Что же обозначает термин «менеджмент»?
Учебное пособие по дисциплине
«МЕНЕДЖМЕНТ»
С О Д Е Р Ж А Н И Е
№ темы | Название разделов и тем | |
Понятия “менеджмент” и”менеджер”. Виды и функции менеджмента. | ||
1.1 | Происхождение термина “менеджмент”. | |
1.2 | Виды управления. | |
1.3 | Что обозначает термин “менеджмент”? | |
1.4 | Кто такой менеджер? | |
1.5 | Функции менеджмента. | |
1.6 | Виды менеджмента. | |
Контрольные вопросы по теме. | ||
Организация, как объект управления. Организационные структуры предприятия. | ||
2.1 | Понятие “организация”, как объект управления. | |
2.2 | Понятие “организационная структура предприятия” | |
2.3 | Общая организационная структура предприятия. | |
2.4 | Виды общих организационных структур. | |
2.5 | Понятие “управленческая структура предприятия”. Управленческие роли. | |
2.6 | Уровни управления. | |
2.7 | Понятие “диапазон контроля”. | |
2.8 | Власть и полномочия. Процесс передачи полномочий. | |
2.9 | Виды управленческих структур. | |
Контрольные вопросы по теме. | ||
Планирование, как функция менеджмента. | ||
3.1 | Значение планирования. Задачи стратегического менеджмента. | |
3.2 | Пять этапов планирования. | |
3.3 | Понятие “миссия”. Значение миссии для эффективного управления предприятием. | |
3.4 | Установка целей. | |
3.5 | Понятие “стратегия”. Виды конкурентных стратегий. | |
3.6 | Виды конкурентных стратегий. | |
Контольные вопросы по теме. | ||
Мотивирование, как функция менеджмента. | ||
4.1 | Понятия “мотивация” и “мотивирование”. | |
4.2 | Поощрение, наказание и контроль. | |
4.3 | Современные теории мотивации | |
Контрольные вопросы по теме. | ||
Контроль, как функция менеджмента. | ||
5.1 | Понятие контроля. Виды контроля. | |
5.2 | Условия эффективности контроля. | |
Контольные вопросы по теме. | ||
Зачётные вопросы по курсу. |
1.Понятия «менеджмент» и «менеджер». Виды и функции менеджмента.
Происхождение термина «менеджмент».
Менеджмент. Это слово пришло к нам из английского языка. Его истоки в глаголе "to manage", что примерно означает "объезжать лошадей". А в латинском языке слово "MANUS" значит «рука».
На русский язык термин менеджмент можно перевести, используя такое слово, как "управление". Есть у термина «менеджмент» и другие синонимы.
Виды управления.
Впрочем, ни один из подобранных синонимов не сможет полностью раскрыть смысл понятия «менеджмент». Даже привычное для нас слово «управление» не способно точно отразить сущность менеджмента, как вида деятельности, ведь под управлением можно понимать самые различные аспекты человеческой деятельности. Водитель автобуса, домохозяйка, повар в ресторане, директор магазина, школьный учитель – это лишь короткий список всех тех людей, деятельность которых связана с управлением. Но можем ли мы уверенно сказать, что все они являются менеджерами? Скорее можно утверждать, что каждый из них занимается своим видом управления. Чаще всего таких видов управления выделяют четыре: Техническое, Государственное, Хозяйственное, Идеологическое.
ЗАДАНИЕ А 1 определите каждый вид управления, руководствуясь краткими описаниями, представленными в таблице:
Вид управления | Основное содержание управленческой деятельности |
? | управление социально-экономической жизнью общества |
? | управление естественными и технологическими процессами - ростом растений,станком, движением поезда и т.д. |
? | внедрение различных концепций развития общества |
? | управление производственной и экономической деятельностью коммерческихи некоммерческих организаций |
Что же обозначает термин «менеджмент»?
Какой же из перечисленных видов управления, ближе всего по смыслу подходит к понятию «менеджмент»? Как дать точное определение менеджменту, как виду деятельности? Самостоятельно ответить на эти вопросы вам поможет следующий отрывок из книги Галькевича Р. С. «Основы менеджмента»:
«Понятие «менеджмент» прочно вошло в нашу обыденную жизнь и стало привычным для деловой жизни России. В связи с этим следует подробно остановиться на значении термина «менеджмент». Русское слово «управление» и английское слово «менеджмент» считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин «менеджмент», мы следуем установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определённый круг явлений и процессов. На самом деле термин «управление» не является удовлетворительным заместителем термина «менеджмент» потому, что в последнем случае речь идёт лишь об одном из видов управления, а именно об управлении социально –экономическими процессами в рамках какой-либо предпринимательской структуры (организации). Причём экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования. Таким образом, термин «менеджмент» употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других целей используются иные термины. Тем не менее, государственные общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат. С учётом изложенного термин «управление» в дальнейшем будет употребляться, с определённой степенью условности, в том же значении, что и термин «менеджмент»». |
Теперь попытайтесь полностью сформулировать классическое определение термина:
Менеджмент – это вид деятельности, представляющий собой_______________________
управление в ________________________ организациях. Несмотря на такое узкоспециализированное использование термина «менеджмент», его основные принципы должны использоваться в ________ и при осуществлении всех четырёх ___________
Поэтому с определённой долей условности термин «менеджмент» может заменяться термином «___________________________».
Иногда можно встретить такое определение менеджмента – «этовид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях». Это определение не достаточно точно отражает реальную сущность такого разнопланового явления, как «менеджмент». Найдите две значительные ошибки в данном определении.
Во первых: ____________________________________
Во вторых: ________
В третьих современный менеджмент воспринимается в четырёх позиций: это не только вид человеческой деятельности связанный с управлением предприятием, а также сложная научная дисциплина и учебный предмет. Большинство маститых руководителей, проработавших в сфере управления ни один десяток лет, утверждают, что работу менеджера можно представить еще в одном аспекте. Попытайтесь ответить на вопрос, что имеют ввиду некоторые руководители, говоря об особом понимании специфики понятия «менеджмент»?
Кто такой менеджер?
Говоря о менеджменте, почти всегда подразумевается фигура менеджера. Менеджер - это профессиональный управляющий, нанимаемый для обеспечения эффективной работы организации.
Эффективность –ключевое слово в деятельности менеджера, знамя под которым менеджер ведёт бой за процветание своего предприятия.
Самостоятельно дайте определение понятию эффективность – это способность человека или организации достигать __________________ результатов при ________________ затратах времени, усилий и денег.
Очень часто слово "менеджер" используют вместо более привычных обозначений должностей.
Это уместно делать только втом случае, если речь идет о специально подготовленном к управленческой деятельности человеке, который специально нанят организацией, чтобы выполнять функции руководителя.
Вспомните синонимы, которыми часто заменяют слово «менеджер»? ______
Функции менеджмента.
Для менеджмента, как и для любой целенаправленной деятельности характерны различные функции.
Большинство специалистов в области менеджмента выделяют четыре основные функции, которые взаимосвязаны между собой. Эти функции образуют серию взаимосвязанных непрерывных действий.
Сумма всех функций составляет процесс управления. Все функции следуют друг за другом в определённой последовательности:
Планирование - Организация - Мотивация - Контроль
ЗАДАНИЕ А 2 заполнив таблицу, определите сущность четырёх функций управления (пометьте цифры, отражающие, по вашему мнению, характеристики, той или иной функции управления):
Функции менеджмента | Подчеркните выбранное число | Напишите эти числа |
ПЛАНИРОВАНИЕ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
ОРГАНИЗАЦИЯ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
МОТИВАЦИЯ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
КОНТРОЛЬ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Список характеристик различных функции менеджмента:
1)практическое воплощение замыслов
2)формулировка целей и задач
3)побуждение людей к действиям.
4)анализ ситуации в которой находится организация и оценка её перспектив
5)сопоставление запланированных результатов с итоговыми
6)определение стратегии действия
7)составление необходимых планов и программ.
8)оценка результатов деятельности
9)обеспечение однонаправленности целей работников с целями организации
10)построение структуры организации и обеспечение её эффективного функционирования
Процесс управления имеет несколько важных особенностей:
Во первых это непрерывный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций. Связь этих функций образует целостную систему, поэтому если мы вносим какие – то изменения в одну из функций менеджмента, то это ведёт за собой необходимость _____ .Во вторых управление (менеджмент) процесс циклический.Это значит, что функция контроля не является завершающей в процессе управления.
Контроль предназначен для того, чтобы определить ________________________________ и на основе анализа имеющихся отклонений, внести корректировки во все ___ В третьих управление является многомерным процессомтак как продолжительность управленческого цикла может быть __________________________ .Все функции имеют две общие характеристики, которые называют связующими процессами в управлении: