Сущность менеджмента в торговле
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Утверждено
на заседании совета факультета менеджмента
протокол № _____ от «__»________________201__
Председатель совета ____________ .
подпись
МП
Факультет менеджмента
Кафедра торговой политики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕНЕДЖМЕНТ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Направление подготовки ‑ «Менеджмент»
Профиль подготовки ‑ «Менеджмент торговых предприятий»
Квалификация (степень) выпускника ‑ Специалист
Москва 2013
Составители: ст. преп. Алексина С.Б., к.т.н., доц. Никишин А.Ф. к.э.н., ст. преп. Панкина Т.В
Рецензенты:
д.э.н., проф. Хваткин Н.Г., РГТЭУ
д.э.н., проф. Степанов В.И., кафедра Логистики, РЭУ имени Г.В. Плеханова
Рабочая программа дисциплины «Менеджмент торговой организации» предназначена для освоения содержания процесса управления торговой организацией, изучения проблем и перспектив развития управленческой деятельности.
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО по направлению «Менеджмент».
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Торговой политики,
протокол № 8 от «22» января 2013 г.
Заведующий кафедрой
Г.Г. Иванов
Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры Торговой политики, протокол № ____ от «____» ____________ 2013 г.
Заведующий кафедрой _______________ Иванов Г.Г.
(подпись)
Одобрено советом факультета менеджмента, протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г.
Председатель ________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры Торговой политики, протокол № ____ от «____» ____________ 201 _ г.
Заведующий кафедрой _______________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено советом факультета менеджмента, протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г.
Председатель ________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры Торговой политики, протокол № ____ от «____» ____________ 201 _ г.
Заведующий кафедрой _______________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено советом факультета менеджмента, протокол № ____ от «____» __________ 201 _ г.
Председатель ________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
СОДЕРЖАНИЕ
I. Организационно-методический раздел. 5
Цель дисциплины.. 5
Задачи дисциплины.. 5
Место дисциплины в структуре ООП ВПО (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 5
Требования к результатам освоения содержания дисциплины.. 6
Формы контроля. 7
II. Содержание дисциплины.. 9
Обеспечение содержания дисциплины.. 14
III. Образовательные технологии. 19
Рекомендуемая литература. 19
Рекомендуемые обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие компьютерные программы, используемые при изучении дисциплины.. 21
Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов) 21
V. Оценочные средства. 22
Тематика курсовых работ. 22
Вопросы к экзамену. 23
Примеры тестов для контроля знаний. 25
VI. Тематический план изучения дисциплины «Менеджмент торговой организации» 27
Приложение 1. 29
Приложение 2. 32
I. Организационно-методический раздел
Цель дисциплины
Курс «Менеджмент торговой организации» позволяет сформировать у студентов комплексное представление о проблемах управления оптовыми и розничными предприятиями торговли; получить теоретические знания и практические навыки в области организации процесса управления, подбора и расстановки кадров, организации информационных потоков, что является необходимыми элементами подготовки специалистов по направлению подготовки – «Менеджмент торговых предприятий».
Задачи дисциплины
1. изучение теоретических основ управления торговой организацией в современных условиях;
2. ознакомление с существующими трактовками основных принципов и функций управления;
3. изучение вопросов формирования организационных структур управления торговой организацией;
4. определение путей и методов организации информационного обеспечения процесса управления;
5. изучение структуры персонала торговой организации, возможностей и способов использования различных методов мотивации торгового персонала;
6. изучение вопросов организации труда руководителя торговой организации;
7. ознакомление с современными техническими средствами управления.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО (основной образовательной программы высшего профессионального образования)
Дисциплина входит в Блок 3 «Профессиональный цикл. Вариативная часть» учебного плана.
Для успешного изучения данного курса студенты должны изучить такие дисциплины как «Экономическая теория», «Коммерческая деятельность» «Экономика организации», «Организация, технология и проектирование торговых предприятий», «Правовое регулирование профессиональной деятельности», «Менеджмент», «Маркетинг».
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:
- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способностью свободно владеть литературной и деловой письменной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний;
- способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готовностью нести за них ответственность;
-стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, способностью намечать пути и выбирать средства развития своих достоинств и устранения недостатков;
- способностью применять основные законы социальных, гуманитарных, экономических и естественных наук в профессиональной деятельности, а так же методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; владением математическим аппаратом при решении профессиональных проблем;
- способностью осуществлять управление торгово-технологическими процессами на предприятии, регулировать процессы хранения, проводить инвентаризацию, определять и минимизировать затраты материальных и трудовых ресурсов, а также учитывать и списывать потери;
- способностью управлять персоналом организации (предприятия), готовностью к организационно-управленческой работе с малыми коллективами;
- способностью осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
· основные понятия и принципы управления
· характеристику целей, место и роль управления целями
· содержание общих и конкретных функций управления;
· типы и основные требования, предъявляемые к структурам управления ;
· квалификационную структуру штатов, содержание труда работников торговой организации;
· характер, содержание и особенности труда руководителя, требования к рациональной организации управленческого труда;
· роль и значение информации в процессе принятия решений, информационные системы и информационные процессы;
· технологию и этапы процесса управления торговой организацией, управленческие решения;
Уметь:
· осуществлять сравнительный анализ Российского и зарубежного опыта управления торговыми организациями;
· оценивать вероятности достижения целей;
· составить перечень функций управления для конкретной торговой организации;
· осуществлять выбор типа структуры управления для разных торговых организаций;
· составлять должностную инструкцию, договор материальной ответственности;
· планировать рабочее время, определять стиль руководства;
· анализировать и проектировать информационные потоки;
· принимать управленческие решения в условиях рыночных отношений, конъюнктурных колебаний и коммерческого риска ;
Владеть:
· терминологическим аппаратом управления торговой организацией;
· методом «дерева целей» применительно к торговому предприятию;
· методом формирования матрицы функционального распределения труда торговой организации;
· методами и принципами проектирования организационных структур управления;
· методами формирования трудового коллектива, методами расчета суммы причиненного ущерба ;
· методом анализа затрат рабочего времени руководителя торговой организации ;
· принципами построения информационного обеспечения процесса управления;
· методами оценки качества решения .
Формы контроля
Контроль за освоением дисциплины осуществляется в каждом дисциплинарном разделе отдельно.
Рубежный контроль: тестирование по отдельным разделам дисциплины.
Промежуточная аттестация в 9 семестре – экзамен в письменной форме.
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Менеджмент торговой организации» осуществляется в соответствии с Приложением 1.
II. Содержание дисциплины
№№ пп | Наименование раздела дисциплины (тема) | Содержание | Результаты освоения (знать, уметь, владеть) | Образова- тельные технологии |
Сущность менеджмента в торговле | Цели и задачи курса «Менеджмент торговой организации». Содержание курса, его связь с другими дисциплинами. Значение курса в подготовке современного специалиста в области торговли. Структура и последовательность изучения курса. Понятие управления. Субъект и объект управления, прямая и обратная связь между ними. Предприятие торговли как объект управления. Ресурсы торговой организации, внешняя и внутренняя среда предприятия. Процесс управления и механизм управления. Современные принципы управления и их развитие применительно к торговому предприятию. Основы законодательства, регулирующего вопросы управления предприятием. Российский и зарубежный опыт управления торговыми предприятиями. | Знать: основные понятия и принципы управления; Уметь: осуществлять сравнительный анализ Российского и зарубежного опыта управления торговыми предприятиями; Владеть: терминологическим аппаратом управления торговой организацией | 1.лекции; 2. семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулиро-ванные в домашних заданиях; 3. письменные и устные домашние задания; 4. обсуждение эссе и рефератов. | |
Управление организацией розничной продажи товаров и торгового обслуживания покупателей | Алгоритм (этапы выбора) принятия решения о месторасположении розничного торгового предприятия. Выбор региона расположения торгового предприятия. Индекс насыщения торговыми услугами. Формирование ассортимента. Организация процесса розничной продажи товаров, его основные операции. Понятие системы торгового обслуживания покупателей. Показатели оценки качества торгового обслуживания. Понятия скорости и культуры торгового обслуживания. Формы обслуживания покупателей, применяемые в розничной торговле. Магазинные методы продажи товаров, их характеристика. Внемагазинные методы продажи товаров (прямая розничная торговля, прямые личные продажи; продажа товаров через торговые автоматы): их характеристика, преимущества и недостатки применения в условиях современной торговли. Услуга розничной торговли. Классификация услуг розничной торговли. Общие требования к услугам торговли. Правовые аспекты продажи товаров в розничной торговле. Правила, регулирующие деятельность розничных торговых предприятий. Правила продажи отдельных видов товаров. Правила розничной торговли. Защита прав потребителей. Организация государственного контроля торговли. Организация процесса розничной продажи товаров, его основные операции. Понятие системы торгового обслуживания покупателей. Показатели оценки качества торгового обслуживания. Понятия скорости и культуры торгового обслуживания. | Знать: особенности организации торгового обслуживания покупателей в розничных торговых предприятиях различных форматов; требования российского законодательства к организации торгового процесса, правила розничной торговли и продажи товаров населению Уметь: определять проблемные места и направления совершенствования торгового обслуживания покупателей, наиболее эффективные формы и методы продажи товаров; анализировать практику выполнения требований российского законодательства к организации розничного торгового процесса и обслуживания покупателей Владеть: знаниями правил розничной торговли и продажи отдельных товарных групп населению; терминологией, предусмотренной ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования» | 1.лекции; 2. семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулиро-ванные в домашних заданиях; 3. письменные и устные домашние задания; 4. обсуждение эссе и рефератов. | |
Управление закупочной работой в торговле | Роль и функции оптовых торговых предприятий на потребительском рынке. Классификация оптовых торговых предприятий. Основные виды оптово-посреднических структур: их общая характеристика, задачи и функции деятельности на товарном рынке. Особенности функционирования различных посреднических фирм на рынке товаров и услуг. Создание вертикально и горизонтально интегрированных систем в оптовой торговле. Понятие и экономическое назначение товарных складов в системе товароснабжения торговых предприятий. Классификация и виды товарных складов. Основные тенденции развития современного складского хозяйства. Основные этапы организации складского технологического процесса. Основные факторы, оказывающие влияние на технологию складских процессов. Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров на склад. Размещение, укладка и хранение товаров. Требования, предъявляемые к схеме размещения товаров на складе. Штабельный и стеллажный способы укладки товаров на хранение: их преимущества и недостатки. | Знать: организацию и технологию складских операций Уметь: определять проблемные места и направления совершенствования в организации складского технологического процесса Владеть: методикой разработки рациональных схем размещения товаров на хранение на общетоварном складе | 1. лекции; 2. семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; 3. письменные и устные домашние задания; 4. обсуждение подготовленных студентами рефератов и эссе; 5. самостоя-тельная работа студентов. | |
Персонал торговой организации | Управление персоналом - основа успешной деятельности предприятия. Факторы, формирующие численность работников в торговом предприятии. Обоснование потребности в кадрах, квалификационная структура штатов предприятия. Штатное расписание. Должностная инструкция, ее содержание, порядок разработки и утверждения. Формирование трудового коллектива торговой организации. Трудовой договор. Требования, предъявляемые к персоналу торговой организации. Структура коллектива, коммуникации в коллективе. Социально-психологический климат. Конфликты в коллективе. Конфликты с покупателями. Взаимоотношения с партнерами. Содержание труда работников торговой организации. Дифференциация трудовых функций. Вопросы физиологии и психологии в организации труда. Улучшение условий труда. Материальная ответственность. Виды и формы материальной ответственности. Договор о материальной ответственности. Порядок возмещения ущерба, причиненного предприятию. | Знать: квалификационную структуру штатов, содержание труда работников торговой организации Уметь: составлять должностную инструкцию, договор материальной ответственности; Владеть: методами формирования трудового коллектива, методами расчета суммы причиненного ущерба. | 1. лекции; 2. семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; 3. письменные и устные домашние задания; 4. обсуждение эссе; 5. самосто- ятельная работа студентов | |
Информационное обеспечение процессов управления торговой организацией | Информационные системы на предприятиях торговли. Роль и значение информации в процессе принятия решений. Виды информации, структура и носители информации. Основные требования к качеству используемой информации. Информационные процессы. Понятие и принципы построения информационного обеспечения процесса управления. Информационные потоки, их виды и назначение. Анализ и проектирование информационных потоков. Риски в торговой деятельности, их анализ | Знать:роль и значение информации в процессе принятия решений, информационные системы и информационные процессы Уметь: анализировать и проектировать информационные потоки Владеть: принципами построения информационного обеспечения процесса управления | 1. лекции; 2. семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; 3. письменные и устные домашние задания; 4. обсуждение эссе; 5. самосто- ятельная работа студентов |
Обеспечение содержания дисциплины
Сущность менеджмента в торговле
Литература: Б-1, О-1,2,3,4,5 Д-1,2,3,4,5,6
Вопросы для самопроверки:
1. Сформулируйте понятия субъекта и объекта управления
2. Сформулируйте понятие механизма управления и объясните порядок его реализации
3. Какие основные сферы управления выделяются при характеристике объекта управления в торговле?
4. В чем сущность механизма управления торговым бизнесом?
5. Перечислите основные законы, регулирующие вопросы управления предприятием.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Сформулируйте признаки, на основании которых классифицируются управленческие отношения
2. Определите аспекты управления торговой средой
3. Сформулируйте и обоснуйте, что понимается под управлением, исходя из сущности товарно-денежных отношений и механизма их реализации?
4. Составьте схему внешних связей торговой организации по вашему выбору.