Эффективность управления
Эффективность организации управления – создание благоприятных условий для достижения производственным коллективом поставленных целей в кратчайший срок при наивысших качественных и количественных показателях и наименьших затратах ресурсов.Или:эффективность управления – это эффективное руководство, понимаемое как умение руководителя заставить или побудить, заинтересовать подчиненных ему работников трудиться энергично, производительно, с высокой отдачей. Поскольку задачей управления является целенаправленное воздействие на управляемый объект для обеспечения достижения поставленных целей, эффективность управления может быть оценена по степени достижения этих целей: по конечным результатам производственной деятельности (по уровню прибыли), по качеству планирования (улучшение показателей бюджетирования), по эффективности вложений (отдача на капитал), по увеличению скорости оборачиваемости капитала и т.п.
На практике при оценке эффективности управления применяются несколько подходов:
1. Целевой подход – оценка по степени реализации поставленных целей – выполнение той или иной программы в зависимости от решения конкретных задач, достижения намеченных экономических показателей, прогнозных проектировок.
2. Ресурсный подход – оценка эффективности управления в зависимости от степени использования ресурсов, как связанных с самим управлением и примененных при изготовлении продукции, так и всех ресурсов, вовлеченных в производство. Для этого необходимо полученный результат сравнить с теми затратами , с помощью которых он получен, сопоставить одну абсолютную величину – эффект, с другой абсолютной величиной – затратами, что дает относительную же величину – эффективность: Эф=Э/З. Т.о., эффективность – получение необходимого максимального результата с наименьшими затратами.
3. Оценка достигнутого состояния предприятия, его места в бизнесе – оценка динамики основных экономических показателей за сопоставимый период времени, сопоставление их с нормативными величинами, среднеотраслевыми, региональными показателями, аналогичными показателями ведущих в отрасли компаний или основных конкурентов.
4. Комплексный подход – так или иначе сочетающий в себе все предыдущие.
Эффективность управления – специфическая категория, отражающая уровень и динамику развития управления, качественную и количественную сторону этого процесса.
По содержанию можно выделить экономическую и социальную эффективность управления, по сфере и уровню проявления – общественную и коммерческую, по методу расчета – абсолютную (по конкретной системе управления) и относительную (в сравнении с другими аналогичными системами управления) и т.д.
Для выражения эффективности управления применяется ряд частных понятий:
1. эффективность труда работника аппарата управления
2. Эффективность управленческой деятельности аппарата управления или отдельных его его органов и подразделений
3. Эффективность процесса управления (при выработке и реализации конкретного управленческого решения)
4. Эффективность системы управления ( с учетом иерархии управления)
5. Эффективность механизма управления (методов, рычагов, стимулов)
6. Эффективность совершенствования управления
Укрупнено рассматривают эффективность управления как совокупность 3х составляющих:
1. Эффективность деятельности работников управления
2. Эффективность деятельности подразделений (органов) управления
3. Эффективность системы управления в целом
Выделяют следующие виды оценки эффективности управления:
1. По цели оценки:
A. определение состояния и направлений развития системы управления
B. определение результативности и эффективности системы управления и путей их дальнейшего повышения
2. по характеру оценки: методологический, функциональный, экономический, социальный, организационный, технологический, правовой аспекты
3. по взаимосвязи системы управления и управляемого объекта: с позиции всей социально-экономической системы и с позиций системы управления как части целого
4. по объекту оценки: комплексная оценка всей системы управления и составляющих ее компонентов
5. по направленности оценки: динамические (процессные) и статические (структурные) характеристики системы управления
6. по критериям оценки: количественная и качественная
7. по методам оценки: экспертная, балльная, коэффициентная, экстраполяционная, эвристическая, сравнительная, балансовая, системная и др.
Критерии и показатели эффективности управления вытекают из требований, предъявляемых к системе управления. Это: требования экономичности (способности воздействовать на управляемый объект с наименьшими затратами), оперативности (своевременности получения и переработки информации, подготовки, принятия и выполнения решений), надежности системы управления во избежание потери информации, различных ошибок, рациональности (качественный аспект, характеризующий организованность системы управления), результативности (количественный аспект).
Практическое задание
"Сокращение ступеней управления"
Я считаю, что для приведенной ситуации больше всего подходит организационная структура управления.
Применение данного типа структуры негативно отражается на эффективности управлении фирм, так как чем больше структурных подразделений, тем более сложными становятся связи, замедляется доведение управляющих воздействий до исполнителя, затрудняются обратные связи, и ввиду этого снижается эффективность функционирования системы управления.
Я думаю, пять уровней управления между исполнителем и директором - это много, при возможности сократить число управленческих уровней, лучше воспользоваться этим, тем самым повысить эффективность функционирования, как показано на примере фирмы "Коринг", сократившей число управленческих уровней с пяти до двух.
Зависимость между применением того или иного типа структуры управления и числом уровней управления - обратно пропорциональна. То есть, если фирма желает улучшить эффективность управления, функционирования фирмы, то она сокращает число уровней управления, иначе говоря, переходит на другой тип структуры управления.