Вопрос: Понятие частнонаучного уровня методологии исследования, его методологические подходы

Частнонаучный уровень методологии определяется совокупностью принципов, методов и приемов исследования, применяемых в соответствующей отрасли науки. Для экономики, и, в частности, для исследования и проектирования организации и организационного поведения значимость этого уровня методологии состоит в том, что он имеет непосредственный выход на практику.

Арсенал методологических подходов частнонаучного уровня достаточно широк. В исследовании и проектировании организации и организационного поведения наиболее часто применяются следующие подходы: комплексный, интеграционный, ситуационный, маркетинговый, нормативный, поведенческий и функциональный подходы.

Комплексный подход предполагает при исследовании проблем организации и организационного поведения учитывать как внутреннюю так и внешнюю среду организации, т.е. и внешние факторы – экономические, социальные, демографические и т.д. При управлении организацией и организационным поведением комплексному анализу должна быть подвергнута совокупность внутриорганизационных аспектов управления, таких как: структурные факторы, факторы управления персоналом, производственно-технологические факторы. Эти факторы должны анализироваться в комплексе с факторами внешней среды, особенно с учетом тенденций их изменений.

Сущность интеграционного подхода заключается в том, что исследования осуществляются как по вертикали (между отдельными элементами системы управления), так и по горизонтали (на всех стадиях жизни цикла продукта). Под интеграцией понимается объединение субъектов управлений для усилений взаимодействия всех элементов системы управления организацией. Применение интеграционного подхода создает условия для эффективной реализации стратегических задач на всех уровнях в системе управления организацией и организационным поведением.

Сущность ситуационного подхода заключается в том, что побудительным мотивом к проведению анализа являются конкретные ситуации. При таком подходе система управления организацией и организационным поведением в зависимости от характера ситуаций может менять любую из своих характеристик. Ситуация – это комплексное целое, множество стимулов, событий, объектов, людей, эмоций в конкретный момент для определенного контекста. Для анализа ситуаций и выработки управленческих решений по управлению организацией и организационным поведением следует учитывать множество факторов, характеристик и аспектов. К ним относятся: руководство, отношения групп, системы и структура управления, физическая среда, экономическая среда, технологическая среда, личность.

Маркетинговый подход предполагает проектирование организации и организационного поведения на основе результатов маркетинговых исследований. Управление организацией и организационным поведением в этом случае должно быть направлено на обеспечение ориентации деятельности организации на потребителя – это главная цель. Маркетинговый подход позволяет выявить конкурентные преимущества, а также обеспечить организацию всей необходимой информацией, знание которой позволит ей так организовать управление, чтобы надолго удержать и сохранить свои конкурентные позиции.

Нормативный подход исходит из того, что анализ любой системы управления связан с учетом совокупности нормативов, которыми руководствуется в своей деятельности управленческий аппарат компании. Нормативы могут иметь целевую ( все то, что обеспечивает реализацию поставленных целей), функциональную ( качество и своевременность проработки планов, организованность подразделений и т.д.) и социальную ( должны обеспечить оптимальные условия для соц.развития коллектива) направленность. Т.о., нормативный подход требует учета всей совокупности нормативов при управлении организацией и организационным поведением. Чем больше научно обоснованных нормативов по всем аспектам деятельности организации, тем выше конечный результат.

Сущность поведенческого подхода заключается в создании всех необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника и осознания им собственной значимости в управлении организацией. Удачно подобранная команда единомышленников и партнеров, способных понимать и внедрять идеи своего руководителя, - непременное условие формирования направленного на экономический успех организационного поведения.

Сущность функционального подхода заключается в том, что повышение результативности деятельности организации рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее повышения. Реализуется данный подход в три этапа: 1) выделение функций для повышения эффективности деятельности предприятия; 2) проектирование альтернативных объектов для выполнения выделенных функций; 3) выбор из альтернативных объектов наиболее эффективного. Функции, обеспечивающие повышение результативности деятельности организации и организационного поведения, дифференцируются по уровням исполнения и контроля за реализацией запланированной программы развития.

Наши рекомендации