Описание системы менеджмента качества
На предприятии разработана, задокументирована, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии система менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9004-2001.
6.1 Менеджмент систем и процессов
Менеджмент качества направлен на улучшение всех процессов, влияющих на качество продукции, повышение общей эффективности и результативности деятельности организации и обеспечивает повышение конкурентоспособности продукции организации.
Процессы, необходимые для системы менеджмента качества, объединяются в группы взаимодействующих процессов:
– процессы управленческой деятельности руководства;
– менеджмент ресурсов;
– процессы жизненного цикла услуги;
– процессы мониторинга и измерений.
Перечень процессов СМК ОАО «Стройматериалы» приведен в п. 2 данной курсовой работы.
Процессы планирования создания и развития СМК определены СТО СМК 01-01-09.
Функционирование СМК на предприятии осуществляется в соответствии с СТО СМК 02-01-09.
6.2 Документация
Документация СМК предприятия включает:
а) Политику в области качества;
б) Руководство по качеству РК СМК 01.01-09;
в) документированные процедуры (ДП);
г) стандарты предприятия (СТО), определяющие процессы СМК и процедуры, необходимые для обеспечения эффективного планирования и управления этими процессами;
д) записи о качестве, требуемые ГОСТ Р ИСО 9004-2001 и установленные стандартами предприятия;
е) плановые документы;
ж) положения о структурных подразделениях и должностные инструкции;
з) технологическую документацию.
Документация может существовать и использоваться в любом виде, в том числе электронном.
Организация работ по управлению документами и записями о качестве определена соответственно в ДП 00.01-09 и ДП 00.02-09.
6.3 Использование принципов менеджмента качества
Управление процессами, оказывающими важное воздействие на качество продукции, основано на следующих определяющих принципах СМК:
а) Ориентация на потребителя
Удовлетворенность потребителя считается одним из основных показателей успешной работы предприятия.
Применение этого принципа отражено в СТО СМК 04-01-09.
б) Лидерство руководителя
Высшее руководство устанавливает и добивается единства целей, управления и внутренней среды организации, создает и поддерживает среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в достижение целей предприятия.
Роль руководства проявляется в действиях, определенных СТО СМК 08-01-09, СТО СМК 09-01-09.
в) Вовлечение работников
Работники всех уровней составляют основу организации, их полное вовлечение дает возможность использовать их способности на благо предприятия.
Применение этого принципа проявляется в действиях, отраженных в СТО СМК 09-01-09.
г) Процессный подход
Для достижения желаемых результатов менеджмент соответствующих ресурсов и деятельности осуществляется как процесс.
Применение этого принципа проявляется в действиях, установленных СТО СМК 02-01-09, СТО СМК 03-01-09.
д) Системный подход к менеджменту
Определение, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов в соответствии с установленной целью вносит вклад в эффективность и результативность предприятия.
Применение этого принципа отражено в СТО СМК 01-01-09.
е) Постоянное улучшение
Непрерывное улучшение является постоянной целью предприятия. Постоянное улучшение – процесс, нацеленный на непрерывное повышение результативности и эффективности организации при выполнении своей политики и задач.
Применение этого принципа проявляется в действиях, указанных в СТО СМК 05-03-09, ДП 00.05-09, ДП 00.06-09.
ж) Принятие решений, основанное на фактах
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
Применение этого принципа проявляется в действиях, определенных ДП 00.05-09.
з) Взаимовыгодные отношения с поставщиками и партнерами (организациями и специалистами, привлекаемыми для выполнения работ по контрактам)
Взаимовыгодные отношения увеличивают способности предприятия и его поставщиков создавать ценности.
Применение этого принципа проявляется в действиях, установленных СТО СМК 07-04-09.
6.4 Ответственность руководства
Генеральный директор предприятия принимает на себя обязательство по организации разработки и поддержанию в рабочем состоянии результативной и эффективной системы менеджмента качества с целью достижения выгоды всех заинтересованных сторон.
Генеральный директор предприятия создает обстановку, способствующую полному вовлечению работников и эффективной работе СМК. Принципы СМК (СТО СМК 04-01-09) используются генеральным директором как основа для выполнения своей лидирующей роли.
6.4.1 Потребности и ожидания заинтересованных сторон
Заинтересованными сторонами предприятия являются: потребители, работники организации; акционеры; поставщики и партнеры; общество в виде различных объединений и государственных структур.
Для понимания и удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных сторон руководство МОУ «Грайворонское ТП» намерено:
– поддерживать способность сбалансировано отвечать на потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон;
– преобразовывать определенные потребности и ожидания в требования;
– доводить требования до сведения всего персонала организации;
– концентрироваться на улучшении процессов с целью обеспечения ценности для заинтересованных сторон.
6.4.2 Планирование
Планирование в области качества включает в себя следующие действия руководства предприятия:
– установление и обеспечение достижения целей по качеству для всех структурных подразделений,
– согласование целей и Политики в области качества,
– формирование, разработка, согласование и утверждение годового плана качеству и планов качества подразделений, в котором предусмотрены действия по постоянному улучшению СМК.
6.4.3 Ответственность, полномочия и обмен информацией
Ответственность, полномочия и взаимодействие персонала, который руководит, выполняет и проверяет работу, влияющую на качество, определены высшим руководством в соответствии с направлениями деятельности в положениях о структурных подразделениях и должностных инструкциях.
Приказом генерального директора ответственность за управление, контроль, оценку и координацию СМК на предприятии возложена на представителя руководства по качеству – начальника отдела управления качеством.
Информация о функционировании СМК, ее результативности, возникшие или ожидаемые проблемы, направления улучшения, как отдельных процессов, так и всей системы безотлагательно доводится до персонала предприятия. Внутренний обмен информацией осуществляется в соответствии с СТО СМК 07-02-02-09.
6.4.4 Анализ со стороны руководства
Анализ системы менеджмента качества проводится руководством организации не реже одного раза в 6 месяцев с целью обеспечения ее постоянной пригодности и результативности.
Анализ СМК со стороны руководства осуществляется в соответствии с СТО СМК 05-03-09.
6.5 Менеджмент ресурсов
Организация располагает всеми видами ресурсов, необходимых для поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, постоянного повышения ее результативности и повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
6.5.1 Работники
Действия руководства предприятия направлены на всестороннюю поддержку работников и их вовлечение в совершенствование процессов СМК.
Предприятие осуществляет обучение и практическую подготовку персонала, необходимую для реализации политики, целей и задач в области качества.
Персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетентным в соответствии с полученным образованием, подготовкой, навыками и опытом.
Процедуры управления персоналом установлены СТО СМК 06-02-09.
6.5.2 Инфраструктура
Инфраструктура предприятия, основанная на объективных потребностях в соответствующих ресурсах для выполнения установленных видов деятельности включает:
– здания, производственные помещения;
– энерго- и теплоснабжение, водопровод, канализацию, коммуникации;
– производственное и испытательное оборудование, средства измерений;
– информационные технологии и вычислительную технику.
Порядок определения, обеспечения и поддержания инфраструктуры, необходимой для достижения соответствия требованиям к качеству продукции, определен СТО СМК 06-03-09.
6.5.3 Производственная среда
Параметры окружающей среды на рабочих местах представляют собой комбинацию человеческих и физических факторов. Эти факторы оказывают влияние на мотивацию, степень удовлетворенности работой, профессиональное развитие работников и качество выполнения ими служебных функций.
Процедуры управления производственной средой и необходимые для управления процессы определены СТО СМК 06-04-09.
6.5.4 Информация
Информация является фундаментальным ресурсом для принятия всех управленческих решений в системе менеджмента качества. Информация на МОУ «Грайворонское ТП» отвечает требованиям достоверности и полноты в отношении описываемого объекта, своевременности в отношении целей управления и доступности для лица, принимающего решения.
Информационное обеспечение на предприятии осуществляется в соответствии с СТО СМК 07-02-02-09.
6.5.5 Поставщики и партнеры
Руководство предприятия тесно взаимодействует с поставщиками и партерами с целью взаимного повышения эффективности и результативности деятельности.
Взаимовыгодное сотрудничество осуществляется путем заключения долгосрочных контрактов с поставщиками, стабильность качества продукции которых не вызывает сомнений, а также путем обмена информацией о лучших достижениях науки и техники с поставщиками и партнерами.
6.5.6 Природные ресурсы
Предприятие учитывает наличие природных ресурсов, которые влияют на его деятельность, а также имеет планы действий на случай непредвиденных обстоятельств по обеспечению ресурсами или их возобновлению с целью предотвращения негативного воздействия на деятельность организации.
6.5.7 Финансовые ресурсы
Менеджмент финансовых ресурсов включает деятельность по установлению потребностей в финансовых ресурсах и их источников.
Менеджмент финансовых ресурсов на предприятии осуществляется в соответствии с СТО СМК 08-07-09.
6.6 Процессы жизненного цикла услуги
В соответствии со стратегией предприятия, Политикой и установленными целями в области качества на предприятии определены и задокументированы процессы жизненного цикла услуги, а также вспомогательные процессы. Документирование производственных процессов осуществляется в соответствии с СТО СМК 07-05-03-09.
6.6.1 Процессы, связанные с заинтересованными сторонами
Определение требований, относящихся к продукции и предприятию в целом, анализ этих требований и поддержание связи с потребителями и другими заинтересованными сторонами осуществляются в соответствии с СТО СМК 07-02-09 для обеспечения адекватного понимания потребностей и ожиданий заинтересованных сторон и перевода этих потребностей и ожиданий в требования к предприятию.
6.6.2 Проектирование и разработка
Процессы разработки и постановки на производство новой продукции, определены СТО СМК 07-03-09 и применяются для результативного и эффективного реагирования на потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон.
6.6.3 Закупки
Процессы закупок, процедуры управления закупками, информация по закупкам, деятельность, необходимая для контроля закупленной продукции установлены СТО СМК 07-04-09.
6.6.4 Операции по производству и обслуживанию
Процессы, связанные с производством продукции, а также вспомогательные процессы, процедуры управления этими процессами, их последовательность и взаимодействие, критерии и методы обеспечения эффективной работы этих процессов, информация, необходимая для поддержки работы и контролирования этих процессов, установлены СТО СМК 07-01-09, СТО СМК 07-05-09, СТО СМК 07-05-02-09.
6.6.5 Управление устройствами для мониторинга и измерений
Основной целью управления устройствами для мониторинга и измерения является обеспечение установленных в нормативной документации норм точности результатов контроля, измерений и испытаний.
Деятельность по управлению устройствами для мониторинга и измерений осуществляется в рамках закона РФ «Об обеспечении единства измерений» и в соответствии с требованиями СТО СМК 07-06-09. Контроль эксплуатации устройств для мониторинга и измерений осуществляется метрологом.
6.7 Измерение анализ и улучшение
Предприятие на всех этапах жизненного цикла услуги планирует и применяет процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения, необходимые для: демонстрации соответствия услуги, удовлетворения заинтересованных сторон, обеспечения соответствия СМК и постоянного повышения результативности СМК.
Процедуры измерения, анализа и улучшения применяются во всех процессах СМК, установлены рабочими инструкциями и указаны в паспортах процессов, приведенных в приложениях к стандартам организации.
6.7.1 Измерение и мониторинг
Предприятие проводит мониторинг информации, касающейся восприятия заинтересованными сторонами соответствия предприятия требованиям потребителей и других заинтересованных сторон в соответствии с СТО СМК 08-01-01-09.
В соответствии с ежегодным графиком предприятие проводит внутренние с целью установления того, что СМК:
– соответствует запланированным мероприятиям, относящимся к процессам жизненного цикла услуги,
– соответствует рекомендациям ГОСТ Р ИСО 9004-2001 и Руководства по качеству;
– внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии.
Процедура проведения внутренних аудитов, содержащая критерии аудита, область применения, частоту и методы аудитов, требования к планированию и проведению аудитов, а также к отчету о результатах аудита и поддержанию в рабочем состоянии записей, определена ДП 00.07-07.
Общее руководство проведением внутренних аудитов осуществляет начальник отдела управлением качеством.
Мониторинг и измерение процессов планируются и проводятся с целью демонстрации способности процессов достигать запланированных результатов.
Методы мониторинга и измерений и критерии мониторинга процессов СМК установлены СТО СМК 08-02-09.
Порядок измерений и мониторинга продукции установлен в СТО СМК 08-03-09.
6.7.2 Управление несоответствиями
Целью управления несоответствиями является поддержание процессов на уровне установленных требований путем своевременного обнаружения и устранения несоответствий.
Управление несоответствиями предусматривает:
– обнаружение несоответствий,
– их идентификация,
– регистрация с указанием места их нахождения,
– устранение,
– установление причины возникновения несоответствия,
– анализ несоответствия и оценка его влияния на качество услуги,
– установление подходящих корректирующих действий.
Управление несоответствиями осуществляется в соответствии с требованиями ДП 00.04-09. Ответственность за общее руководство управлением несоответствиями несет менеджер по качеству.
6.7.3 Анализ данных
Методической основой повышения результативности и эффективности решений, принимаемых в отношении текущих и стратегических проблем предприятия в области качества, является анализ данных, полученных в ходе реализации основных видов деятельности организации, а также внешних и внутренних процессов, оказывающих влияние на ее конкурентоспособность.
Процедура определения сбора и анализа данных установлена ДП 00.05-09.
Анализ данных проводится всеми руководителями структурных подразделений в отношении результатов деятельности, несоответствующей продукции и причин несоответствия и представителем руководства по качеству.
6.7.4 Улучшение
Предприятие постоянно стремится к повышению результативности системы менеджмента качества посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства.
МОУ «Грайворонское ТП» предпринимает корректирующие действия с целью устранения причин несоответствий для предупреждения повторного возникновения, адекватные последствиям выявленных несоответствий.
Процедуры корректирующих действий установлены ДП 00.06-09.
Необходимость корректирующих действий устанавливается руководителями подразделений на основе накопленного опыта управления качеством услуги с учетом степени важности выявленной проблемы и последствий, в том числе возможного получения рекламаций, экономических потерь и понижения удовлетворенности потребителей. Общее руководство проведением корректирующих действий осуществляет менеджер по качеству.
Предупреждающие действия на предприятии осуществляются с целью устранения причин потенциальных несоответствий качества услуги и процессов СМК.
Предупреждающие действия проводятся на всех этапах жизненного цикла услуги и по всем элементам СМК. Порядок их проведения регламентирован ДП 00.06-09.
Приложения
К Руководству по качеству должны быть приложены: стандарты предприятия, рабочие инструкции, паспорта процессов, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции работников.