Стадии консультационного проекта: проектная стадия
Для обобщения результатов диагностики консультанты должны осуществить следующие действия:
1. Сформулировать важнейшие проблемы.
2. Совместно с клиентом оценить их и установить приоритет проблем, провести анализ и синтез альтернатив.
3. Выделить стратегические центры управления.
4. Выработать предварительные рекомендации и предложения по тактике решения проблем стратегического управления, по совершенствованию организации управления предприятием и реструктуризации предприятия в целом и/или отдельных его функциональных областей.
5. Разработать нормы, процедуры, правила, касающиеся необходимых изменений и инноваций;
6. Определить роли сторон по реализации проекта.
Стадии консультационного проекта: этап внедрения (фаза внедрения).
На этом этапе проекта с целью эффективной реализации утвержденных руководством организации-клиента рекомендаций консультантов можно сформировать управляющую команду (группу внедрения) из числа руководителей и специалистов компании-клиента и консультантов.
Группа внедрения должна разработать оперативные мероприятия, процедуры для создания благоприятного климата (путем привлечения, обучения, мотивации персонала к осознанию, принятию и поддержке изменений) с целью проведения в последующем стратегических изменений (маркетинговых, организационных, технологических, кадровых, финансовых) и приступить к их реализации.
Механизм внедрения включает:
-обсуждение с руководством рекомендаций и их поддержку;
-формирование (при участии консультантов) команды со специальными полномочиями из специалистов клиентской организации для внедрения согласованных и одобренных руководством предложений.
Стадии консультационного проекта: послепроектная стадия.
Задачами стадии завершения проекта (фаза завершения) является оценка сделанного и сравнение фактически полученных результатов с планируемыми.
На этой стадии:
-осуществляется анализ масштабов отклонений и причин их появления;
-разрабатываются дополнительные корректировочные мероприятий;
-формируется отчет о проделанной работе, использовании ресурсов;
-обсуждается отчет о работе и подписывается акт приема-сдачи работ.
-окончательные финансовые расчеты клиента с консультантом;
-анализ происшедших в результате проекта изменений в организации клиента и поиск идей для новых проектов с тем же или иным клиентом;
-самоанализ деятельности консультанта по проекту с целью совершенствования методов его работы.
Распределение работ по этапам проектам и срокам.
Этапы проекта | Продолжительность | Состав работ |
Подготовка | 2-4 дня | Первая встреча |
Диагностика | 2-3 недели | Экспресс-анализ |
Выбор проблем и формирование оргструктуры | 1,5-2 недели | Выбор совместно с клиентом приоритетных проблем Формирование структуры для разработки и реализации программ |
Разработка и реализация программ | 8-10 месяцев | Разработка программ и детальных графиков Обучение Реализация программ и графиков Контроль за ходом реализации Корректировка |
Завершение | 1 месяц | Взаимная оценка результатов Итоговый отчет Уход консультанта или заключение нового контракта |
Разработка рекомендаций и планирование их реализации.
1. Основная проблема (главная цель) обязательно должна быть структурирована по нескольким позициям (вопросам). Практика показывает, что их число не должно превышать пяти.
2. Вопросы, в свою очередь, могут быть разбиты также на пять подвопросов. Таким образом, проблему структурируют с максимальным выделением 25 небольших подвопросов (независимо от того, может ли консультант ответить на них в данный момент).
3. Следующий шаг – предварительное решение проблемы путем формулирования возможных вариантов ответов (гипотез) на поставленные вопросы.
4. Только после окончательного завершения этой работы можно переходить к определению необходимой информации и анализу по проверке правильности гипотез, с тем чтобы выявить недостаток необходимой информации, знаний у консультантов, определить методы анализа.
Такой подход имеет ряд положительных моментов, поскольку позволяет:
-эффективно начать работу;
-сформировать у клиента и консультанта четкое представление о процедуре разработки и программе внедрения рекомендаций;
-иметь хорошо структурированную основу для отчета.
Сложнее всего изменения достигаются в знаниях, психологии персонала и менеджеров. Это связано с тем, что человеку свойственно относиться к изменениям настороженно.
Люди соглашаются на реализацию нововведений, если ясно представляют свои выгоды.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Рекомендации должны отвечать поставленной цели: идеальные с теоретической точки зрения решения редко бывают осуществимыми и полезными.
Давайте клиенту выбор (т.е. более одного варианта). Помогайте клиенту отточить решение, оценивая варианты (например, сильные стороны, слабости, риски, преимущества и вероятную цену).