Формирование хозяйственных пропорций в рынке
Пропорции определяют структуру хозяйства страны или региона Структура характеризует эффективность хозяйства. Прогрессивная структура - структура с достаточным удельным весом современных перспективных отраслей, от которых зависит развитие всех других отраслей, поэтому управление экономической системой в значительной степени связано с формированием прогрессивной структуры хозяйства.
Формирование хозяйственных пропорций в рынке происходит в основном за счет перелива капитала из одной сферы хозяйствования в другую. Пропорции между отраслями зависят от вложения капитала в ту или иную отрасль.
Схему перелива капитала можно представить следующим образом.
1.Пусть в отрасли А спрос на товар в какой-то момент времени оказался значительно выше предложения
2.Превышение спроса в условиях рынка приводит к росту цен и появлению сверхприбыли
3.Сверхприбыль привлекает свободный капитал, растут вложения средств в производство товара отрасли А
4. Рост капитальных вложений в отрасль приводит к повышению объемов производства товара в отрасли А и выравниванию спроса и предложения
5. Выравнивание спроса и предложения приводит к снижению цены на товар, сокращению сверхприбыли
6. Отсутствие сверхприбыли заставляет капитал искать новые сферы приложения, капитал «уходит» в отрасль Б, где спрос на товар выше предложения, и тем самым расширяется производство товара Б , удовлетворяется спрос, снижается сверхприбыль , что заставляет капитал вновь искать новую сферу приложения.
Пример 4.4:
В начале перехода к рынку в России 90-х годов наибольший дефицит товаров сложился в торговле. Капитал в то время вкладывался в основном в создание предприятий торговли. Выравнивание спроса и предложения в торговле привело к переливу капитала в другую сферу экономики, где сложился наибольший перевес спроса над предложением - в финансовую сферу. Началось создание финансовых организаций: банков, страховых компаний, фондов. Резко возросшее предложение финансов выровняло спрос и заставило капитал искать другие сферы приложения.
Наличие функций саморегулирования рынка не исключает государственное регулирование экономики в рынке. «Нет слаборазвитых стран – есть страны плохо управляемые».
К инструментам государственного регулирования относятся:
• формирование государственного бюджета;
• налоговая система;
• принятие законов;
• регулирование цен на товары.
• государственные программы
• денежная система
• бюджетные ассигнования
Основными принципами государственного регулирования являются:
• невмешательство в деятельность предприятий и организаций;
• профилактика и лечение «болезней» рыночного общества, таких как: банкротство предприятий, безработица, рост цен.
В условиях рыночной экономической системыуправление любой организацией должно учитывать существующие взаимосвязис субъектами рынка, степень их влияния на деятельность организации, возможностидля развития бизнеса и угрозы,исходящие от действий других субъектов системы, цели экономической системы и направления государственного регулированияразвития системы. Поэтому очень важным становится глубокое познание рыночной системы и оценочных критериев уровня ее развития.
Вопросы для самопроверки.
1. Что представляет собой экономическая система?
2. Какие элементы составляют основу экономической системы?
3. Какие цели преследует экономическая система?
4. Почему экономическая система нуждается в управлении?
5. Что представляет собой саморегулирование рынка?
6. Какие функции саморегулирования выполняет рынок?
7. Как осуществляется саморегулирование эффективности производства?
8. Какие существуют инструменты государственного регулирования?
Практическая работа
1. По данным таблицы 4.1
- изобразите графически динамику валового продукта
- дайте оценку изменению валового продукта
2. По данным таблицы 4.2 дайте оценку структуре валового продукта
3. Домашнее задание: по данным статистики оцените динамику валового продукта нашей республики и РФ. Сделайте сравнительные выводы.