Тема 2: «Эволюция взглядов на организацию»
План:
Цель:формирование системы знаний, умений, навыков в ходе анализа классической теории организации, бюрократической теории организации, всеобщей организационной науки – тектологии, теории административного поведения, теории Гласиер, формирование жизнеспособной структуры, теории организационного потенциала, теории институтов и институциональных изменений, ресурсной теории организации,
Классическая теория организации. Тектология.
Факторы эффективной организации. Теория административного поведения. Теория Гласиер.
Формирование жизнеспособной структуры. Теория организационного потенциала.
Теория институтов и институциональных изменений. Ресурсная теория организации. Современные направления теоретических разработок
Форма проведения:индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов
Методические рекомендации к изучению темы:
В процессе подготовки к данному практическому занятию у студентов должны сформироваться следующие компетенции: знание современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22); знание экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30); умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36).
В процессе рассмотрения первого вопроса темы необходимо проанализировать идеи и концепции, образующие классическую теорию организации, раскрыть сущность научного управления, выраженную в четырех основных положениях, разработанных Тейлором, проанализировать 14 принципов организации, разработанных Файолем, бюрократическую теорию организации (М.Вебер). В данном вопросе необходимо охарактеризовать сущность всеобщей организационной науки – тектологии (основатель А.А. Богданов).
При подготовке ко второму вопросу темы следует рассмотреть «систему -4», разработанную Лайкертом.
При рассмотрении третьего вопроса темы необходимо проанализировать влияние путем убеждения, эффективное убеждение, сильные и слабые стороны влияния путем убеждения, сравнение различных методов влияния.
При изучении последнего вопроса темы необходимо обратить внимание на практическое использование влияния, как наиболее эффективно использовать влияние.
Контрольные вопросы и задания:
Проанализируйте основные положения сущности научного управления, выраженные Тейлором
__________________________
Как вы понимаете принцип организации соотношение централизации и децентрализации, предложенный Файолем?
________________3. Приведите основные постулаты бюрократической теории организации, разработанные М. Вебером
_______________
В чем заключается сущность науки тектологии, разработанной А.А.Богдановым?
_
________________________
Приведите отличительные особенности классической теории организации и организации «системы - 4», разработанной Лайкертом
_______________
____________________
Охарактеризуйте концепцию «административного работника» разработанную Саймоном.
_______________
Каковы основные задачи апелляционной подсистемы в организации, согласно теории Гласиер?
_______________
______________
Почему концепция формирования эффективной организации носит название «структура-5»?
_
Приведите отличительные особенности структурного и динамического подхода к формированию организационных структур, выдвинутых И. Ансоффом
__
Приведите основные постулаты теории институтов и институциональных изменений
_
______________
В чем проявляется уникальность свойств организации по сравнению с другими объектами окружающего мира?
_________________________
______
Каковы особенности работы организаций в условиях формирования новых рыночных отношений в России?
_________________________
______
Задание № 1
При выполнении данного задания у студентов должна сформироваться следующая компетенция: знание современных концепций организации операционной деятельности и готовность к их применению (ПК-22.)
Используя концепцию научное управление Ф. Тейлора, теорию организации, разработанную А. Файолем и бюрократическую теорию М. Вебера, заполните таблицу 1, анализируя отличительные признаки вышеперечисленных теорий организации.
Таблица 1
Классическая теория организации
Отличительные признаки | Научное управление Ф.Тейлора | Теория организации А.Файоля | Бюрократическая теория М.Вебера |
Организация труда | |||
Отбор и обучение сотрудников | |||
Система заработной платы | |||
Взаимодействие руководителя и сотрудников |
Задание № 2
При выполнении данного задания у студентов должна сформироваться следующая компетенция: знание современных концепций организации операционной деятельности и готовность к их применению (ПК-22)
Проанализировав теорию институтов и институциональных изменений охарактеризуйте следующие взаимодействия между институтами и организациями:
· Институты определяют «правила игры»
· Организации являются «игроками».
________________________
______
Задание № 3
При выполнении данного задания у студентов должна сформироваться следующая компетенция: умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36).