Лекция 5 Развитие управленческого мышления
В области управленческого мышления за последние два десятилетия произошли значительные изменения. Шел поиск такого способа управления, который обеспечивал бы стабильную эффективность и достижение поставленных целей в самых разнообразных условиях и ситуациях. До последнего времени мышление относительно эффективности управления былов основном одномерным, но весьма ясным. Мы мыслили по шкале «авторитарность — демократичность». Руководитель в своих управленческих действиях придерживался одного из крайних понятий этой шкалы или находился в ее середине. Встала задача отойти от традиционной авторитарности больше в сторону участия. Одни считали такое мышление естественным, вполне отвечающим духу времени, другим оно казалось слишком прямолинейным, если рассматривать его с точки зрения эффективности управления,
В середине 90-х гг. произошел постепенный переход от одномерного к двухмерному управленческому мышлению. При этом руководитель сознательно уделяет внимание одновременно как человеку, так и деятельности, задачам, эффективности и получаемым результатам. В соответствии с тем, сколько внимания уделено тому и другому измерению управленческого мышления, можно с разной точностью квалифицировать действия руководителя. Встречаются руководители, которые больше внимания обращают на задачи, чем на людей. Противоположностью является руководитель, который больше заинтересован в людях и меньше — в деятельности и ее эффективности. Возможен и такой вариант, когда руководитель не проявляет заинтересованности ни в том, ни в другой.
В соответствии с двухмерным управленческим мышлением целью является такой руководитель, который уделяет одинаковое, достаточно большое внимание задачам и человеку. Двухмерное мышление дает основание верить, что оно сможет обеспечить наилучший результат деятельности даже в изменчивых условиях.
В последнее время двухмерное управленческое мышление было дополнено еще одним измерением — эффективностью, и получилось трехмерное управленческое мышление, которое можно проиллюстрировать с помощью рис. 8.1.
Рис. 8.1. Трехмерное управленческое мышление
Трехмерное управленческое мышление предполагает, что мы уделяем внимание как задаче, так и человеку, но имея при этом в виду и эффективность в различных условиях деятельности. Оно подводит нас к улравле нию по ситуации. В соответствии с ним не существует никакого раз и навсегда данного способа управления. Лучший же способ надо выбирать исходя из сложившейся ситуации. Например, в армии управление в мирных условиях заметно отличается от управления в военное время. То же самое управление предприятием в условиях, например, реконструкции обычно отличается от управления, используемого в условиях успешного роста и развития.
Если руководитель заинтересован только в удаче, он принимает способ управления, при котором основное внимание уделяется деталям. Такой способ хорош тогда, когда на месте присутствует сам руководитель, т.е. эффективность зависит от него самого. «Удачливый» руководитель может, однако, оказаться неэффективным, так как влияние его действий на практике носит кратковременный характер. В то же время руководитель, заинтересованный как в удачливости, так и в эффективности, т.е. в долгосрочном, непрерывном сохранении производительности и в дальнейшем развитии организации, наряду с личным влиянием использует общий по своему характеру способ управления.
Личное влияние руководителя основывается на его зрелости. Руководитель, заинтересованный в повышении производительности, не думает о каждой мелочи сам, он ориентируется на конечные результаты и цели. Он не осуществляет детального, непосредственного контроля, а внимательно следит за выполнением заданий в целом и оказывает при необходимости помощь в проблемных ситуациях.
Способы управления по-разному влияют на использование рабочего времени руководителя. Чем непосредственнее способ управления, тем больше руководитель расходует времени на распределение работ, инструктаж и контроль, т.е. он постоянно нужен на рабочем месте или, по крайней мере, должен быть поблизости. В таком случае руководитель и его подчиненные с точки зрения использования рабочего времени тесно связаны друг с другом.
При стремлении замыкать все на себя у руководителя уходит много времени на постановку и обоснование задач, а также на разъяснительные разговоры с персоналом. Проводимая совместно с работниками детальная подготовка к выполнению поставленных задач затрагивает также другие вопросы, связанные с работой и отношениями между людьми, требующие для своего решения уйму времени. Однако после проведения этой подготовительной работы собственно выполнение задачи уже не требует постоянного присутствия руководителя. С точки зрения использования рабочего времени руководитель и остальной персонал на определенных этапах управления, в частности на этапе планирования, тесно связаны друг с другом. На других же этапах стороны имеют возможность сосредоточиться на выполнении своих специфических обязанностей.
Самый эффективный способ управления. Какой же способ управления является самым эффективным? Мысленно вы, вероятно, уже дали следующий ответ: не существует и никогда не будет существовать универсального, пригодного для любых ситуаций, к тому же самого эффективного способа управления. Выбор способа управления осуществляется исходя из конкретных условий деятельности. Столь же ясно и то, что ни один из одобренных нами способов управления не может быть оптимальным во всех случаях.
Приведенное соображение означает, что нужно владеть несколькими способами управления и быть готовым к их комбинированию. Опытный руководитель знает, что каждый из способов управления требует от него определенного количества времени как для подготовки к выполнению заданий, так и для работы с людьми. Поэтому мы не можем предложить какой-либо готовой схемы, которая в плане использования времени обеспечивала бы наивысший результат. Правда, уровень организации в какой-то мере оказывает свое влияние на поле деятельности руководителя и на использование им своего рабочего времени.
Характер работы руководителя. Работа руководителя является управлением действиями людей с целью получения конкретного результата. Это предполагает, что руководитель хорошо знает себя, свои способности и возможности. Он должен хорошо знать и своих подчиненных, их интересы на работе, да и вообще в жизни. Чем лучше руководитель знает своих подчиненных кА по работе, так и вне ее, тем больше у него возможностей дл успеха. Работа руководителя заключается в том, что он оказывает влияние на других индивидуально или в составе группы.
В настоящее время все больше распространяется форма управления группой, что предполагает готовность и умение руководителя действовать в качестве ее члена. Управление группой — это более сложное дело, чем индивидуальное руководство. Поэтому следует развивать себя прежде всего как руководителя группы.
К основным качествам руководителя относится необходимость быть примером и опорой для других, именно с него подчиненные берут пример, как надо планировать свое рабочее время и действовать эффективно. Руководитель работает у вас на виду и вместе со всеми, а если он сторонится группы, то не способен оказывать эффективное влияние на результаты работы. Далее, он должен быть досягаемым: когда и в какое время — это целиком зависит от принятого способа управления.
В обязанности руководителя, особенно в небольших организациях и на невысоких уровнях управления, входит готовность при необходимости выполнять работу своих подчиненных. В этом отношении руководитель должен быть образцом для других. Он может, например, выполнять временно работу своих подчиненных в пиковых ситуациях и во время отпусков персонала. Усвоение трудовых операций, выполняемых подчиненными, может происходить, например, во время ознакомления с производством
Черты хорошего руководителя.Какой руководитель считается хорошим? Какими он должен обладать качествами? По этим вопросам уже в течение многих лет составлялись разной величины перечни, в которых давалась весьма подробная картина требований, выдвигаемых перед руководителем. Мы же решили предложить вашему вниманию список отличительных черт, которые на наш взгляд, присуши преуспевающему руководителю.
Этот список не является полным, и к нему не следует относиться слишком буквально. Он предназначен главным образом для лиц, работающих на руководящих постах и желающих провести самооценку своей деятельности. Список можно также взять за основу при проведении совместной дискуссии руководства и персонала о том, в какой мере приводимые в нем качества необходимы и обладают ли ими данные руководители. Проведение такой дискуссии по понятным причинам — дело очень трудное, но весьма полезное в плане совершенствования работы руководителя. Эффективный руководитель, как нам представляется, должен обладать следующими качествами:
1) положительно относится к новшествам и активно поощряет руководимую им организацию к проведению преобразований и к совершенствованию, ставя соответствующие целейI и задачи;
2) заботится о том, чтобы руководимая им организация использовала все новейшие достижения в своей области;
3) поощряет персонал к откровенности и ратует за проведение
эффективных групповых дискуссий;
4) дает четкие задания: что делать, когда и как;
5) поощряет персонал за хорошую работу и критикует только тогда, когда это действительно необходимо;
6) всегда оказывает помощь, когда в ней нуждаются;
7) придерживается своей целенаправленной линии даже 1
кризисных ситуациях, не бросается из одной крайности в другую;
8) неукоснительно соблюдает правила, принятые организацией
9) принимает решения и действует;
10) требователен к себе и другим, не обрушивается на работников без достаточных на то оснований и критикует конструктивно, с целью улучшения работы;
11)поощряет персонал к высказыванию своего мнения и стремится использовать его для эффективного сотрудничества;
12)Не боится слушать
13)умеет хорошо и активно слушать;
14)определяет проблемы, связанные с использованием временя в организации, располагает их в порядке важности и принимает целенаправленные меры к их решению;
15)не переносит дела, а решает их вовремя, устанавливая для себя жесткие нормы времени;
16) не стремится во всем к совершенству;
17) человечен.
Факторы, снижающие эффективность работы руководителя. Эффективность работы руководителя зависит как от него самого, так и от его подчиненных. Ниже приводятся факторы, снижающие эффективность работы руководителя и зависящие от него самого:
1) не планирует работу ни свою, ни своего участка;
2) выполняет сначала приятную и знакомую работу;
3) не доверяет своим подчиненным и выполняет их работу сам, поскольку это, по его мнению, быстрее;
4) слишком основателен и не умеет использовать своих подчиненных в интересах работы;
5) направляет работу персонала непосредственно, вместо того чтобы руководить путем постановки целей и задач, опираясь на самоуправление;
6) принимает слишком много решений за своих подчиненных, считая, что таким путем держит все нити управления в своих руках, хотя на самом же деле тормозит их развитие в вопросах принятия решений и перегружает себя работой;
7) не знает своих подчиненных и не интересуется ни их работой, ни личными планами на будущее;
8) не хочет или не умеет разговаривать откровенно со своими подчиненными;'
9) не верит в способности своих подчиненных;
10) не определяет порядок срочности и важности своих работ и не составляет план рационального использования рабочего времени.
Опираясь на собственную практику работы руководителя, подумайте над другими факторами, снижающими эффективность вашей работы, и запишите их.
Выводы о себе как руководителе:
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Факторы, снижающие эффективность работы руководителя, зависящие от его подчиненного, который:
1) не готовит как следует вопрос, с которым намерен обратиться к своему начальнику, и этим самым мешает ему и отнимает рабочее время у обоих;
2) боится сам принимать решения и постоянно обращается к руководителю;
3) не планирует использование своего рабочего времени и выполнение порученных ему заданий и этим самым мешает плановой работе руководителя (если он сам ее планирует);
4) не знает точно своего задания, своих полномочий и назначения своей работы;
5) не умеет апеллировать к своему руководителю и берется за
выполнение заданий, не относящихся к нему, или работ, с которыми он заведомо не справится;
6) не умеет разговаривать со своим руководителем;
7) не привык сам разбираться в полученных заданиях, а любит получать всегда готовые, детальные инструкции от других;
8) сам не знает, к чему стремится в своей жизни.
Сделайте выводы о себе как о подчиненном и определите те факторы, которые, на ваш взгляд, влияют на снижение эффективности работы вашего руководителя, и запишите их.
Выводы о себе как о подчиненном:
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Управления мотивацией
• достижение эффективности и конкурентоспособности организации
• рост производительности труда
• снижение текучести персонала
• формирование приверженности компании
• развитие персонала
• улучшение управляемости персонала
• повышение качества трудовой жизни