Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности
Менеджмент – английское слово означающее управление это самостоятельный вид профессионального осуществления деятельности направленное на достижение в рыночных условиях намеченных целей путём рационального использования материальных и трудовых благ.
Менеджмент объединяет под своим началом труд многих специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др. В качестве объекта менеджмента выступает хозяйственная деятельность предприятия в целом или ее конкретная сфера (финансы, сбыт и т. д.).
Какой бы характер хозяйственная деятельность ни носила, но если она направлена на получение прибыли или предпринимательского дохода, то можно сказать, что она осуществляется при помощи менеджмента. Таким образом, менеджмент охватывает деятельность промышленных предприятий, банков, страховых обществ, гостиниц и целый ряд других хозяйственных организаций, которые выступают в рыночном механизме в качестве самостоятельных экономических субъектов.
Вопрос 62
Организация как функция управленческого цикла
1.планирование – функция с помощью, которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а т. ж. разрабатывается методы наиболее эффективные в конкретных условиях.
Функция планирования в современных организациях осуществляется на двух уровнях:
- Стратегический планирование–оценивает бедующую жизнеспособность и рентабельность различных направлений деятельности организации.
- Оперативное планирование –строится детально и точно ( на год, квартал).
Начальным элементом планирования является определение общей цели существования организации, ее миссии.
2.Организация как функция управления – ее задачей является формирование структуры объекта, а т. ж. обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы (ресурсами, материалами, оборудованием, денежными средствами и т. д.)
Эта функция обеспечивает взаимосвязь и эффективность действия всех других функций.
3. Мотивация – это процесс побуждения сотрудника к активной деятельности.
4. Координация – ее задача – достижение согласованности в работе всех звеньев системы. Установление рациональных связей.
5. Контроль – процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Вопрос 63
Повтор……………..
Вопрос 64
Формальные и не формальные группы организаций
Формальные и неформальные группы
Итак, существует два типа групп: формальные и неформальные. Эти типы групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.
Формальные группы — это группы, созданные по воле руководства.
Выделяют группы руководителей, рабочие (целевые) группы и комитеты.
§ Группа руководителейсостоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, находящихся в зоне его контроля (президент и вице-президенты).
§ Рабочая (целевая) группа — сотрудники, работающие над выполнением одного задания.
§ Комитет — группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Иногда комитеты называют советами, комиссиями, целевыми группами. Выделяют постоянные и специальные комитеты.
Неформальная группа — спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины вступления — чувство принадлежности, помощь, защита, общение.
Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами. Обычно устанавливаются определенные нормы, которые каждый член группы должен соблюдать. В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Обычно неформальная организация возглавляется неформальным лидером. Неформальный лидер должен помогать группе в достижении ее целей и поддерживать ее существование.
Вопрос 65
Японский менеджмент.
Японская модель менеджмента формировалась под влиянием двух факторов:
1. Творческое освоение зарубежного опыта в области организации и управления;
2. Последовательное сохранение национальных традиций.
В связи с вышесказанным, интерес представляет анализ черт японского характера. Важнейшие из них: трудолюбие, сдержанность и дипломатичность, восприимчивость к новому, бережливость.
Для Японии характерна приверженность к коллективным формам организации труда (группизм). Коллективный характер труда требует от менеджеров умения ладить с людьми. Высоко ценится также жизненный опыт, большое внимание уделяется духовному развитию личности.
Широкое распространение в Японии получила так называемая доктрина патернализма. Патернализм (от лат. paternus — отцовский, pater — отец) — доктрина об "отеческом", "благотворительном" отношении предпринимателей к занятым работникам. Отсюда наблюдается склонность к демократическим формам взаимодействия во время трудовой деятельности.
Вопрос 66
Истоки проблем российского менеджмента.
Повтор……………..
Вопрос 67