещена в экономической литературе. Специалистами признается как наиболее приемлемая для эффективного управления организацией и организационным поведением методика комплексного организационного проектирования. Она сравнительно недавно была разработана учеными Государственного университета управления.

Главной целью организационного проектирования является обеспечение максимального сближения целей служб и подразделений организации с целями организации в целом.

Методика организационного проектирования базируется на системном подходе, предполагающем разделение организационной системы на совокупность взаимосвязанньк элементов, анализ и совершенствование каждого элемента в отдельности с последующим соединением усовершенствованных элементов для повышения эмерджентности (Эмерджентность определяет уровень совпадения целевых функций системы и ее подсистем. На макроуровне учет эмерджентности позволяет правильно оценить вклад отраслей и пред­приятий в экономику страны, на микроуровне – деятельность подразделений и служб по реализации целей организации) и синергетичности системы (Синергетичность — характеристика однонаправленности и синхронности действий подсистем и элементов системы. В управ­лении организационным поведением синергетичность позволяет оценить уровень сознательной, однонаправленной деятельности всех членов коллектива).

Эта методика реализуется в определенной последовательности, в несколько взаимосвязанных между собой этапов, сущностные аспекты которой взаимосвязаны и обеспечивают единство – комплексность проектирования организации и организационного поведения.

7. Характеристика взаимосвязи науки «Организационное поведение» с менеджментом, с теорией организации, психологией, социологией и другими науками.

Организационное поведение – это наука, изучающая поведение людей (индивидов и групп) в организациях, с целью практического использования полученных знаний для повышения эффективности трудовой деятельности человека. Также организационное поведение можно определить как понимание, предвидение и управление человеческим поведением в рамках организаций.

Связь с Менеджментом. Современный западный менеджмент как наука занимается в значительной степени организационным поведением. Это происходит ввиду относительной исчерпанности потенциала материальных ресурсов в качестве решающего фактора в конкурентной борьбе: средства производства любого уровня доступны любой организации, новинки науки и техники становятся продукцией массового производства буквально через считанные дни после их изобретения, в то время как изощренность человеческой мысли, потенциал персонала не имеют границ.

Теория организации– наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения организации как явления, ее эволюции, механизмы функционирования, взаимодействия ее частей и элементов между собой, а также с внешней средой для достижения намеченных и/или проектирования новых целей.

Вклад психологиив теорию организации и орг. поведение проявляется в наиболь­шей мере через изучение и прогнозирование поведения индивидуу­ма, определение возможностей изменения поведения людей. Психо­логия выявляет условия, мешающие или способствующие рациональ­ным действиям и поступкам людей. В последнее время расширилась база именно тех психологических исследований, которые непосред­ственно связаны с поведением человека в организации (приемы восприятия, обучения и тренировки, выявлении нужд и раз­работке мотивационных методов, степени удовлетворенности рабо­той и т.д.).

Исследования в области социологиирасширяют методологические основы теории организации и орг. поведения за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отно­шения между собой. Особый вклад социологии обусловлен изучением природы социаль­ных конфликтов между малыми, средними и большими социальными группами. Для теории организации большую научную значимость приобретает изучение мо­тивации человеческой деятельности, места и роли человека в соци­альных и технических системах, анализ факторов социальной актив­ности и социальной патологии, моделирование социальной значимо­сти деятельности человека, исследование его социальных возможно­стей и т.д.

На вопросы, возникающие в процессе функционирования органи­зации, о том, как индивидуумы ведут себя в групповой деятельности и почему они ведут себя так, а не иначе, дает ответы сравнительно новая научная дисциплина — социальная психология. При изучении межлич­ностного поведения главным ориентиром является то, как происходят изменения, в каких формах они осуществляются и как преодолеваются барьеры их восприятия. Исключительную важность для организаций представляют исследования, посвященные оценке и анализу измене­ния позиций людей, форм коммуникаций и путей удовлетворения ин­дивидуальных нужд в условиях групповой деятельности.

Вклад антропологии в теорию организации и орг. поведение обусловлен тем, что эта отрасль знаний среди прочих проблем изучает функцию культу­ры общества, т. е. своеобразный механизм отбора ценностей и норм прошлого, трансляции их живущим поколениям, вооружаемым оп­ределенными стереотипами сознания и поведения. Эта социальная па­мять прошлого лежит в основе различий фундаментальных ценнос­тей, взглядов и норм поведения людей, проявляющихся в деятельнос­ти организаций. В теории организации исключительно важно учиты­вать характер и степень влияния указанных факторов на формирова­ние приоритетов людей и их поведение в организациях.

Связь теории организации и орг. поведения сэкономической наукой определяется объективной потребностью формировать цели и стратегию организа­ций как основу их построения, обеспечения их внутренних и внеш­них взаимодействий. Исследования отношений собственности, ры­ночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономи­ческих аспектов функционирования субъектов хозяйствования, про­блем эффективности и ее измерителей, методов экономического сти­мулирования имеют непосредственное отношение не только к ори­ентации организаций, но и ко всем сторонам их эффективной дея­тельности.

Особую значимость приобретает связь теории организации с юри­дической наукой, изучающей право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Непосред­ственное влияние на формирование ключевых разделов теории орга­низации оказывают такие отрасли юридической науки, как граждан­ское, трудовое и хозяйственное право. Это же относится и к админис­тративному праву, регулирующему общественные отношения, возни­кающие в процессе организации государственного управления и осу­ществления исполнительно-распорядительной деятельности. Особо выделим корпоративное право — совокупность юридических норм, ре­гулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хо­зяйственных обществ и товариществ. В организационной деятельно­сти исключительно велика роль системы правил, устанавливаемых соб­ственником или администрацией предприятия (коммерческой орга­низации) и регулирующих различные внутрифирменные отношения. Совокупность социальных регуляторов, облекаемая в соответствую­щую законодательную форму и обеспечивающая юридическую рег­ламентацию общественных отношений, создает необходимые пред­посылки для эффективного функционирования организаций.

Важную роль играют современные информационные системы, связывающие воедино все процессы функционирования организаций и собственно управленческой деятельности, а также информатикакак наука, изучающая законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в этих системах. Организации должны быть структурированы таким образом, чтобы максимизировать возможности системы управления по обработке и передаче необходимой информации, добиться требуемой оператив­ности принятия, реализации и контроля управленческих решений. Организации должны обеспечить оперативное получение требуемой информации как руководителями, так и исполнителями.

БИЛЕТ 19

Наши рекомендации