Универсальность и объективность принципов менеджмента

Принципы– основополагающие положения (правила, нормы), которым следует неукоснительно в своей жизнедеятельности личность, персонал, организация или государство.

Принципы управления представляют собой основные правила, определяющие построение организаций, поведение субъекта и объекта в процессе управления, целесообразный характер взаимоотношений организации с окружающей средой.

Принципы управления являются результатом обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, норм и положений, которые в силу своих черт становятся общими для любых организаций.

Принципы объективны, носят закономерный характер, отражают закономерности развития отношений управления, связаны по цепочке: законы – закономерности – опыт управления – принципы. При этом следует учитывать, что одна закономерность (закон) может порождать множество принципов управления, и, наоборот, ряд закономерностей (законов) может концентрироваться в одном принципе управления.

Роль принципов в системах управления определяется тем, что, с одной стороны, принципы выступают как свод основных законов управления объектами разного рода, с другой стороны, они являются правилами управленческой деятельности. В системах управления все элементы тесно взаимодействуют и находятся во взаимовлиянии Принципы и их соблюдение оказывают существенное влияние на такие важные категории управления как стили управления и методы управления, а также посредством их влияния определяются те или иные способы и приемы управления, направленные на достижение результата.

Основатель школы административного управления Анри Файоль создал доктрину административного управления, основные положения которой изложил в своей книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.). В этой доктрине представлена система принципов управления (администрирования): разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы); власть (право давать команды и нести ответственность за результаты); дисциплина (соблюдение рабочими и менеджерами правил и договоренностей, существующих в организации); единство распорядительства, или единоначалие (выполнение распоряжений только одного руководителя и подотчетность только одному руководителю); единство руководства или направления (один руководитель и один план для группы людей, действующих для достижения единой цели); подчинение индивидуальных интересов общим; вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать работу персонала); централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбирать его следует так, чтобы он давал наилучшие результаты); скалярная цепь (четкое построение целевой последовательности команд от руководства к подчиненным); порядок (каждый должен знать свое место в организации); справедливость (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму); стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации); инициатива (менеджеры должны стимулировать выдвижение идей подчиненными); корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, сплачивать коллектив).

Важное значение в управлении имеют общие принципы управления,которые являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления – законами управления – и управленческой практикой.

Общие принципы управления это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т.е. они присущи всем системам управления, поэтому называются общими. Эта группа принципов отражает требования, предъявляемые к системам управления и в целом к управленческой деятельности. К основным из них относятся следующие:

v принцип единства политики и экономики;

v научность;

v системность и комплексность;

v принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решений;

v принцип централизации и децентрализации;

v принцип пропорциональности в управлении;

v принцип единства распорядительства в управлении;

v принцип экономии времени;

v принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структуры над функциями управления в действующих организациях;

v принцип делегирования полномочий;

v принцип обратной связи;

v принцип экономичности;

v принцип эффективности;

v принцип мотивации.

Принципы менеджмента.Менеджмент это рациональный способ управления деловыми организациями. Главное значение при этом уделяется применению ясных и четких методов сугубо прагматического характера в целях наиболее эффективного использования ресурсов и иных условий, а также возможностей видения бизнеса.

Поскольку менеджмент базируется на современной науки и теории управления людьми и делом, система его принципов включает в себя принципы классических школ управления, общие принципы управления и принципы, вырабатываемые современным развитием экономики.

К некоторым современным принципам менеджмента относят: ориентация на потребителя; ориентация на перспективу развития бизнеса, расширение сферы деятельности; обостренное чувство ответственности за дела организации; ориентация на конечные результаты деятельности; стремление к нововведениям; ориентация на лидеров; энтузиазм персонала; развитие всего лучшего, что есть в людях: умения, способности, желание делать оригинально, профессионально, эффективно, самостоятельно; опора на общечеловеческие ценности; высокие стандарты деятельности; опора объективные законы и реальности рыночных отношений; решение новых проблем новыми методами; возрастание роли неформальной организации; свобода и жесткость одновременно; постоянный поиск того, в чем можно добиться успеха; поступки должны быть решительными, но взвешенными; концентрация своей деятельности на приоритетных программах.

Методы управления

Метод – определенная, наиболее рациональная, заранее разработанная последовательность, выполнения определенных задач, работ, решений.

В системе менеджмента методы занимают особое положение, поскольку они имеют сугубо практическое применение. Именно с помощью методов менеджеры воздействуют на управляемые объекты для преобразования их из исходного состояние в желаемое.

Методы в менеджменте– это способы осуществления управленческой деятельности, которая представляет собой, с одной стороны процесс реализации функций управления, а с другой, процесс воздействия на персонал организации с целью активизации его работы и придания ей творческого, заинтересованного, активного характера.

Методы управления это способы осуществления управляющего воздействия и реализации целей управления.

По характеру действия различают экономические, организационно-административные, социально-психологические и количественные методы управления.

Экономические методы управленияоснованы на действии экономических законов и воздействуют на имущественные интересы организаций и персонала. К ним относятся: хозяйственный расчет, экономический расчет, планирование, прогнозирование, экономический анализ, экономическое обоснование, экономическое стимулирование и т.д. Эти методы составляют основу экономического управления организациями.

Организационно-административные методы управлениябазируются на объективных законах организации совместной деятельности людей и управления нею, на естественной потребности людей взаимодействовать в определенном порядке. Такие методы делятся на три группы:

· организационно – стабилизирующие – устанавливают долговременную связь в системах управления между людьми (концепция управления организацией, организационная структура управления, штаты, инструктирование, нормирование, регламентирование, контроль и надзор); организационно-распорядительные –обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью людей и подразделений (данные методы реализуются в форме договоров, приказов, распоряжений, указаний, постановлений); организационно – дисциплинарные –предназначены для поддержания стабильности организационных связей и отношений, а также ответственности персонала за выполнение обязанностей; к ним относятся правила и нормы поведения работников и системы контроля за их поведением, а также разработка и применение поощрительных мер (за выполнение работниками установленных правил) и мер наказания (за выполнение работниками установленных правил).

Социально-психологические методы управления составляют способы воздействия на поведение личности и коллектива; на состояние и настроение организации; активизации климата в организации на базе высокой нравственной культуры, глубокого уважения человека и коллектива. В менеджменте социально-психологические методы являются не только нравственной категорией управления, но и материальной, дающей прибыль или убыток, так как в хозяйственных организациях социально-психологические процессы, явления и действия просчитываются с точки зрения затрат и прибыли, получаемой от их применения. В основе этих методов лежат объективные законы социального развития и законы психологии.

Данные методы управления делятся на две группы: социальные, к которым относятся социальное нормирование (правила внутреннего распорядка, внутрифирменного этикета и т.д.); социальное стимулирование коллективов и отдельных работников; социальное регулирование (договоры, взаимные обязательства, системы отбора, удовлетворение социальных потребностей) и др.; психологические – используются в целях гармонизации отношений между членами организации и установления наиболее благоприятного психологического климата; к ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения работников.

Количественные методы управления являются «продуктом» количественного подхода в управлении и направлены на повышение обоснованности принимаемых управленческих решений, а также широко используются в деятельности организаций по разработки программ и планов, при проведении маркетинговых исследований, финансово-экономической, учетной сфере. Данные методы основаны на математическом аппарате и логике. Благодаря им, создается возможность не только применять в исследованиях качественные оценки явлений и процессов, но и пользоваться количественными измерениями, обеспечивающими достоверность и объективность.

Наши рекомендации