Написание аттестационной работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский лесной институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного

Учреждения высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

Лесотехнический университет имени С. М. Кирова»

ТРЕБОВАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
АТТЕСТАЦИОННОЙ (ВЫПУСКНОЙ) РАБОТЫ

По программе профессиональной переподготовки

«Управление персоналом»

Методические указания

Сыктывкар 2014

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Аттестационная (выпускная) работа – самостоятельная работа слушателя, завершающая обучение по программам профессиональной переподготовки, направленная на решение конкретных задач в области управления персоналом, менеджмента, маркетинга, стратегического менеджмента и др., а также связанных с ними вопросов экономики, организации производства и т.п.

Аттестационная работа свидетельствует о степени подготовленности слушателя к деятельности в качестве руководителя, компетентного в соответствующих направлению переподготовки современных областях управленческих и экономических знаний.

Аттестационная работа является завершающим этапом профессиональной переподготовки специалистов и руководителей и имеет своей целью:

  • систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний в предметной области, соответствующей программе обучения;
  • применение их при решении конкретных задач на предприятиях и в организациях любой формы собственности, а также в структурах государственного управления;
  • развитие навыков самостоятельной деятельности;
  • выявление подготовленности слушателя к практической деятельности в выбранной области в условиях дальнейшего совершенствования управления экономикой, повышения ее эффективности, углубления рыночных отношений.

Таким образом, аттестационная работа является подтверждением слушателем достаточного уровня квалификации, соответствующей современным требованиям ведения бизнеса, а также развития способности слушателя самостоятельно решать конкретные задачи деятельности менеджера различных уровней управления на основании полученных за период обучения знаний, умений и навыков по всем направлениям профессиональной переподготовки.

В процессе выполнения аттестационной работы у слушателя формируются и закрепляются следующие умения и навыки:

  • анализа экономико-информационной среды предметной области и установление структурного представления и взаимосвязи с другими компонентами экономического пространства;
  • анализа объекта управления;
  • классификации существующих управленческих систем и определения целесообразности их применения;
  • разработки состава и структуры функциональной части управленческих систем с использованием современных методологий;
  • анализа информационных потоков, систематизации необходимого документооборота;
  • использования экономико-математических моделей и алгоритмов оптимизации процесса управления предметной областью;
  • моделирования экономико-информационной среды предметной области.

Аттестационная работа должна отвечать следующим требованиям.

1. Работа должна основываться на конкретных материалах предприятия или организации и содержать в себе решение (предложение, рекомендации) определенных задач, наиболее актуальных для предприятия.

2. Тема работы должна соответствовать профилю обучения и носить комплексный характер, т.е. предусматривать одновременно анализ и исследование экономических, организационно-технических, управленческих и других вопросов.

3. Работа должна быть оформлена с учетом требований и правил оформления работ данного уровня (ГОСТ 7.32-2001).

4. К защите работы слушателем должны быть подготовлены соответствующие документы: реферат (в печатном и электронном виде), доклад, графический (иллюстрационный) материал (доклад и графический материал должны полностью освещать тему работы, быть логически связанными и представлять собой единое целое).

Подготовка аттестационной работы завершается защитой перед Государственной аттестационной комиссией (ГАК), которая решает вопрос о предоставлении слушателю права на ведение профессиональной деятельности в соответствующей области; слушателю выдается диплом о профессиональной переподготовке государственного образца.

Исходя из выше обозначенных требований, подготовка и выполнение аттестационной работы включает в себя ряд этапов (шагов):

· выбор и согласование с руководителем темы аттестационной работы;

· разработка и утверждение задания на аттестационную работу;

· сбор материала для работы;

· выполнение аттестационной работы, оформление текста и наглядных материалов;

· направление работы на рецензию;

· защита в ГАК.

ПОPЯДОК PАБОТЫ СЛУШАТЕЛЯ
НАД АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТОЙ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Основное требование к тематике аттестационных работ заключается в актуальности выбранной темы и ее практической целесообразности, а также в предоставлении возможности слушателю продемонстрировать уровень подготовки в выбранной области профессиональной переподготовки.

Тематика аттестационной работы должна быть актуальной для предприятия (организации), предусматривать использование прогрессивных методов управления, способов и средств решения организационно-технических, экономических, экологических, социальных и управленческих задач. Основные мероприятия, конкретные разработки, решения, выводы, рекомендации должны строиться с учетом их возможной реализации на предприятии (организации), по материалам которого выполнялась аттестационная работа.

Поэтому при выборе темы аттестационной работы рекомендуется исходить из реальных проблем предприятия (организации), используя при этом полученные при обучении теоретические знания.

С другой стороны, при формулировании темы работы слушателям необходимо определить значение решаемых в работе задач с точки зрения расширения области своей индивидуальной компетенции.

Примерная тематика аттестационных работ, соответствующих квалификационным характеристикам программ профессиональной переподготовки «Управление персоналом» представлена в приложении А.

В названии темы должно быть отражено:

· объект изучения — конкретное предприятие;

· предмет — область деятельности исследуемого предприятия (кадровая политика, маркетинг, система качества, система управлении я персоналом, система управления затратами).

Например: «Повышение эффективности системы мотивации персонала (на примере ЗАО «Ромб»)».

Целью аттестационной работы является решение конкретной проблемы предприятия.

Наименование аттестационной работы следует обсудить с руководителем, затем тема утверждается в Центре дополнительного профессионального образования.

Следует обратить внимание на то, что название темы аттестационной работы должно быть абсолютно одинаково во всех документах, а именно:

· в приказе об утверждении тем аттестационных работ;

· на титульном листе аттестационной работы;

· в задании на выполнение аттестационной работы;

· в рецензии на аттестационную работу.

2. НАЗНАЧЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ
АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Для выполнения аттестационной работы кафедра назначает руководителя.

Руководитель аттестационной работы осуществляет помощь слушателю в период подготовки и написания аттестационной работы, дает рекомендации по структуре, содержанию и оформлению работы, подбору библиографических источников. Руководитель проверяет качество аргументации, композиции, стиля и т.п. Руководитель проверяет работу на предмет ее соответствия установленным требованиям, предъявляемым к аттестационной работе.

После определения руководителя слушатель получает следующие бланки:

· задание на аттестационную работу,

· отзыв научного руководителя,

· бланк рецензии.

Бланк задания на аттестационную работу заполняет слушатель, подписывает руководитель в самом начале процесса выполнения аттестационной работы.

Бланк отзыва заполняет руководитель по установленной форме после ознакомления с окончательным вариантом аттестационной работы, в котором характеризует качество аттестационной работы, оценивает успехи и работоспособность слушателя и мотивирует возможность представления аттестационной работы для защиты в ГАК.

Рецензию на аттестационную работу дает менеджер или руководитель организации, в которой работает слушатель. Оценить работу и заполнить бланк рецензии также имеет право менеджер любой другой организации, способный компетентно определить уровень, качество и полноту аттестационной работы. Рецензент высказывает замечания, вопросы по содержанию работы, в отзыве выставляет оценку за работу.

НАПИСАНИЕ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

В процессе выполнения аттестационной работы слушателю необходимо предварительно проработать материалы и литературу по проекту для составления ее полного содержания, краткой аннотации основных разделов и перечня графического материала. Необходимо тщательно обсудить все возникающие вопросы с руководителем аттестационной работы. Это дает возможность правильно распределить усилия, оценить полноту имеющегося материала, выявить наиболее сложные вопросы, решению которых необходимо уделить особое внимание, определить логическую последовательность и порядок распределения материалов по разделам проекта, определить разделы, над которыми можно работать параллельно. Рекомендуется оформлять результаты этой работы в виде предварительного плана или оглавления аттестационной работы.

3.1. Структура и содержание работы

Вне зависимости от решаемой задачи и используемого подхода при проектировании, структура аттестационной работы такова:

· титульный лист;

· задание на выполнение работ;

· реферат на русском языке;

· содержание (см. приложение Б);

· введение (2-3 стр.);

· основная часть:

- теоретический раздел (2-3 стр.),

- аналитический раздел (12-15 стр.),

- проектный раздел (12-15 стр.);

· заключение;

· список использованных источников (см. приложение Д);

· приложения (по необходимости).

РЕФЕРАТ

Реферат представляет собой сокращенное изложение существа аттестационной работы. В нем должны быть отражены следующие вопросы:

1. Краткая характеристика предприятия (отрасль, размер, количество сотрудников, тип организационной структуры, выпускаемая продукция и т.п.)

2. Позиция автора проекта, его должность и полномочия.

3. Актуальная проблема, подлежащая решению, ее анализ, доказательства наличия проблемы.

4. Обоснование способа решения проблемы, выбор из альтернативных вариантов.

5. Предлагаемый проект: цели проекта, ожидаемые результаты, риски, необходимые ресурсы, ожидаемые эффекты и критерии эффективности.

ВВЕДЕНИЕ

Введение должно отражать актуальность аттестационной работы для выбранного объекта. Во введении предлагается охарактеризовать текущую ситуацию в стране, отрасли, на предприятии. Тем самым определяется глобальный или локальный характер анализируемых проблем.

Кратко характеризуется объект и предметная область. Они должны согласовываться с темой выпускной работы.

Далее описываются цели и задачи выпускной работы. Задачи определяют структуру работы.

Во введении указывается общее количество страниц, рисунков и таблиц, основные понятия, рассматриваемые в работе (применяется стандартизованная терминология).

ТеоретическИЙ раздел

Теоретический раздел представляет собой обзор моделей, концепций и методов, использующихся в выпускной работе. Стоит охарактеризовать как методы анализа, так и подходы, которые автор применил при разработке проекта.

Рекомендуется использовать ссылки на первоисточники, точно указывать авторов концепций, кратко описывать суть.

В теоретическом разделе не описывается объект исследования, то есть предприятие.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Целью аналитического раздела является рассмотрение объекта и его системы управления в рамках уже описанной предметной области.

В основе аналитического раздела должны лежать инструменты исследования проблемного поля, карта проблемного поля, причинно-следственные диаграммы.

Также могут быть использованы:

· контрольный листок

· диаграмма «причина-следствие»

· расслоение (стратификация) данных

· диаграмма Парето

· контрольная карта

· метод гистограмм

· метод корреляции (диаграмма рассеяния)

Особое внимание следует обратить на логику исследования и использование инструментария анализа предметной области.

Рекомендуется применять изученные в ходе обучения инструменты и технологии.

1. Маркетинг

· Инструменты анализа: портфельный анализ, технология сегментирования, матрица БКГ, новая матрица БКГ, матрица «3 х 3» Дженерал Электрик, оценка конкурентного положения в отрасли, анализ потребностей клиентов, анализ конкурентов, оценка стратегий, критерии выбора стратегии.

· Инструменты планирования: выбор целевых сегментов, позиционирование товара, выбор стратегии конкуренции, концепция и образ торговой марки, товарная политика, концепция товарного предложения (маркетинг-микс), рекламная стратегия, стратегия сбыта и ценообразования.

2. Стратегический менеджмент

· Инструменты анализа: критерии качества целей SMART, STEEP-анализ, модель V сил конкуренции М. Портера, цепочка ценностей, SWOT-анализ.

· Инструменты планирования: миссия, цели (SMART), ключевые компетенции, цепочка ценностей, модель заинтересованных сторон, тип конкурентных преимуществ (генерические стратегии по Портеру, ценностные дисциплины), SWOT, эталонные стратегии развития фирмы, матрица БКГ, матрица МакКинзи-Дженерал Электрик, матрица Хофера-Шендела, карта стратегических групп, карта сбалансированных стратегических показателей BSC, организационная структура как инструмент реализации стратегии, организационная культура как инструмент реализации стратегии, проектный подход как инструмент реализации стратегии.

3. Экономика:

· Инструменты анализа: экономическое моделирование, анализ типа рынка, анализ эластичности товаров, анализ взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров, кривая безразличия потребителя, анализ экономической эффективности производителя, анализ предельных издержек фирмы.

4. Управление персоналом:

· Инструменты анализа: матрица планирования «срочно-важно» (матрица Эйзенхауэра), обзор заработных плат на рынке труда, методика диагностики организационной культуры Куина-Камерона, оценка эффективности системы УЧР, определение качественной потребности в персонале, аттестация, матрица BCG для оценки компетенций, заключительное интервью, таблица согласования интересов, опросник удовлетворенности трудом, анализ текучести кадров.

· Инструменты планирования: регламент высвобождения работника, методы формирования персонала, профессиограмма, разработка поведенческих индикаторов, модель компетенций, модели карьеры, наставничество, модель обучающейся организации, регламент введения нового работника в должность – программа адаптации, институт дублеров и планы преемственности (Программа формирования кадрового резерва), «мягкие» формы высвобождения персонала, методы сопровождения выхода на пенсию, нематериальная мотивация, проектирование системы мотивации и стимулирования персонала (5 шагов), основные шаги проведения и сопровождения изменений, программа развития инициативного поведения.

5. Менеджмент

· Инструменты анализа: анализ организационной структуры, контур управления, сетевой анализ, элементы внешней и внутренней среды, модель конкурентных сил.

· Инструменты планирования: дерево целей, дерево задач, матрица коммуникаций, системы планирования, контроля и мотивации.

6. Управления развитием организации:

· Инструменты анализа: карта анализа проблемного поля, описание бизнес-процессов (Swim lane), ранжирование бизнес-процессов, ландшафтная модель, организационная структура

· Инструменты планирования: конфигурирование бизнес-процессов (сжатие, аутсорсинг, бенчмаркинг), BSC, технологии организационного проектирования, разработка системы показателей для стимулирования участников процессов

7. Организационное поведение:

· Инструменты анализа: оценка поведения работника, оценка личностных характеристик, оценка результатов труда, выявление мотиваторов работника, выявление уровня удовлетворенности трудом, типология работников (MBTI, NLP, локус контроля, «Большая пятерка»), алгоритм оценки соответствия поведения работника требованиям организации, выявление мотивационного потенциала работы.

· Инструменты планирования и решения: коммуникационная политика организации, должностные инструкции, кодекс поведения, групповые нормы, карта компетенций, управление по целям, психологический контракт, модель ситуационного лидерства (Херси и Бланшара), критерии контроля и оценки поведения, формы поощрения и наказания, модель сбалансированного рабочего места, методы обогащения труда, делегирование, «кружки качества».

8. Управление изменениями:

· Инструменты влияния меньшинства на группу, ускорения изменений, изменения в условиях низкой и высокой лояльности сотрудников, принципы управления творчеством коллектива сотрудников, динамическая классификация управленческих парадигм, инструменты для проведения революционных или эволюционных изменений, принципы управления эмоциональными лидерами коллектива.

9. Финансовый менеджмент:

· Инструменты анализа: анализ финансового состояния, оценка эффективности инвестиционных проектов, операционный анализ

· Инструменты планирования: расчет бюджетов

10. Бюджетирование:

· Инструменты выявления проблем бюджетного периода: планирование от "рынка", сценарное планирование, метод безубыточности, аналитический (расчетный, прямого счета) метод, опытно-лабораторный метод, отчетно-статистичес-кий метод, коэффициентный метод, метод анализа отклонений.

· Инструменты принятия решений при разработке бюджета: планирование сверху, планирование снизу, планирование от достигнутого, от поставленных целей, нормативный метод, программно-целевой метод, опережающий метод.

Анализ не должен сводиться к простой констатации фактического положения дел или механического применения инструментов. В работе высоко оцениваются, во-первых, аргументация на основе статистического или факторного анализа; во-вторых, аналитические выводы.

С помощью анализа необходимо устанавливать конкретные факторы, влияющие на изменение уровня каждого показателя, выявлять закономерности развития и зависимости, вскрывать причины, недостатки и резервы улучшения параметров исследуемого объекта.

Аналитический раздел заканчивается выводами по результатам анализа проблемного поля. На основе выводов формулируются и обосновываются пути решения. Таким образом, предлагается проект, детальное рассмотрение которого приводится в третьей, проектной части.

Проектный раздел

Проектный раздел строится по всем правилам управления проектами. Формулируются цели проекта, выверенные по критериям SMART.

Описывается суть предложений. Здесь будут уместными инструменты планирования для конкретной предметной области.

Далее разрабатывается план проекта.

Составляется дерево задач (план мероприятий), сопровождающийся календарным графиком. Приветствуется применение современных инструментов планирования проекта, например, MS Project.

Особое внимание уделяется затратам на используемые ресурсы. Необходимо рассчитать затраты на проект. Стоит оценить риски, рассчитать их вероятность и тяжесть последствий. Предложить план снижения рисков.

Особое внимание следует уделить вопросам внедрения проекта. Предлагается рассмотреть пути снижения сопротивления персонала, организационно-культурные аспекты, мотивацию и обучение персонала. То есть использовать современные методы и подходы управления изменениями.

В качестве инструментов при разработке проекта рекомендуется использовать:

1. Метод структурной декомпозиции проекта:

· для построения дерева целей проекта;

· для определения состава работ проекта (WBS).

2. Методы определения времени выполнения работ проекта:

· расчетный метод – определение времени работы на основе нормативов;

· экспертные оценки – проводятся специалистами в данной области;

· аналоговый метод – используются данные архивной информации других проектов.

3. Методы построения сетевых графиков – для построения сетевой модели проекта.

4. Метод критического пути – для определения продолжительности проекта (прямой анализ) и работ с нулевыми резервами времени (обратный анализ).

5. Методы планирования ресурсов, необходимых для выполнения работ (расчетный, экспертный, аналоговый).

6. Методы планирования стоимости работ проекта для формирования бюджета:

· ресурсный метод;

· ресурсно-индексный;

· базисно-компенсационный.

7. Методы анализа и оценки рисков проекта:

· метод аналогий;

· экспертные оценки;

· анализ сценариев;

· построение дерева решений;

· метод имитационного моделирования.

8. Методы снижения рисков:

· диверсификация;

· резервирование;

· страхование;

· лимитирование.

В зависимости от темы аттестационной работы, ее целей и задач, методические приемы оценки эффективности проектных мероприятий могут носить различный характер:

· расчет сравнительной экономической эффективности вариантов решений;

· финансовое обоснование бизнес-плана;

· расчет показателей эффективности проекта;

· оценка влияния предлагаемых мероприятий на финансово-хозяйственные показатели деятельности предприятия (организации).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение содержит окончательные выводы, характеризующие итоги работы слушателя при решении поставленных перед ним целей и задач. Эти выводы включают основные результаты, достигнутые в ходе разработки теоретического, аналитического и проектного разделов аттестационной работы, и оценку эффективности предлагаемых проектных решений.

В заключении также целесообразно сформулировать рекомендации по использованию представленных разработок в практической деятельности предприятия (организации), т.е. описать место реализации, сроки, ответственные службы, указать ожидаемые затраты и экономический эффект.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ПРИЛОЖЕНИЯ

В список использованных источников включается только та литература, которая использована слушателем при написании аттестационной работы. Для качественного и всестороннего изучения рассматриваемых в работе вопросов слушателю рекомендуется использовать как отечественную, так и зарубежную литературу. Источники следует располагать следующим образом: в первую очередь перечисляются законодательные и нормативные акты, а затем специальная и другая использованная литература в алфавитном порядке по фамилии автора, а при их отсутствии – по названиям источников.

В приложениях помещаются учетные, отчетные, нормативные, вспомогательные, справочные материалы, использованные при выполнении аттестационной работы, но не включенные в ее основную часть: массивы исходных данных, таблицы, инструкции, формы отчетности, карты наблюдений.

Наши рекомендации