Характерные черты и стадии менеджмента
Менеджмент включает экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты.
Экономический аспект имеет своим содержанием управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.
Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала предприятия для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи.
Правовой аспект менеджмента отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую политику и определяемое ими законодательство. Важнейшее значение имеют положения торгового права по вопросам создания фирм, заключения контрактов, а также государственное регулирование бизнеса, включающее антимонопольное законодательство, налоговую политику и пр.
Организационно-технический аспект менеджмента включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для решения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное планирование и проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения целей, мотивацию людей, осуществляющих эту работу.
Менеджмент в зависимости от видов и последовательности действий можно разделить на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ управление включает: выработку целей организации; прогнозирование как предвидение результатов развития, совершающегося под действием существующих факторов; перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели.
ОПЕРАТИВНОЕ управление включает деятельность по реализации вышеуказанных мер. Эта деятельность подразделяется на: а) организацию как создание нужной структуры и обеспечение наличия необходимых ресурсов; б) руководство как распорядительство и координацию в условиях созданной структуры.
КОНТРОЛЬ включает анализ достигнутых результатов (обратная связь) и выступает как исходный пункт нового цикла управления.
Эффективный менеджмент предполагает единство всех стадий процесса управления как единство экономического, правового, организационно-технического и социально-психологического аспектов управления.
Профессия менеджера
Понятие «менеджер» в современном понимании – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях. Предполагается, что принимаемые решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления, многовариантных расчетов с использованием компьютерной техники.
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
1) к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
2) к руководителю предприятия в целом или его подразделений;
3) к руководителю по отношению к подчиненным;
4) к администратору любого уровня, организующего работу, руководствуясь современными методами.
Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений.
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, в частности:
- наличие общих знаний в области управления предприятием;
- компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится организация по виду и характеру своей деятельности;
- владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно распределять ресурсы организации в наиболее выгодных сферах применения;
- принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и рабочими и распределение участия каждого в их исполнении;
- наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках, на которых уже работает или намеревается работать;
- умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;
- умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенного спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и других странах, на рынках которых организация стремится усилить или удержать свои позиции;
- знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;
- знание условий, связывающих предприятие и работников, защита интересов тех и других на справедливой основе;
- устранение неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования организации.
Современному менеджеру должны быть присущи как минимум следующие черты:
- наличие комплекса специальных знаний, высокая компетентность и эрудиция;
- предприимчивость, инициативность, умение творчески подходить к делу, способность к риску;
-критический подход к существующему положению дел;
- гибкость и рациональность мышления и действий;
- открытость для дискуссии, свободного обмена мнениями;
- логичность поступков, динамичность поведения;
-умение общаться с людьми, способность обеспечить хороший морально-психологический климат в коллективе, творческое содружество, товарищеское взаимодействие;
- ориентация на конкуренцию, свободу выбора и хозяйственного маневра;
- компетентность, широкий кругозор, потребность в постоянном получении новых знаний;
- умение создавать условия для развития личности подчиненных, решения социальных проблем коллектива.
Что должен уметь менеджер:
1. Организовывать и планировать производство и реализацию продукции.
2. Принимать эффективные управленческие решения.
3. Руководить коллективом на уровне современных требований, быть лидером.
4. Общаться, контактировать с людьми.
5. Побуждать работников к творческой деятельности, рационализации, изобретательству, отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного.
6. Находить выход их конфликтных ситуаций.
7. Быть предельно объективным независимо от своих симпатий.
8. Подбирать, отбирать и обучать работников.
9. Подчиняться и соблюдать субординацию
10. Вести деловые переговоры.
Эволюция менеджмента
Формирование теории менеджмента начинается с конца Х1Х века. У истоков научного управления стояли Ф.Тейлор, Г.Форд, Г.Эмерсон и др. Их исследования положены в основу создания школы научного управления. Основной целью этой школы было решение проблем рационализации производства и труда для повышения его производительности и эффективности. В своих работах Ф.Тейлор стремился привнести в управление способы интенсификации труда, соответствия типов работников видам работ. Главная идея Тейлора заключается в том, что управление предприятием должно стать системой, основанной на научных принципах, должно осуществляться специально разработанными и проверенными методами.
Для школы научного управления характерны следующие черты:
- использование научного анализа для определения лучшего способа решения хозяйственных задач;
- целенаправленный отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, их обучение;
- обеспечение работников ресурсами;
- применение материального стимулирования.
Зародившись в США, школа научного управления получила распространение и в Европе. Начали формироваться научные принципы организации управления. Наибольший вклад в развитие принципов управления внес французский ученый А.Файоль, являющийся основоположником классической или административной школы управления. Файоль определил основные функции менеджмента: техническая, коммерческая, финансовая, правовая, административная (кадровая). Он сформулировал пять элементов, составляющих каждую функцию менеджмента: предвидение, планирование, организация, координирование, контроль. А.Файоль разработал четырнадцать принципов, применимых к любым сферам управления:
1. Разделение управленческого труда.
2. Власть, то есть полномочия и ответственность.
3. Дисциплина.
4. Единство распорядительства или единоначалие.
5. Единство руководства.
6. Подчинение личных интересов на производстве общим.
7. Справедливость вознаграждения.
8. Централизация и децентрализация.
9. Скалярная цепь (линия власти).
10. Порядок.
11. Равенство и справедливость.
12. Стабильность кадров.
13. Инициатива.
14. Корпоративный дух.
Недостатком классической школы было ограниченное восприятие влияния человеческого фактора на производительность. Эту проблему решило появление школы человеческих отношений. Основоположниками этой школы стали М.Фоллет. Э.Мейо, Ф.Ротлисбергер. Выводами, к которым пришли представители это школы, было то, что если руководство повышает заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что неизбежно приведет к увеличению производительности. Суть идей этой школы состоит в том, что сама работа, производственный процесс и чисто физические требования к рабочему имеют относительно меньшее значение, чем его социальное и психологическое положение в процессе производства. Все проблемы производства должны рассматриваться с позиций человеческих отношений, с учетом социального и психологического факторов.
Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений. Согласно этому подходу работнику в большей степени должна оказываться помощь в осознании его собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к управлению организациями. Основной целью этой школы было повышение эффективности деятельности организации путем повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
С развитием кибернетики, математических методов исследований, использования в управлении статистики, математики, инженерных наук возникла количественная школа или школа науки управления. Толчком к использованию количественной школы стало развитие ЭВМ, что позволило конструировать математические модели сложных организационных систем, которые в наибольшей степени отражают реальное состояние организаций.
Характеристика школ менеджмента показывает, что значительное число выработанных ими принципов и методов применимы и к современным организациям с учетов изменений в организациях и усложнения процессов управления.
Контрольные вопросы
1. Что общего и отличного в понятиях «менеджмент» и «управление»?
2. Что означает «хозяйственная самостоятельность организации»?
3. Выделить основные этапы развития менеджмента.
4. Назовите основные составляющие менеджмента.
5. Что представляют собой основные цели и задачи менеджмента?
6. Перечислите основные требования к менеджеру.
7. Охарактеризуйте достижения школ менеджмента.