Тема 2: «Эволюция взглядов на организацию»

План:

Цель:формирование системы знаний, умений, навыков в ходе анализа классической теории организации, бюрократической теории организации, всеобщей организационной науки – тектологии, теории административного поведения, теории Гласиер, формирование жизнеспособной структуры, теории организационного потенциала, теории институтов и институциональных изменений, ресурсной теории организации,

Классическая теория организации. Тектология.

Факторы эффективной организации. Теория административного поведения. Теория Гласиер.

Формирование жизнеспособной структуры. Теория организационного потенциала.

Теория институтов и институциональных изменений. Ресурсная теория организации. Современные направления теоретических разработок

Форма проведения:индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов

Методические рекомендации к изучению темы:

В процессе подготовки к данному практическому занятию у студентов должны сформироваться следующие компетенции: знание современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22); знание экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30); умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36).

В процессе рассмотрения первого вопроса темы необходимо проанализировать идеи и концепции, образующие классическую теорию организации, раскрыть сущность научного управления, выраженную в четырех основных положениях, разработанных Тейлором, проанализировать 14 принципов организации, разработанных Файолем, бюрократическую теорию организации (М.Вебер). В данном вопросе необходимо охарактеризовать сущность всеобщей организационной науки – тектологии (основатель А.А. Богданов).

При подготовке ко второму вопросу темы следует рассмотреть «систему -4», разработанную Лайкертом.

При рассмотрении третьего вопроса темы необходимо проанализировать влияние путем убеждения, эффективное убеждение, сильные и слабые стороны влияния путем убеждения, сравнение различных методов влияния.

При изучении последнего вопроса темы необходимо обратить внимание на практическое использование влияния, как наиболее эффективно использовать влияние.

Контрольные вопросы и задания:

Проанализируйте основные положения сущности научного управления, выраженные Тейлором

__________________________

Как вы понимаете принцип организации соотношение централизации и децентрализации, предложенный Файолем?

________________3. Приведите основные постулаты бюрократической теории организации, разработанные М. Вебером

_______________

В чем заключается сущность науки тектологии, разработанной А.А.Богдановым?

_

________________________

Приведите отличительные особенности классической теории организации и организации «системы - 4», разработанной Лайкертом

_______________

____________________

Охарактеризуйте концепцию «административного работника» разработанную Саймоном.

_______________

Каковы основные задачи апелляционной подсистемы в организации, согласно теории Гласиер?

_______________

______________

Почему концепция формирования эффективной организации носит название «структура-5»?

_

Приведите отличительные особенности структурного и динамического подхода к формированию организационных структур, выдвинутых И. Ансоффом

__

Приведите основные постулаты теории институтов и институциональных изменений

_

______________

В чем проявляется уникальность свойств организации по сравнению с другими объектами окружающего мира?

_________________________

______

Каковы особенности работы организаций в условиях формирования новых рыночных отношений в России?

_________________________

______

Задание № 1

При выполнении данного задания у студентов должна сформироваться следующая компетенция: знание современных концепций организации операционной деятельности и готовность к их применению (ПК-22.)

Используя концепцию научное управление Ф. Тейлора, теорию организации, разработанную А. Файолем и бюрократическую теорию М. Вебера, заполните таблицу 1, анализируя отличительные признаки вышеперечисленных теорий организации.

Таблица 1

Классическая теория организации

Отличительные признаки Научное управление Ф.Тейлора Теория организации А.Файоля Бюрократическая теория М.Вебера
Организация труда          
Отбор и обучение сотрудников          
Система заработной платы          
Взаимодействие руководителя и сотрудников        

Задание № 2

При выполнении данного задания у студентов должна сформироваться следующая компетенция: знание современных концепций организации операционной деятельности и готовность к их применению (ПК-22)

Проанализировав теорию институтов и институциональных изменений охарактеризуйте следующие взаимодей­ствия между институтами и организациями:

· Институты определяют «правила игры»

· Организации являются «игроками».

________________________

______

Задание № 3

При выполнении данного задания у студентов должна сформироваться следующая компетенция: умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36).

Наши рекомендации