Вопрос 2. Компетенции и имидж менеджеров
Еще в 1973 году американский психолог Дэвид Маклелланд заявил, что коэффициент интеллекта человека (IQ) далеко не всегда способен служить индикатором высокой эффективности его работы в конкретной сфере деятельности. И вместо коэффициента интеллекта он предложил оценивать сотрудников через так называемые компетенции. Что означает слово «компетенция»?
Компетенция (лат. competentia) – это:
а) круг вопросов и явлений, в которых данное лицо обладает авторитетом, познанием, опытом;
б) сфера полномочий, область вопросов и задач, подлежащих чьему-нибудь ведению.
Сегодня под компетенциями понимают комплекс знаний, навыков, установок и личностных качеств человека, без которых невозможна его эффективная работа в конкретной должности или в конкретной компании.
Не может управлять другими тот,
кто не в состоянии управлять самим собой.
Английская поговорка
Рассмотрим компетенции менеджеров. Для удобства разделим требования, предъявляемые к знаниям и умениям менеджера на три категории:
1.Знания и умения в области теории и практики управления.
Менеджер должен иметь специальную подготовку в области теории управления, знать основы современной экономической теории, теорию и практику принятия управленческих решений, иметь навыки использования информационных и телекоммуникационных технологий. При этом важно понимать, что менеджеру необходимо постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, периодически проходя повышение квалификации и профессиональную переподготовку.
Профессия руководителя включает
и способность к смирению – пониманию того,
что вы не знаете всего на свете [19].
С. Крейнер
2.Способности к эффективным коммуникациям и умение работать с людьми.
Вспомните одно из определений менеджмента: «менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и мотивы поведения людей». Это означает, что менеджер является «связующим звеном» между людьми, работающими в организации. Именно «через других людей» он добивается достижения поставленных целей. А это значит, что он должен уметь общаться с людьми, убеждать, вести за собой. Менеджер должен очень четко выражать свои мысли, но при этом не менее (а иногда – более) важным навыком является понимание других людей, умение слушать и слышать их. Способности к общению зависят от индивидуальных свойств человека, но их можно развить путем упражнений и на специальных тренингах.
Каждому менеджеру стоило бы начать с того, чтобы выяснить,
сколько времени он тратит на размышления.
А если недостаточно, то почему? Совсем текучка заела?
А может быть, мы размышляем ради какой-то личной выгоды?
Как все-таки изменить ситуацию? Некоторым придется изменить
какие-то личные привычки. Другим может помочь только смягчение
или снятие требования о непрерывной «занятости».
Способность человека управлять своим временем очень
хорошо характеризует его отношение к учебе [36].
П. Сенге
3.Понимание специфики работы своей организации.
Менеджер должен обладать специальными знаниями в вопросах деятельности той организации, где он работает. Кроме того, он должен хорошо разбираться в вопросах развития отрасли экономики, в которой работает его компания, рынка, понимать запросы и предпочтения клиентов (покупателей) и т.п.
В 2006 году российский журнал «Секрет фирмы» в №37 опубликовал статью, в которой рассказывалось о том, что компания DeTech провела в России исследование и выявила двадцать компетенций успешных менеджеров среднего звена. По результатам исследований была построена модель «20 граней» (рис. 5).
Рис. 5. Модель компетенций менеджера «20 граней»[11]
Спрашивать: «Кто должен быть боссом?» - все равно, что спрашивать:
«Кто должен быть тенором в этом квартете?»
Конечно, тот, кто может петь тенором.
Г. Форд
Помимо соответствия общим требованиям, менеджер, как правило, выполняет свои обязанности в соответствии со специальным документом, называемым должностной инструкцией[12]. В должностных инструкциях подробно описывается, что должен знать тот или иной менеджер, за что он отвечает, какими обладает правами и т.п. Однако менеджмент – это сложная и творческая профессия, поэтому менеджерам различных уровней часто приходится не только руководствоваться формальными требованиями инструкций, но и полагаться на свою инициативу и креативность для достижения наилучшего результата.
Тем не менее, знание и понимание своих обязанностей является для менеджера обязательным условием. Познакомьтесь с выдержками из должностных инструкций менеджеров разных уровней и сфер деятельности, обращая внимание на разделы «Должностные обязанности», «Права» и «Ответственность». Это поможет вам лучше понять масштаб деятельности менеджеров, необходимые компетенции, права и ответственность.
1. Должностная инструкция Генерального директора предприятия (фрагмент)