Соотношение понятий «лидер» и «менеджер»
Для западной, американской традиции характерно отождествление лидерства с формальными обязанностями менеджера (руководителя), отмечается тенденция к возрастающему отождествлению понятий лидера и руководителя. «Если же смысловая разница между ними все же признается, то она носит «качественный» характер. Деятельность менеджера (руководителя) рассматривается как то, что он должен делать, т.е. как выполнение определенных функций, являющихся частью его должностных обязанностей. Лидерство же скорее отражает качественный процесс управления, акцентируя не сами обязанности, а то, как эти обязанности выполняются. В этом контексте лидерство - это умение заставлять людей делать то, что они не хотят, не вызывая при этом ненависти ни к себе, ни к выполняемой ими работе». При назначении на пост руководителя на каком-либо уровне управления желательно, чтобы в течение определенного времени он стал лидером. Если это ему не удается, то он должен освободить занимаемую должность для того человека, который может стать лидером.
В связи со значительными социальноэкономическими изменениями в современной России профессия менеджера становится все более распространенной и престижной. Мы считаем, что важно выявлять людей с лидерским потенциалом и привлекать их на руководящие посты в организации. Существуют различные способы выявления способности к лидерству - психологическое тестирование, изучение биографии, жизненного и трудового пути кандидата, подбор кадров для обучения руководящего состава.[6]
Важное место среди проблем управленческой психологии отводится исследованиям потребностно-мотивационной сферы. Профессиональная деятельность управленцев мотивируется рядом факторов, способствующих достижению ими карьерного роста, развитию компетентности, мастерства и профессионализма. Для эффективной деятельности любой организации требуются целеустремленные, ответственные, инициативные, высокоорганизованные руководители, стремящиеся к трудовой карьере и самореализации, обладающие высоким творческим потенциалом. Выяснение механизмов формирования мотивационной сферы руководителя позволит, в свою очередь, более эффективно управлять его деятельностью, а также повысить продуктивность, производительность работы предприятия. А руководители, разобравшись в собственной мотивации, смогут сами более эффективно осуществлять управленческую деятельность, адекватно воспринимать ситуацию взаимодействия с другими людьми, подчиненными, учитывать в жизнедеятельности свои потребности, стремления, желания, строить перспективные планы, опираясь на свои истинные мотивы.
Нами осуществлено эмпирическое исследование мотивации трудовой деятельности и карьерных ориентаций менеджеров коммерческих организаций. Были использованы методика трудовой мотивации И.Г. Кокуриной и методика оценки карьерных ориентаций Э. Шейна «Якоря карьеры». Установлено, что наиболее приоритетной карьерной ориентацией является «вызов». Такие менеджеры были ориентированы на решение трудных профессиональных задач, преодоление препятствий, трудностей ради победы в конкурентной борьбе. Карьера для них означает постоянный вызов их профессионализму. Для них характерна готовность к принятию этого вызова. На втором месте по значимости была ориентация на «предпринимательство», что свидетельствует о стремлении менеджеров на создание чего-то нового: или нового дела, или создание новых товаров и услуг.
Среди смыслообразующих мотивов трудовой деятельности у менеджеров преобладающее место в иерерхической структуре мотивации занимает мотив достижения (26 %). Доминирование в мотивационной структуре менеджеров мотива достижения свидетельствует о том, что для руководителей характерно в первую очередь стремление к преодолению трудностей при реализации поставленных целей, стремление к успеху. Далее располагаются по убыванию мотив конкуренции (20 %), т.е. стремление быть первым среди лучших, иметь высокий авторитет, успех в глазах окружающих, а также преобразовательный (16 %) и коммуникативный (16 %).
Среди основных мотивов - стимулов трудовой деятельности - денег, коллектива и собственно труда - у них преобладает стимул «труд» (46 %), затем материальный мотив - «деньги» (38 %) и за ними следует «коллектив» (16 %). В ходе управленческой деятельности менеджеры осваивают свою профессию, получают знания, умения, навыки, и чем в большей мере они овладевают искусством управления, тем в большей мере их увлекает управленческая деятельность, она становится для них «игрой интеллектуальных сил». В данном случае настолько, что даже деньги отходят для них на второй план.
Современный мир, по мнению некоторых ученых, переживает более глубокую трансформацию, по сравнению с той, которую он пережил 500 лет назад в эпоху промышленной революции. Современные организации подвержены стремительным изменениям: глобализация, отмена государственного регулирования, электронный бизнес, телекоммуникации, виртуальные команд. Усугубление такого положения происходит в связи с экономической неопределенностью, громкими корпоративными скандалами, угрозами войн и терактов. Неопределенность и путаница, являются значительным препятствием в периоды стремительных изменений. Быстрые изменения окружающей среды вызывают колоссальное влияние на организации и ставящие перед их лидерами сложные задачи.[7]
И именно эти стремительные трансформации, по мнению профессора школы менеджмента Оуэна Роберта Дафта, являются сложнейшей задачей для менеджмента как способа управления и требуют перехода к новой ментальности или новой парадигме. Нынешняя реальность диктует отказ от попыток сохранения стабильности в пользу изменений и кризисного менеджмента. «Не чини то, что работает», — это совет, который прекрасно отражает образ мышления менеджеров. Лидеры верят в другую истину: «Пока нет никаких поломок, у тебя есть редкая возможность все подправить».
Условия быстроразвивающегося, динамичного мира диктуют и переход от функций контроля к передаче властных полномочий, от соперничества к сотрудничеству, от однообразия к разнообразию, от эгоцентризма к более высоким целям. Все это ведет к осознанию, что философия контроля и личных амбиций перестает быть адекватной реальности. Основная задача лидерства, как способа управления, заключается в том, чтобы перейти к новому мышлению в русле новой парадигмы, в которой особое значение придается навыкам социального взаимодействия, честности, ответственности и работе в командах.
Актуальность необходимости перехода к новой парадигме следует рассматривать и в рамках изменяющихся во времени взглядов на сущность и значение для организации «человека работающего».
В рамках, созданной в США Ф.У. Тейлором, школы научного менеджмента, человек рассматривался в качестве рабочей силы. Неквалифицированные рабочие, вставая к конвейерной ленте, выполняли разделенные на мельчайшие операции элементы достаточно сложных трудовых заданий. Задача менеджера состояла в устранении лишних и неудобных движений, нормировании труда, учета и контроля.[8]
Следующая ступень в эволюции менеджмента — административная школа управления Файоля, рассматривающая «человека работающего» как единицу персонала, заключившего с организацией договор. А управление человеком происходит с помощью разработанных нормативных документов.
Параллельно с административной школой в менеджменте возникает школа человеческих отношений, где впервые появляется понятие «человеческий фактор» как наиболее эффективный и неисчерпаемый ресурс производства. Прирост производительности труда работников обеспечивается благодаря заботе, проявляемой о них администрацией, а также их участию в принятии решений. А людей, работающих в организации, начинают называть «человеческими ресурсами».
И наконец, в 70-80 годы ХХ века возникает так называемая школа управления личностью, где управленческие воздействия адресованы уже не персоналу, не ресурсу, а личности. В этих условиях, по мнению Ф Герцберга, факторы рабочей среды, связанные с условиями труда, в том числе все виды вознаграждения и социальнопсихологический климат воспринимается как фон, благоприятно сказывающимся на повышение производительности труда. А возможность достижения успеха или продвижения по службе, признание и одобрения результатов работы, высокая степень ответственности и возможность творческого и делового роста становятся этакими мотиваторами, способными вызвать рост отдачи. Личность менеджера, его лидерские качества, способных вдохновить и направить также становятся серьезными мотиваторами.[9]
Переход от старой парадигмы к новой отражает также перенос акцентов от традиционного рационального менеджмента, придающего первостепенное значение стабильности и контролю, в сторону лидерства, основывающегося на изменениях, передаче властных полномочий и налаживании конструктивных взаимоотношений с людьми. Менеджмент определяется как эффективное достижение корпоративных целей путем планирования, организации, подбора персонала, руководства и контроля за распределением ресурсов. Лидерство же определяется видением перспективы, вдохновением сотрудников, концентрацией их внимания на долгосрочные цели, формирование корпоративной культуры, благоприятной для роста и процветания организации, создающей среду, где ценятся честность и ответственность.
Лидерство — это прежде всего взаимодействие лидера и ведомых, эффективность которого определяется прежде всего налаживанием эмоциональных связей. И тогда с понятием лидерство в один ряд встают такие категории как энтузиазм, этичность, честность, смелость, вдохновляющая энергия. Легендарный Джек Уэлч, превративший General Electric в передовую компанию, вызывающую наибольшее восхищение во всем мире, не любил слово «менеджер». Он считал, что все сотрудники компании должны быть лидерами. Джек Уэлч вывел и всегда был образцом исполнения собственной формулы лидерства — «обладай огромной энергией, заряжай энергией других, имей конкурентное преимущество и доводи дело до конца». Подтверждая эмоциональную составляющую лидерства как основную, Том Питерс дал следующее определение: «Лидерство — это про любовь. Страсть. Вкус жизни. Приверженность. Преданность. Великие замыслы и решимость произвести изменения. Совместные приключения. Дикие ошибки. Рост. Ненасытное стремление к переменам».[10]
Управление переменами — главная функция лидера. Лидер необходим там, где нужно вводить перемены. Если вводить перемен не надо, можно ограничиться менеджментом. В современной быстроменяющейся экономике перемены происходят постоянно, стремительно и непредсказуемо, в связи с чем резко возрастает роль лидеров, а лидерство становится необходимым и эффективным управленческим воздействием, приносящим результаты и ведущим организацию в будущее.