Особенности организационных структур в малом и среднем бизнесе
В последние годы в России были созданы условия для широкого развития такой наиболее динамичной и достаточно эффективной формы предпринимательской деятельности, как малые предприятия. В соответствии с принятой экономической статистикой для определения, размерности российских предприятий (крупные и малые) используются следующие основные признаки: численность производственного персонала, объем валовой продукции и стоимость основных производственных фондов.
Важнейшими факторами, вызывающими необходимость проведения структурной перестройки компаний, являются следующие:
- ускоренная разработка новых видов продуктов под воздействием научно-технического прогресса в условиях обостряющейся конкуренции;
- интенсивное внедрение наиболее передовых технологий;
- систематическое внедрение новых методов организации и управления производством на базе активного использования компьютерной техники.
Организационная структура каждого предприятия индивидуальна. Наиболее распространённой организационной структурой является органическая структура, в которой такой тип структуры характеризуется ответственностью каждого работника за деятельность предприятия, отвергается необходимость в детальном разделении труда по видам работ и формирует такие отношения между участниками процесса управления, которые диктуются не структурой, а характером решаемой проблемы. Весьма часто на малых предприятиях право собственности и право распоряжения совмещаются. В таких случаях руководитель принимает на себя решение большинства проблем. Малые предприятия отличает простота организационной структуры, личное участие и заинтересованность руководителя во всех делах компании. Объясняется это небольшим масштабом производства, ограниченностью рынка и незначительным числом партнеров. В этих условиях процесс управления упрощается, появляется возможность гибко реагировать на внешние изменения, быстро приспосабливаться к меняющимся требованиям и ситуациям. Вместе с тем сосредоточение всей полноты власти в одних руках может вызвать трудности для развития предприятия. Поэтому с увеличением масштабов производства, расширением перспектив деловой активности происходит усложнение организационной структуры управления, размежевание прав собственности и управлении. Целесообразно потратить определенное время на обучение подчиненного и делегировать ему полномочия, чем постоянно самому выполнять эту работу. Поэтому можно полагать, что отказ от делегирования полномочий влечет за собой дефицит времени на управленческую деятельность и отрицательно сказывается на управлении вообще.
В последние годы происходили серьезные качественные изменений в организации и структуре малых предприятий, отвечающие назревшим потребностям развития экономики страны. Малые предприятия не заменяют крупные производства, а дополняют их в интересах удовлетворения потребительского спроса.
Достоинства малых предприятий и их организационной структуры:
- могут оперативно реагировать на изменения потребительского спроса;
- они могут создаваться на основе любых форм собственности отдельными гражданами, предприятиями и организациями;
- простота организационной структуры;
- предпринимательский дух (люди, пришедшие работать на малое предприятие, гораздо ощутимее чувствуют успехи и неудачи фирмы. По данным многих исследований, производительность труда у работников предприятий с численностью занятых менее500 человек, по крайней мере, на 50% выше, чем на предприятиях с числом занятых свыше 4,5 тыс. человек);
- высокая скорость прохождения информации (в первую очередь это обстоятельство объясняется значительно меньшим объемом информации на малых фирмах);
- все сотрудники на виду – (их работа происходит на глазах у всего предприятия);
- успешно функционируют именно в тех направлениях, где не требуется значительных вложений в основные средства и сравнительно низки управленческие расходы(что положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции и повышает адаптационные возможности предприятия);
- управленческая структура малых предприятий гораздо в большей степени адаптирована к возможным изменениям внешней среды – (менеджеру приходиться не заниматься процессом формализации связей между сотрудниками, а лишь учитывать их в своей работе).
Недостатки малых предприятий и их организационной структуры:
- малые предприятия не способны проводить научных исследований;
- малый бизнес работает под страхом быть разоренным (многое зависит не столько от умения менеджеров, сколько от воздействия внешней среды, поэтому в кризисные для экономики периоды небольшие предприятия в первую очередь становятся банкротами);
- в период спада они лишены возможности сохранять заработную плату своим сотрудникам (им не по силам проводить политику полной занятости)
- у малого предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками (так как закупки его ограничены масштабом производства);