Требования к содержанию выпускной квалификационной работы бакалавра
Содержание дипломной работы состоит из введения, основной части (глав) и заключения. Помимо этих элементов в структуру дипломной работы входят содержание (оглавление с указанием названий разделов и страниц), список использованной литературы и приложения (необязательно).
Таким образом, работа должна включать следующие структурные элементы:
1) титульный лист;
2) содержание (оглавление);
3) введение;
4) основная часть (главы и параграфы);
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения.
Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы и оформляется с соблюдением установленной формы (прил. 5).
Содержание (оглавление) выпускной работы представляет собой иерархический список с уровнем вложения – 2 (главы и параграфы без подразделов). Оно должно включать все структурные элементы текста, в том числе названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки плана должны быть идентичны заголовкам структурных элементов текста работы без использования сокращений (см. прил. 6).
Во введении обосновывается выбор темы, показывается ее актуальность, значимость и практическая направленность, конкретизируется проблема исследования. Определяется цель и формулируются задачи исследования, обозначаются объект и предмет исследования, временной период. Указываются используемые методы анализа и информационные технологии. Кратко характеризуется структура работы. Называются основные группы информационных источников. Здесь же необходимо конкретизировать, в чем выразилось личное участие студента (поиск и сбор материалов, обработка информации и систематизация данных, их анализ, формулировка выводов и оценка результатов исследования).
Актуальность – одно из основных требований, предъявляемых к квалификационной работе. Это требование предполагает обоснование соответствия квалификационной работы потребностям современной экономики и управления экономическими процессами в организации. В ее обосновании также должны найти отражение необходимость уточнения или получения определенных результатов в практической деятельности конкретного органа управления, предприятия или организации. Иными словами, актуальность темы ВКР исходит из попытки решить одну из насущных проблем экономики и управления предприятием.
Обоснование актуальности темы приводится во введении и должно соответствовать следующим требованиям:
– во-первых, необходимо кратко осветить причины обращения к теме в указанный период;
– во-вторых, показать, что обращение к теме обусловлено накоплением новой информации по данной проблеме;
– в-третьих, необходимостью изучения проблемы в новых аспектах, с применением новых методов и методик исследования; недостаточностью ее разработанности и т. д.
Во введении нужно охарактеризовать степень разработанности исследуемой проблемы в профессиональной литературе, то есть дать аналитическую оценку основных публикаций по теме ВКРБ. Не следует очень детализировать обзор публикаций. Иногда, когда этого требует тема и когда это предусмотрено задачами исследования, развернутый историографический обзор проблемы может быть дан в основной части ВКРБ.
На основе аналитической оценки разработанности темы исследования четко должна быть сформулирована проблема исследования, выделены объект и предмет исследования.
Зачастую у студентов вызывают затруднения определение понятий «объект» и «предмет» исследования. Как правило, под объектом понимается определенная экономическая, организационная и управленческая категория (в том числе предприятие, организации) или проблема, исследуемая в работе.
Предмет исследования – более конкретная характеристика каких-либо аспектов объекта. Это более узкое понятие, чем объект. Предмет – это часть, элемент объекта. Например, объектом исследования является система финансового планирования деятельности организации, а предмет – принципы и методы организации финансового планирования деятельности организации.
Цель и задачи исследования должны вытекать из проблемы. Таким образом, цель исследования состоит в том, чтобы разрешить какую-либо проблему.
Цель – это предполагаемый результат исследования, получаемый с помощью определенным образом организованных и направляемых действий.
Цель работы содержит возможности решения проблемы, определенной в актуальности исследования. Формулировка проблемы в актуальности исследования дается на основе оценки реальных экономических явлений и процессов и сопоставления их с должным состоянием. Проблема должна выявлять несоответствие между реальным и необходимым состоянием экономических, организационных и управленческих явлений и процессов, а цель должна содержать определенные действия, которые преодолевают данное несоответствие.
При постановке цели нужно учитывать, что она может быть достигнута в том случае, если есть возможность, пути вмешательства в явления и процессы для разрешения проблемной ситуации. Поиск решения проблемы должен быть вариативным, т. е. в процессе исследования необходимо разработать и обосновать различные подходы к решению проблемы. Экономическое обоснование дается по каждому варианту: прогнозируются и рассчитываются затраты, связанные с данным вариантом решения проблемы, оцениваются возможные доходы от реализации этого варианта, оценивается эффективность предложенных управленческих, экономических и организационных решений, раскрываются технологии решения проблемы.
Формулировка цели может включать следующие обороты: «проанализировать и обобщить опыт ...», «выявить возможности использования ...», «разработать и обосновать систему мер по ...» и др.
Формулировки «повышение эффективности процесса ...», «совершенствование процесса учета (анализа) ...», «разработать обоснованные рекомендации ...» – это не цели работы, а задачи, способствующие повышению практической значимости работы.
После определения цели работы формулируются задачи, в которых отражено, каким образом студент намерен достичь поставленной цели.
Задачи – это пути достижения цели. Состав задач должен быть упорядочен и систематизирован, т. е. каждая следующая задача исследования должна служить логическим продолжением предыдущей, а последовательное их решение должно обеспечивать достижение цели.
Задачи логически вытекают из общей цели и рассматриваются как основные этапы работы. Формулировки задач необходимо делать как можно точнее и очень тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав или параграфов квалификационной работы. Формулировки задач можно использовать и в названии глав работы. Далее, при написании заключения, целесообразно будет сделать выводы, отражающие достижение цели и решение задач работы. Стилистическое изложение задач делается в форме перечисления: «проанализировать ...», «разработать ...», «обобщить ...», «выявить ...», «доказать ...», «внедрить ...», «показать ...», «выработать ...», «изыскать ...», «найти ...», «изучить ...», «определить ...», «описать ...», «установить ...», «выяснить ...», «дать рекомендации ...», «установить взаимосвязь …» и т.п.
Если в работе присутствуют элементы научной новизны, то необходимо сформулировать теоретическую значимость ВКРБ, которая может проявиться в разработке методов и средств совершенствования экономического развития, уточнении проблем и перспектив или внесения предложений, относительно исследуемого хозяйствующего субъекта.
Требование практической значимости сводится к тому, что ВКРБ выполняется на основе конкретного фактического материала, собранного студентом на базе реально действующего субъекта социально-экономической сферы (предприятия/организации), и должна представлять интерес для организаторов такой деятельности.
ВКРБ может содержать 1-2 гипотезы по одной и той же проблеме. После формулировки гипотезы необходимо предложить методы исследования.
Научные методы исследования принято делить на три группы:
1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). Данные методы определяют приемы и способы сравнения, анализа и организации всего исследования;
2) методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование). Они определяют научное обоснование исследования, необходимым условием которого является анализ различных сторон изучаемого предмета, вычленение его составных частей и соединение их в единое целое;
3) методы, используемые в теоретических исследованиях (метод восхождения от абстрактного к конкретному и др.).
Таким образом, структура введения включает:
- актуальность темы;
- характеристику степени разработанности исследуемой проблемы в профессиональной литературе;
- объект и предмет исследования;
- цель исследования и задачи;
- обоснование новизны и практической значимости исследования;
- характеристику методов исследования (исследовательского инструментария);
- обоснование и краткую характеристику структуры ВКРБ (по главам).
ВКРБ содержит, как правило, 2–3 главы. Каждая из них может включать 2–3 параграфа. Объем параграфа – не менее 5–6 страниц. Содержание глав должно точно соответствовать теме ВКРБ и полностью ее раскрывать. Главы должны быть логически связанны. Главы и параграфы необходимо называть кратко, включая ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку.
Структура основной части ВКРБ должна подчиняться принципу «от широкого – к узкому», последовательно и логично раскрывая тему исследования.
Материал должен излагаться профессиональным языком, корректно и грамотно: без орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых и стилистических ошибок. При изложении материала ВКРБ используется только безличная форма глаголов. Например: «в работе для анализа показателя прибыли используется факторный анализ», или «из таблицы видно, что затраты изменяются в допустимых пределах».
Первая глава носит общетеоретический характер. В ней раскрываются сущность экономических категорий, основные понятия, подходы к решению проблемы исследования. Рассматриваются работы отечественных и зарубежных авторов, касающиеся обозначенной в ВКРБ проблемы, а также возможности ее решения с обоснованием собственной позиции студента. В эту главу желательно включать иллюстративный материал.
Вторая глава – аналитическая. Здесь дается технико-экономическая характеристика предприятия/организации, на материалах которого выполняется работа и проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования, включая экономико-математические. Во второй главе рекомендуется проанализировать состояние деятельности экономического субъекта на определенном участке. Анализ проводится с учетом достоверности, сопоставимости данных.
При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а определяет тенденции развития экономического субъекта, выявляет соответствующие недостатки, их причины, пути возможного устранения. Эта глава должна служить экономическим обоснованием последующих разработок. От полноты и качества ее выполнения непосредственно зависят глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий. В эту главу обязательно включается иллюстративный материал (диаграммы, графики, рисунки), характеризующий экономические процессы на предприятии/организации в динамике.
Третья глава является практической. Ее формирование может быть рекомендовано с целью более детальной проработки и реализации практических мероприятий. Она должна содержать методическое, организационное и экономическое решение задач, предложения и рекомендации. Студентом самостоятельно разрабатываются предложения и рекомендации по проблемам совершенствования исследуемого объекта с целью улучшения характеристик его деятельности, экономических показателей и др. Предложения должны быть конкретными, иметь практическую и/или научную значимость.
Практическая значимость заключается в выработке конкретных мероприятий, которые следует провести экономическому субъекту для повышения эффективности своей деятельности. Форма внедрения результатов выражается в предложениях по совершенствованию систем социально-экономического регулирования деятельности объекта исследования или рекомендациях по совершенствованию механизма управления экономическими процессами его деятельности. Актуальность разработки или совершенствования расчетных методик обычно выражается в положительном эффекте, связанном с повышением точности расчетов, возможностью на стадии прогнозирования получить количественную оценку выбора рациональных параметров.
Базой для разработки конкретных мероприятий и предложений служит проведенный анализ исследуемой проблемы во 2-й главе, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт. Следует учесть, что главным является не просто анализ и обобщение конкретного материала (констатация фактов), а умение студента на основе анализа выявить причины тенденций и найти оптимальное решение наиболее актуальных проблем социокультурной деятельности.
На данном этапе работы важно показать, как предлагаемые мероприятия отразятся на общих показателях деятельности производственно-хозяйственной системы. Здесь определяется эффективность их внедрения.
Высказанные предложения, которые необходимо довести до уровня конкретных методик, рекомендаций, должны быть связаны с задачами, сформулированными во введении. Разрабатывая комплекс мероприятий по теме исследования, важно определить их состав, содержание, последовательность и сроки внедрения. Обязательно провести экономическое обоснование путем сопоставления разработанного варианта с фактическим положением дела. Сформулированные и обоснованные выводы этой главы определяют практическую значимость ВКРБ.
Наибольшую ценность представляют ВКРБ, проектные предложения которых будут приняты предприятием для реализации, что требуется подтвердить специальными документами: письмом с предприятия, актом внедрения, протоколом, справкой и т. п.
Примерный объем каждой из трех глав – 20 страниц.
Заключение содержит краткие, логически последовательные выводы, предложения и рекомендации, соответствующие содержанию работы. Из текста заключения должно быть ясно, что цель выпускной квалификационной работы достигнута, поставленные задачи решены, студентом оценена перспектива исследуемой проблемы. Объем заключения – примерно 4–5 страниц.
Список использованной литературы должен содержать не менее 50 наименований первоисточников. Представляет собой перечень нормативных правовых актов, книг, статей и прочих источников с общей нумерацией.
Приложения формируются с целью сокращения объема основной части работы, так как страницы этого структурного элемента текста не входят в общий объем работы. Количество и объем приложений не ограничиваются. Приложения содержат вспомогательные материалы (промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, распечатки на ПК, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчетности и других документов, регистров учета, фрагменты нормативных правовых документов, схемы и т. п.). В тексте ВКР должны быть ссылки на все приложения.