Организационное поведение, его понятие, основные цели и задачи
Организационное поведение (ОП) представляем собой отрасль знаний, сущность которой состоит в систематическом и научном анализе поведения отдельных личностей, групп, организаций в целях понимания, прогнозирования и улучшения показателей работы индивидов и, в конечном счете, организаций, частью которых они являются.
Теоретическая база организационного поведения в части изучения поведения индивидов базируется на достижениях психологии, в части изучения групп – на достижениях социологии, а управленческие концепции опираются на ряд дисциплин, которые помогают понять, как применять эти знания на практике
Из определения организационного поведения следует, что в его изучении стоят четыре задачи: описание, осознание, прогнозирование и управление определенными явлениями и процессами.
Характеристика задач организационного поведения
Первая задача организационного поведения – это систематическое описание поведения людей в возникающих в процессе труда ситуациях.
Вторая задача состоит в объяснении поступков индивидов в определенных условиях. Плох тот руководитель, который имеет возможность обсуждать с людьми их поведение и влиять на него, но не пользуется ею и не понимает причин, лежащих в основе действий сотрудников.
Предсказание, прогнозирование возможных действий людей – третья задача организационного поведения. Умение предвидеть ситуацию и ее развитие основано на профессиональных знаниях и интуиции менеджера. Чего здесь больше, сказать довольно трудно. Однако в идеале любой руководитель не отказался бы от возможности знать, кто сегодня настроен на работу, а кто, в силу различных причин, будет просто «отбывать» положенное время на рабочем месте. Такая информация полезна, прежде всего, с точки зрения правильного выстраивания рабочего графика и распределения заданий.
Четвертая задача организационного поведения – овладение навыками управления поведением людей в процессе работы и поиск путей повышения эффективности их деятельности. Менеджер несет ответственность за результаты выполнения рабочих заданий на руководимом им участке. Следовательно, иметь возможность корректировать (не только директивно) поведение людей приобретает для него жизненно важное значение.
Существует опасение, что при таком подходе ущемляются права и свободы работника, так как на него постоянно оказывается психологическое давление. Но данная точка зрения не совсем корректна, так как действия большинства руководителей находятся под постоянным общественным контролем, а сама сущность организационного поведения - это получение взаимной выгоды и сотрудниками, и организацией.
Билет 18 (вопросы 18, 41, 64)
5. Понятие диалектического материализма, его роль и место в методологическом обосновании организации и организационного поведения.
Диалектикаоснована на понимании многообразия мира, на желании выявить закономерности этого многообразия, установить связь разных сторон и явлений. Основной категорией диалектики является движение, которое рассматривается как противоречивый процесс, сочетающий моменты устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности, единства и иерархической соподчинённости, что отражает иерархичность и целостность мирового бытия.
Диалектический материализм создан в 19 в. Марксом и Энгельсом и творчески развит в новых исторических условиях Лениным, его учениками и последователями.
Диалекти́ческий материали́зм — направление в философии, материалистически интерпретированная диалектика Гегеля, является философской основой марксизма. Диалектический материализм основан на онтологической первичности материи относительно сознания и постоянного развития материи во времени. Согласно диалектическому материализму: материя — единственная основа мира; мышление — неотъемлемое свойство материи; движение и развитие мира — результат преодоления его внутренних противоречий.
Исходными моментами теории познания диалекти́ческого материали́зма являются материалистическое решение вопроса об отношении мышления к бытию и признание основой процесса познания общественной практики, представляющей собой взаимодействие человека с окружающим миром в конкретно-исторических условиях общественной жизни.
Процесс познания начинается с ощущений и восприятий, т. е. с чувственной ступени, и поднимается на уровень абстрактного логического мышления. Переход от чувственного познания к логическому мышлению является скачком от знания о единичном, случайном и внешнем к обобщённому знанию о существенном, закономерном.
Необходимыми приёмами познания являются сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракция, индукция и дедукция, которые по-разному выявляются на различных уровнях познания.
Человеческое познание не может сразу полностью воспроизвести и исчерпать содержание объекта. Всякая теория обусловлена исторически и потому заключает в себе не полную, а относительную истину.
Каждый объект наряду с общими чертами имеет и свои неповторимые особенности, каждое общественное явление обусловлено специфическими обстоятельствами места и времени. Поэтому наряду с обобщённым необходим конкретный подход к объекту познания, что выражается в принципе: отвлечённой истины нет, истина конкретна. Конкретность истины предполагает прежде всего всесторонность и цельность рассмотрения объекта, учёт того, что он постоянно изменяется и в силу этого не может быть правильно отражён в неподвижных категориях.
В диалектическом материализме сформулированы три закона диалектики: Закон перехода количественных изменений в качественные; Закон единства и борьбы противоположностей; Закон отрицания отрицания. Эти законы выражают универсальные формы развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления. Закон единства и борьбы противоположностей состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путём раздвоения единого на взаимоисключающие противоположные моменты, стороны, тенденции; их взаимоотношения, "борьба" и разрешение противоречий, с одной стороны, характеризует ту или иную систему как нечто целое, качественно определённое, а с другой — составляет внутренний импульс её изменения, развития, превращения в новое качество. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные вскрывает наиболее общий механизм развития: изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённого предела, происходит скачок, т. е. смена одного качества другим. Закон отрицания отрицания характеризует направление развития. Его основное содержание выражается в единстве поступательности, прогрессивности и преемственности в развитии, возникновении нового и относительной повторяемости некоторых элементов, существовавших прежде.
6. Характеристика методического уровня методологии исследования и проектирования организации и организационного поведения.
Главная суть методического уровня методологии исследования и проектирования организации и организационного поведения состоит в решении конкретных частнонаучных проблем и составляет совокупность такихметодов, как метод экстраполяции; нормативный, параметрический, индексный, элиминирования, скользящих средних, симплекс – метод и др.
Эти методы достаточно известны, их суть широко освещена в экономической литературе. Специалистами признается как наиболее приемлемая для эффективного управления организацией и организационным поведением методика комплексного организационного проектирования. Она сравнительно недавно была разработана учеными Государственного университета управления.
Главной целью организационного проектирования является обеспечение максимального сближения целей служб и подразделений организации с целями организации в целом.
Методика организационного проектирования базируется на системном подходе, предполагающем разделение организационной системы на совокупность взаимосвязанньк элементов, анализ и совершенствование каждого элемента в отдельности с последующим соединением усовершенствованных элементов для повышения эмерджентности (Эмерджентность определяет уровень совпадения целевых функций системы и ее подсистем. На макроуровне учет эмерджентности позволяет правильно оценить вклад отраслей и предприятий в экономику страны, на микроуровне – деятельность подразделений и служб по реализации целей организации) и синергетичности системы (Синергетичность — характеристика однонаправленности и синхронности действий подсистем и элементов системы. В управлении организационным поведением синергетичность позволяет оценить уровень сознательной, однонаправленной деятельности всех членов коллектива).
Эта методика реализуется в определенной последовательности, в несколько взаимосвязанных между собой этапов, сущностные аспекты которой взаимосвязаны и обеспечивают единство – комплексность проектирования организации и организационного поведения.
7. Характеристика взаимосвязи науки «Организационное поведение» с менеджментом, с теорией организации, психологией, социологией и другими науками.
Организационное поведение – это наука, изучающая поведение людей (индивидов и групп) в организациях, с целью практического использования полученных знаний для повышения эффективности трудовой деятельности человека. Также организационное поведение можно определить как понимание, предвидение и управление человеческим поведением в рамках организаций.
Связь с Менеджментом. Современный западный менеджмент как наука занимается в значительной степени организационным поведением. Это происходит ввиду относительной исчерпанности потенциала материальных ресурсов в качестве решающего фактора в конкурентной борьбе: средства производства любого уровня доступны любой организации, новинки науки и техники становятся продукцией массового производства буквально через считанные дни после их изобретения, в то время как изощренность человеческой мысли, потенциал персонала не имеют границ.
Теория организации– наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения организации как явления, ее эволюции, механизмы функционирования, взаимодействия ее частей и элементов между собой, а также с внешней средой для достижения намеченных и/или проектирования новых целей.
Вклад психологиив теорию организации и орг. поведение проявляется в наибольшей мере через изучение и прогнозирование поведения индивидуума, определение возможностей изменения поведения людей. Психология выявляет условия, мешающие или способствующие рациональным действиям и поступкам людей. В последнее время расширилась база именно тех психологических исследований, которые непосредственно связаны с поведением человека в организации (приемы восприятия, обучения и тренировки, выявлении нужд и разработке мотивационных методов, степени удовлетворенности работой и т.д.).
Исследования в области социологиирасширяют методологические основы теории организации и орг. поведения за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отношения между собой. Особый вклад социологии обусловлен изучением природы социальных конфликтов между малыми, средними и большими социальными группами. Для теории организации большую научную значимость приобретает изучение мотивации человеческой деятельности, места и роли человека в социальных и технических системах, анализ факторов социальной активности и социальной патологии, моделирование социальной значимости деятельности человека, исследование его социальных возможностей и т.д.
На вопросы, возникающие в процессе функционирования организации, о том, как индивидуумы ведут себя в групповой деятельности и почему они ведут себя так, а не иначе, дает ответы сравнительно новая научная дисциплина — социальная психология. При изучении межличностного поведения главным ориентиром является то, как происходят изменения, в каких формах они осуществляются и как преодолеваются барьеры их восприятия. Исключительную важность для организаций представляют исследования, посвященные оценке и анализу изменения позиций людей, форм коммуникаций и путей удовлетворения индивидуальных нужд в условиях групповой деятельности.
Вклад антропологии в теорию организации и орг. поведение обусловлен тем, что эта отрасль знаний среди прочих проблем изучает функцию культуры общества, т. е. своеобразный механизм отбора ценностей и норм прошлого, трансляции их живущим поколениям, вооружаемым определенными стереотипами сознания и поведения. Эта социальная память прошлого лежит в основе различий фундаментальных ценностей, взглядов и норм поведения людей, проявляющихся в деятельности организаций. В теории организации исключительно важно учитывать характер и степень влияния указанных факторов на формирование приоритетов людей и их поведение в организациях.
Связь теории организации и орг. поведения сэкономической наукой определяется объективной потребностью формировать цели и стратегию организаций как основу их построения, обеспечения их внутренних и внешних взаимодействий. Исследования отношений собственности, рыночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономических аспектов функционирования субъектов хозяйствования, проблем эффективности и ее измерителей, методов экономического стимулирования имеют непосредственное отношение не только к ориентации организаций, но и ко всем сторонам их эффективной деятельности.
Особую значимость приобретает связь теории организации с юридической наукой, изучающей право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Непосредственное влияние на формирование ключевых разделов теории организации оказывают такие отрасли юридической науки, как гражданское, трудовое и хозяйственное право. Это же относится и к административному праву, регулирующему общественные отношения, возникающие в процессе организации государственного управления и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности. Особо выделим корпоративное право — совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных обществ и товариществ. В организационной деятельности исключительно велика роль системы правил, устанавливаемых собственником или администрацией предприятия (коммерческой организации) и регулирующих различные внутрифирменные отношения. Совокупность социальных регуляторов, облекаемая в соответствующую законодательную форму и обеспечивающая юридическую регламентацию общественных отношений, создает необходимые предпосылки для эффективного функционирования организаций.
Важную роль играют современные информационные системы, связывающие воедино все процессы функционирования организаций и собственно управленческой деятельности, а также информатикакак наука, изучающая законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в этих системах. Организации должны быть структурированы таким образом, чтобы максимизировать возможности системы управления по обработке и передаче необходимой информации, добиться требуемой оперативности принятия, реализации и контроля управленческих решений. Организации должны обеспечить оперативное получение требуемой информации как руководителями, так и исполнителями.
БИЛЕТ 19