Эффективность управления

Эффективность организации управления – создание благоприятных условий для достижения производственным коллективом поставленных целей в кратчайший срок при наивысших качественных и количественных показателях и наименьших затратах ресурсов.Или:эффективность управления – это эффективное руководство, понимаемое как умение руководителя заставить или побудить, заинтересовать подчиненных ему работников трудиться энергично, производительно, с высокой отдачей. Поскольку задачей управления является целенаправленное воздействие на управляемый объект для обеспечения достижения поставленных целей, эффективность управления может быть оценена по степени достижения этих целей: по конечным результатам производственной деятельности (по уровню прибыли), по качеству планирования (улучшение показателей бюджетирования), по эффективности вложений (отдача на капитал), по увеличению скорости оборачиваемости капитала и т.п.

На практике при оценке эффективности управления применяются несколько подходов:

1. Целевой подход – оценка по степени реализации поставленных целей – выполнение той или иной программы в зависимости от решения конкретных задач, достижения намеченных экономических показателей, прогнозных проектировок.

2. Ресурсный подход – оценка эффективности управления в зависимости от степени использования ресурсов, как связанных с самим управлением и примененных при изготовлении продукции, так и всех ресурсов, вовлеченных в производство. Для этого необходимо полученный результат сравнить с теми затратами , с помощью которых он получен, сопоставить одну абсолютную величину – эффект, с другой абсолютной величиной – затратами, что дает относительную же величину – эффективность: Эф=Э/З. Т.о., эффективность – получение необходимого максимального результата с наименьшими затратами.

3. Оценка достигнутого состояния предприятия, его места в бизнесе – оценка динамики основных экономических показателей за сопоставимый период времени, сопоставление их с нормативными величинами, среднеотраслевыми, региональными показателями, аналогичными показателями ведущих в отрасли компаний или основных конкурентов.

4. Комплексный подход – так или иначе сочетающий в себе все предыдущие.

Эффективность управления – специфическая категория, отражающая уровень и динамику развития управления, качественную и количественную сторону этого процесса.

По содержанию можно выделить экономическую и социальную эффективность управления, по сфере и уровню проявления – общественную и коммерческую, по методу расчета – абсолютную (по конкретной системе управления) и относительную (в сравнении с другими аналогичными системами управления) и т.д.

Для выражения эффективности управления применяется ряд частных понятий:

1. эффективность труда работника аппарата управления

2. Эффективность управленческой деятельности аппарата управления или отдельных его его органов и подразделений

3. Эффективность процесса управления (при выработке и реализации конкретного управленческого решения)

4. Эффективность системы управления ( с учетом иерархии управления)

5. Эффективность механизма управления (методов, рычагов, стимулов)

6. Эффективность совершенствования управления

Укрупнено рассматривают эффективность управления как совокупность 3х составляющих:

1. Эффективность деятельности работников управления

2. Эффективность деятельности подразделений (органов) управления

3. Эффективность системы управления в целом

Выделяют следующие виды оценки эффективности управления:

1. По цели оценки:

A. определение состояния и направлений развития системы управления

B. определение результативности и эффективности системы управления и путей их дальнейшего повышения

2. по характеру оценки: методологический, функциональный, экономический, социальный, организационный, технологический, правовой аспекты

3. по взаимосвязи системы управления и управляемого объекта: с позиции всей социально-экономической системы и с позиций системы управления как части целого

4. по объекту оценки: комплексная оценка всей системы управления и составляющих ее компонентов

5. по направленности оценки: динамические (процессные) и статические (структурные) характеристики системы управления

6. по критериям оценки: количественная и качественная

7. по методам оценки: экспертная, балльная, коэффициентная, экстраполяционная, эвристическая, сравнительная, балансовая, системная и др.

Критерии и показатели эффективности управления вытекают из требований, предъявляемых к системе управления. Это: требования экономичности (способности воздействовать на управляемый объект с наименьшими затратами), оперативности (своевременности получения и переработки информации, подготовки, принятия и выполнения решений), надежности системы управления во избежание потери информации, различных ошибок, рациональности (качественный аспект, характеризующий организованность системы управления), результативности (количественный аспект).

Практическое задание

"Сокращение ступеней управления"

Я считаю, что для приведенной ситуации больше всего подходит организационная структура управления.

Применение данного типа структуры негативно отражается на эффективности управлении фирм, так как чем больше структурных подразделений, тем более сложными ста­новятся связи, замедляется доведение управляющих воздействий до исполнителя, затрудняются обратные связи, и ввиду этого снижается эффективность функционирования системы управления.

Я думаю, пять уровней управления между исполнителем и директором - это много, при возможности сократить число управленческих уровней, лучше воспользоваться этим, тем самым повысить эффективность функционирования, как показано на примере фирмы "Коринг", сократившей число управленческих уровней с пяти до двух.

Зависимость между применением того или иного типа структуры управления и числом уровней управления - обратно пропорциональна. То есть, если фирма желает улучшить эффективность управления, функционирования фирмы, то она сокращает число уровней управления, иначе говоря, переходит на другой тип структуры управления.


Наши рекомендации