Понятия авторитета, власти и лидерства

Введение

Актуальность темы работы.

За последние 50 лет проблема соотношения эффективности управления и лидерства является одной из самых ключевых. Любой человек-специалист, обеспокоенный эффективностью своей работы, должен стремиться стать лидером.

Проблема лидерства относится к числу вопросов, имеющих особое значение для любой человеческой цивилизации. В мире неоднократно одерживались невероятные военные победы, совершались эпохальные открытия, создавались могущественные корпорации и сильные профессиональные объединения, и все это благодаря руководству немногих лиц. Всегда ли успешный руководитель должен обладать задатками лидера, и неужели каждый лидер может стать успешным руководителем? Успешные руководители и управленцы, талантливые организаторы умеют создать буквально «с нуля» любое дело. Это сложные и важные вопросы, ответы на которые можно получить, лишь рассмотрев природу лидерства, разобравшись в системных подходах к определению значимых факторов эффективного лидерства.

В современной России осуществляются ин­фраструктурные реформы в различных сферах экономики, народного хозяйства в связи с пере­ходом к рыночным отношениям. Происходящие преобразования в социально-экономической жизни в нашей стране предъявляют высокие требования к специалистам в области управле­ния. Обществу требуются менеджеры с высоким уровнем радикализма, креативности, творческим подходом к делу, нестандартным, гибким мыш­лением, коммуникативными и организаторски­ми способностями, обладающие хорошей нерв­но-психической устойчивостью, стрессоустой­чивостью, предприимчивостью, деловитостью, умеющие активно воздействовать на предмет­ную и социальную среду и преобразовывать ее, создавать для сотрудников условия, способст­вующие эффективному, созидательному труду.

Лидерство – это способ влияния и управления людьми. Лидер – это тот, кто растит других лидеров, не опасаясь конкуренции. Тот, кто делает то, что любит, и может научить этому других. Кто меняет жизнь и ценности других людей, создает вокруг себя тот мир, в котором сам хочет жить. Кто задумывается о масштабе своего влияния и хочет большего, не переставая расти. Один из лидеров, которые вызывают мое уважение, – Ричард Брэнсон, запустивший проект коммерческих полетов в космос.

Проблема лидерства и руководства - одна из важных проблем социальной психологии. Акту­альность теоретического и эмпирического ис­следования этих проблем связана с запросами социальной практики, так как на современном этапе развития нашего общества требуются ру­ководители нового типа с высоким уровнем раз­вития нравственно-психологических качеств, обладающие не только должностной властью, но и являющиеся лидерами в организации.

Цель курсовой работы - изучение теоретических основ авторитета, власти и лидерства.

Для реализации поставленной цели в исследовании сформулированы и решены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты, связанные с понятием «авторитет, власть и лидерство»;

- определить чем отличается «менеджер» от «лидера»;

- выявить какие существуют стили руководства;

- охарактеризовать роль лидера в организации;

- рассмотреть с точки зрения стилей руководства работу руководителя конкретной организации;

- описать совершенствование управленческой позиции руководителя.

Глава 1. Общая характеристика понятий авторитета, власти и лидерства

Понятия авторитета, власти и лидерства

Уточним понятия «лидер» и «руководитель». В отечественной литературе долгое время пре­обладало несколько суженное понимание фено­мена лидера и лидерства. «Лидер - член группы, за которым она признает право принимать от­ветственные решения в значимых для нее ситуа­циях, т.е. наиболее авторитетная личность, ре­ально играющая центральную роль в организа­ции совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе». «Лидер­ство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе». Согласно данному подходу, лидер - член малой группы, который в результате взаимодействия членов группы при решении определенной задачи вы­двигается на первый план, принимая на себя функции организатора групповой деятельности. Для него характерен высокий уровень активно­сти при решении данной задачи. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. за ли­дером признают право вести за собой других членов, а себя ведомыми. Лидер является поро­ждением структуры взаимоотношений данной группы. Эта структура порождается целями группы, ценностями и нормами, в ней функцио­нирующими.[1]

Справедливо замечают Г.М. Андреева, А.Н. Занковский, что в этом контексте лидерство рассматривалось исключи­тельно как групповое явление: лидер выступал как элемент не организационной структуры, а групповой, как система отношений в этой структуре. Иначе говоря, феномен лидерства сводился к динамическим процессам малой группы.

Б.Д. Парыгин в книге «Основы социально-­психологической теории» на основе осуществ­ления сравнительного анализа между лидером и руководителем выделил существенные признаки различий:

- лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регу­ляцию официальных отношений группы как не­которой социальной организации;

- лидерство можно констатировать в усло­виях микросреды (каковой и является малая группа), руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных от­ношений;

- лидерство возникает стихийно; руковод­ство реальной социальной группы либо назнача­ется, либо избирается, этот процесс не является стихийным, а целенаправленным и осуществля­ется под контролем различных элементов соци­альной структуры;

- явление лидерства менее стабильно, вы­движение лидера в большей степени зависит от настроения группы, руководство представляет собой явление более стабильное;

- руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

- процесс принятия решения руководителем протекает более сложно, он опосредован множе­ством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает непосредствен­ные решения, касающиеся групповой деятель­ности;

- в сферу деятельности лидера вовлечена в основном малая группа, где он является лиде­ром, а сфера действия руководителя намного шире в связи с тем, что он «представляет» ма­лую группу в более широкой социальной систе­ме.

В вышеизложенном подходе отмечаются су­щественные различия в этих явлениях: лидерст­во представляет собой психологический фено­мен, а руководство выступает как явление соци­альное, как регламентированный обществом правовой процесс.[2]

Несколько иной позиции придерживается В.Г. Крысько при определении понятия руково­дителя: «Руководитель всегда выступает офици­альным лицом, реализующим функции управле­ния в малой группе, что обусловлено, с одной стороны, формально-правовым аспектом его власти в группе, а с другой - рядом собственно психологических факторов, определяющих меру его авторитетности, среди которых выделяют: организаторский и мотивационный потенциал, ценностную привлекательность личности руко­водителя для членов группы (готовность разде­лить его принципы и идеалы) и стиль управле­ния». Ученый, рассматривая сущест­венные признаки понятия руководитель, выде­ляет не только социальные, но и психологиче­ские признаки, влияющие на его авторитет, к которым относятся не только личностные харак­теристики, но и поведенческие характеристики, в частности, стиль управления.

Г.М. Андреева, дав обстоятельный анализ феноменов лидерства и руководства, приходит к мысли, что лидер и руководитель занимаются решением проблем однопорядкового типа, в ча­стности, они ориентированы на стимулирование группы, нацеливание ее на решение определен­ных задач, а также они вынуждены заботиться о том, чтобы с помощью каких средств эти задачи были реализованы: «Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психоло­гических характеристиках их деятельности су­ществуют общие черты, что и дает право при рассмотрении проблемы зачастую описывать эту деятельность как идентичную, хотя это, строго говоря, не является вполне точным». Она также подчеркивает существен­ные различия между лидерством и руково­дством: «Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы; руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ро­лей управления и подчинения. В отличие от ли­дерства руководство выступает как регламенти­рованный обществом правовой процесс».

К сожалению, в советский период развития психологической науки изучение проблемы ли­дерства осуществлялось только на уровне малых групп, не ставились вопросы политического и организационного лидерства. Хотя в истории человечества были выдающиеся люди, являв­шиеся лидерами национально-освободительных движений, государственными лидерами, органи­зационными лидерами, внесшими весомый вклад в общественный прогресс.[3]

Урбанович А.А. выделяет основные различия между лидерством и руководством, основываясь на следующих признаках: содержании данных понятий, возникновении данных явлений, функ­ционировании, социальной роли руководителя и лидера, регламентации их деятельности, режиме внешних связей, а также стабильности данных явлений. Различия эти сводятся к следующему:

Содержание понятий: руководство преду­сматривает организацию всей деятельности группы, а лидерство характеризует психологи­ческие отношения, возникающие в группе «по вертикали», то есть с точки зрения доминирова­ния и подчинения.

Возникновение: руководство есть законо­мерный и необходимый атрибут процесса воз­никновения официальной организации, в то время как лидерство возникает спонтанно как следствие взаимодействия людей; соответствен­но этому руководитель обычно либо назначается официально, либо избирается, а лидер выдвига­ется стихийно.

Функционирование: руководство высту­пает как процесс правовой организации и управ­ления совместной деятельностью членов орга­низации, а лидерство - процесс внутренней со­циально-психологической организации и управ­ления общением и деятельностью.

Социальная роль руководителя и лидера: первый есть посредник социального контроля и власти, а второй - субъект групповых норм и ожиданий, которые спонтанно возникают в межличностных отношениях.

Регламентация деятельности: деятель­ность первого регламентируется соответствую­щим правовым обеспечением, а второго обеспе­чивается морально-психологическими нормами совместной деятельности.

Режим внешних связей: руководитель представляет группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями вовне; лидер в своей активности ограничен внутригрупповыми отношениями.[4]

Руководство - явление более стабильное, менее подверженное перепадам во мнениях и настроениях членов организации.

Проведенный анализ данных явлений позво­лил ученому прийти к определению понятий «руководство» и «лидерство»: «Руководство есть процесс правового воздействия, осуществ­ляемый руководителем на основе власти, данной ему государством или группой (в случаях, если руководство избирается... В свою очередь, ли­дерство есть процесс психологического влияния одного человека на других при их совместной жизнедеятельности, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, по­нимания друг друга». Он придер­живается подхода, что руководство в большей степени представляет собой социальную харак­теристику отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. Оно основано на принципах право­вых отношений, социального контроля и приме­нения дисциплинарной практики. Тогда как ли­дерство есть чисто психологическая характери­стика поведения определенных членов группы, оно основано на других принципах: свободного общения, взаимопонимания и добровольности подчинения. Управленческой деятельностью может заниматься не только руководитель, но и лидер. Ученый вполне справедливо отмечает, что в современных условиях наиболее эффек­тивным является руководство людьми, осущест­вляемое в форме лидерства.

Отличие руководителя-лидера от руководителя-администратора состоит в том, что лидер не командует, не приказывает и не давит на ра­ботников ради достижения каких-либо целей, а ведет их на решение общих для данного коллек­тива проблем. А.А. Урбанович выделяет сле­дующие личностные черты, присущие для руководителя-лидера:

- способность воспринимать общие нужды и проблемы управляемого коллектива и прини­мать на себя ту долю работы по удовлетворению этих нужд и решению проблем, которую ос­тальные члены коллектива взять на себя не мо­гут;

- способность быть организатором совмест­ной деятельности;

- чуткость и проницательность, доверие к людям;

- представительские склонности: он являет­ся выразителем общих для коллектива позиций его членов; способен улавливать и выражать общее мнение членов коллектива по любым значимым для них вопросам; ставит вопросы о нуждах коллектива перед руководством, не до­жидаясь приказа «сверху»; готов жертвовать личными интересами ради интересов коллекти­ва; является представителем коллектива во взаимоотношениях с вышестоящим руково­дством;

- эмоционально-психологическое воздейст­вие: лидер обладает способностью вовлекать людей в деятельность, не отдавая прямых рас­поряжений и команд; умеет убеждать, склонен поощрять; он обладает неформальным авторите­том;

- оптимизм: лидер уверен, что подавляющее число проблем, встающих перед людьми, раз­решимы; своим оптимизмом он вызывает у людей веру в свои силы.[5]

Будущим исследователям следует обратить внимание на изучение личностных свойств, особенностей поведения, стиля руководства у руководителей-лидеров, занимающихся управленческой деятельностью в организациях, различающихся по выполняемым задачам. Исследователям необходимо учитывать различные характеристики руководителя-лидера: этнические, гендерные, возрастные, стаж управленческой деятельности и т.д.

Наши рекомендации