Стратегический маркетинг персонала
Маркетинг персонала (МП) — вид управленческой деятельности, направленный на определение и покрытие потребности в персонале. Это маркетинговая деятельность в сфере кадровой работы, возникшая в результате рыночной системы хозяйствования.
Маркетинг персонала можно отнести к одному из элементов кадровой политики организации, который реализуется через решение комплекса задач службы управления персоналом (планирование численности персонала, оценка, управление карьерой, развитие персонала, перемещения, мотивация и т.п.).
Задача маркетинга персонала – владеть ситуацией на рынке труда для эффективного покрытия потребности в персонале и реализации таким образом целей организации.
В последние десятилетия в отношении к персоналу стал проявляться рыночный подход, при котором труд и рабочие места рассматриваются как продукты маркетинга. Маркетинг рассматривает рабочую силу с двух сторон: 1) как товар и 2) как покупателя. При таком подходе мы имеем, с одной стороны, рынок рабочей силы, с другой – рынок рабочих мест.
Персонал (в т.ч. и потенциальный) рассматривается в качестве внешних и внутренних клиентов организации.
По аналогии с маркетингом в МП можно выделить функции: аналитическую, производственную, развития персонала и управления.
К основным функциям стратегического МП относятся: организация информационного маркетингового обеспечения принятия стратегических кадровых решений (выбор варианта кадровой политики и стратегии ее реализации) и стратегическое планирование маркетинговой деятельности в сфере персонала.
Рассмотрим эти два направления.
Важнейшим элементом в МП является кадровая информация, источником которой является рынок труда. Организациям необходимо иметь информацию о сложившейся в данный момент кадровой ситуации для разработки и/или уточнения кадровой стратегии и кадровой политики, для осуществления стратегического планирования маркетинговой деятельности на рынке труда.
Информация в МП подразделяется на первичную, полученную в ходе проведения полевых маркетинговых исследований, и вторичную, полученную из внутренних и внешних источников. С помощью информации реализуется функция принятия и выполнения кадровых решений.
Рынок кадровой информации охватывает всю маркетинговую информацию, получаемую в ходе познания, исследования процесса купли-продажи рабочей силы и взаимодействия по этому поводу всех субъектов экономики.
Можно выделить два типа информации — основную и вспомогательную.
Основная информация прямо и непосредственно обеспечивает функционирование рынка труда. Ее распространение происходит с использованием современных технологий телекоммуникаций, электронно-вычислительной техники и т. д. Состояние развития рынка делает возможным и часто необходимым для населения самостоятельный поиск работы, без обращения в органы службы занятости. Информацию для этого создает, прежде всего, система информационной поддержки занятости населения. Эта система решает следующие задачи:
§ мониторинговые исследования рынка труда и рынка профессий;
§ информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда через средства массовой информации, в том числе специализированные периодические издания органов службы занятости;
§ научные исследования по актуальным проблемам занятости.
К этому типу информации относится и информация, получаемая в негосударственных структурах — рекрутинговых фирмах, учебных центрах и других посредниках на рынке труда.
Вспомогательная информация используется для принятия решений субъектами хозяйствования. Примером может быть информация об условиях совершения сделок конкурентов по найму персонала, о динамике текучести кадров фирмы, сложившейся потребности в кадрах и т. д.
Приведенные типы информации различаются по степени доступности. Информация первого типа распространяется средствами массовой информации по общественным и частным коммуникационным системам и может быть получена широким кругом лиц. При этом информация может выступать в форме предложения — вакансии и приниматься к сведению.
Информация второго типа является, как правило, результатом маркетинговых исследований. Такая информация носит конфиденциальный характер и отличается оперативностью, профильностью, адресностью.
Среди общественных наиболее распространен Интернет, который, будучи видом маркетинговых коммуникаций, реализует различные формы взаимодействия с потребителями и может служить прототипом будущего единого информационного пространства рынка труда. Для ряда предприятий и кадровых агентств основным средством маркетинга рабочей силы является использование корпоративного Wев-узла.
Качество кадровой информации должно обеспечивать государство посредством политики в области информационного обеспечения занятости. Цель государства — формирование эффективной управляемой трудовой сферы. При этом реализуются следующие цели:
§ государственного центра занятости — содействовать экономическому развитию страны обеспечением эффективной занятости;
§ наемных работников — выгодная продажа своей рабочей силы;
§ работодателей — получение прибыли посредством эффективного использования ресурса "рабочая сила";
§ негосударственных структур — получение прибыли посредством содействия занятости;
§ всех субъектов рынка информации — достижение максимально выгодного для всех участников социально-экономического партнерства вследствие эффективного взаимодействия и взаимосодействия.
Объединение усилий в достижении общей цели позволяет получить системный эффект и комплексную выгоду, когда в результате объединения усилий выгода каждого увеличивается.
Главная задача для всех экономических субъектов рынка труда — рациональная организация и эффективное использование информационного обеспечения маркетинговых решений. Помимо этой задачи каждый субъект решает свои специфические задачи, которые образуют систему задач:
§ согласование спроса и предложения на рынке труда;
§ максимальная адаптация конкретных мероприятий на рынке труда, а также кадровой ситуации на предприятиях к особенностям рынка труда как в целом, так и в отдельном его сегменте;
§ распространение мер по поддержанию занятости не только на безработных, но и на те группы работающих, которые отличаются низкой конкурентоспособностью, с учетом конкретной ситуации на региональных рынках труда;
§ определение приоритетов и методов поддержки спроса на рабочую силу, которые доступны по затратам и дают быстрый результат;
§ содействие социальной и профессиональной мобильности рабочей силы, повышению ее конкурентоспособности, обеспечивающей возрастание эффективности труда и прогрессивные сдвиги в экономическом развитии страны;
§ согласование изменяющегося спроса на рабочую силу и повышения квалификации работников, овладение ими новыми профессиями и специальностями путем реализации различных специальных программ профессионального обучения;
§ повышение степени гибкости рынка труда — дальнейшее развитие методов и форм его информационного обеспечения.
Основную деятельность на рынке кадровой информации осуществляет Министерство труда и социальной политики, которое выполняет следующие главные функции:
· формирование информационной системы маркетинга рабочей силы на государственном уровне с подключением информационных систем региональных и международных структур;
· получение информации о состоянии рынка труда и действиях центров занятости;
· информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда через средства массовой информации, в том числе специализированные периодические издания органов службы занятости;
· организация мониторинга социально-трудовой сферы;
· организация системы коммуникаций;
• проведение научных исследований по актуальным проблемам занятости.
Информация, концентрируемая в Министерстве труда и социальной политики, включает:
• законодательные и нормативные акты по формированию и функционированию рынка труда;
• информацию о научных и методологических разработках в отечественных, зарубежных и международных организациях по изучению рынка рабочей силы;
• государственную статистическую отчетность о трудоустройстве и занятости населения;
• данные региональных центров занятости;
• деловую информацию (информационные сборники, бюллетени, обзоры материалов прессы и т. д.).
Стратегическое планирование маркетинговой деятельности в сфере персонала
Разделы плана маркетинга могут выглядеть следующим образом:
- требования к персоналу (профессиональные, социально-демографические, психологические, личностные)
- потребности в персонале (численность по категориям)
- источники покрытия потребности (найм, ротация)
- затраты на персонал (реклама, обучение, переобучение, увольнение).
Стратегическое планирование потребности реализуется в несколько этапов и имеет характер долговременного перманентного процесса (рис. 18).
Рис. 18. Процесс стратегического планирования.
Первый этап — определение миссии и стратегических целей, является началом процесса стратегического планирования.
Выбор стратегии определяется долгосрочными целями организации, ее внутренними ресурсами, традициями, культурой.
Смысл существования организации выражается в ее миссии. На основе миссии формулируется стратегические, долгосрочные цели организации. Например, «стать к 2015 году крупнейшей организацией в Петербурге в области книгоиздательства, предоставляющие услуги высшего качества по минимальным ценам».
Стратегия закладывает специфический курс действий.
Второй этап — на основании результатов первого этапа анализ (шансы/угрозы) сильных и слабых сторон. Для того, чтобы сформулировать стратегию руководство должно четко представлять динамику внешней среды и состояние внутренних ресурсов самой организации.
Одним из самых распространенных методов анализа внешней среды и внутреннего состояния организации является так называемый SWOT-анализ (от англ., Strengths - сильные стороны, Weaknesses - недостатки, Opportunities - возможности, Treats - угрозы).
На основе SWOT-анализа разрабатываются стратегии, в основу которых кладутся сильные стороны организации, использующие возможности, предоставляемые внешней средой, нейтрализующие ее слабые стороны и уменьшающие действие угроз.
После того, как организация формулирует стратегию своего развития, ей необходимо перейти к разработке детальных планов реализации этой стратегии. На этом этапе разрабатываются конкретные организационно-технические мероприятий для каждого из подразделений организации.
Разрабатывается стратегия управления человеческими ресурсами - определение путей развития компетенций сотрудников, необходимых для реализации производственных целей.
Стратегическое кадровое планирование включает шесть взаимосвязанных направлений деятельности:
1) прогнозирование спроса — оценка будущих потребностей в рабочей силе на основании корпоративных и функциональных планов, прогнозов будущих уровней деятельности;
2) прогнозирование предложения — оценка предложения рабочей силы на основании анализа текущих ресурсов и их наличия в будущем с учетом потерь за счет текучести кадров;
3) прогнозирование потребностей — анализ прогнозов спроса и предложения для установления будущей нехватки или избытка рабочей силы с помощью моделей (где это возможно);
4) анализ производительности и издержек — для выявления необходимости увеличения производительности и снижения издержек;
5) планирование деятельности — разработка плана действий по предотвращению прогнозной нехватки или избытка рабочей силы с целью улучшения ее использования, увеличения производительности и сокращения издержек;
6) бюджетирование и контроль — составление бюджета, норм расхода человеческих ресурсов и мониторинг выполнения плана по ним.