Этапы развития команды
Каждая команда проходит основные этапы своего развития, имеет свой жизненный цикл. Выделяют следующие этапы в «жизни» команды:
· притирка. На этом этапе члены команды при ведущей роли менеджера узнают друг друга, обмениваются информацией, формулируют задачи команды. В общении проявляется вежливость, выжидательная позиция и независимость. Взаимоотношения при этом отличаются осторожностью и тревожностью;
· ближний бой (бурление). Члены команды конкурируют за относительное влияние, дискутируют в направлениях развития. Начинается критика существующих и поиск новых форм работы. Между участниками команды возможны напряженные отношения. Нередко происходят столкновения по поводу функций и ответственности членов команды;
· согласие и гармония. Команда начинает совместное движение к выработанным общим целям, устанавливается равновесие конкурирующих сил, начинают «работать» групповые нормы, определяющие поведение членов команды. Сотрудничество становится все более эффективным, растет сплоченность команды, что положительно сказывается на результатах совместной деятельности;
· зрелость. На этой стадии развития команда добивается самой высокой производительности труда. Работа членов команды постоянно обсуждается, происходит обмен друг с другом информацией, каждый член команды отчитывается за свои действия и поведение. Команда способна решать даже сложные задачи;
· расформирование (разрушение). Ничто в мире не вечно, рано или поздно «умирают» даже самые успешные команды.
Динамика развития команды, или ее «жизненный цикл», описывается классической «моделью развития».
Согласно этой модели, кривая развития любой организации (или команды) выглядит следующим образом:
- зона становления
- зона успешной деятельности
- зона «поискового периода»
- альтернативная зона распада
- альтернативная зона роста на основании новой цели
Таким образом, команда проходит несколько этапов:
Этап становления: создание команды. Это «10 шагов создания команды».
Этап успешного развития. Здесь команда четко осознает общий результат, владеет технологиями ситуационного анализа и решения проблем, технологией создания общего терминологического поля и продуктивно работает на результат. Этап завершается достижением общекомандной цели.
Этап поиска, или «поисковый период». Здесь команда, с одной стороны, наслаждается успехом, с другой стороны, ищет новые цели. По истечении срока этапа поиска (для каждой команды он разный, но в среднем 3-4 месяца) возможны два пути: распад команды или работа на новую цель.
Этап распада как альтернатива. Из команды уходят люди (по «объективным обстоятельствам»), растет напряжение. Результат этапа -- реорганизация.
Этап роста как альтернатива. Команда находит новую общую цель, воодушевляется и начинает работу в зоне успешного развития. При этом не исключается частичное, незначительное обновление состава команды.
На этапе становлениядействует логика «10 шагов создания команды»:
Первый шаг: понимание руководителем собственных осознаваемых инеосознаваемых целей работы в режиме команды.
Второй шаг: подбор и отбор кандидатов в члены команды.
Третий шаг: работа членов команды над собственными осознаваемыми и неосознаваемыми целями.
Четвертый шаг: исследование межличностных предпочтений.
Пятый шаг: целенаправленное формирование энергии единства.
Шестой шаг: формирование ценностей команды.
Седьмой шаг: обучение команды технологиям работы.
Восьмой шаг: создание имиджа команды.
Девятый шаг: усиление «командного духа».
Десятый шаг: сопровождение деятельности команды.
Собственно, уже десятый шаг входит в «зону успешного развития команды».
На этапе успешного развития,в контексте продуктивной работы, команда сталкивается с различными серьезными и незначительными ситуациями. Их можно определить как «стратегические ситуации». Среди них можно выделить пять наиболее важных в любой сфере деятельности команды.
Первая стратегическая ситуация-«Развертывание активной деятельности по достижению основной цели».
У строительной бригады это закладка фундамента, в сезонной сельскохозяйственной бригаде - посевная, в команде «рекламистов» - это запуск нового ролика в СМИ. Команда создана, следовательно, она должна активно реализовывать свой потенциал, а именно «наступать» на неосвоенные территории. В наступательной операции для команды важны четыре ключевых момента:
Четкое понимание своих конкурентных преимуществ, «изюминок», ресурсов, возможностей. Другими словами, прежде чем наступать, команда должна хорошо «взвесить», оценить свои силы и возможности.
Достаточный период подготовки к «наступлению». Подготавливая «наступление», члены команды должны продумать каждую мелочь, оценить все риски, спрогнозировать реакцию соперника, клиента, рынка; рассмотреть и сопоставить альтернативные сценарии «наступления», грамотно распределить «зоны ответственности».
Правильный, продуманный выбор времени» момента «наступления». «Точный выбор времени может предопределить успех» - классическое правило стратегов. Время «наступления» - это великая тайна команды. На этот период отменяются все корпоративные мероприятия, отпуска и даже болезни. Члены команды должны так построить и свои личные дела, чтобы они в период «наступления» не отвлекали силы,
Понимание того, что «наступление» - это активное, отчасти агрессивное действие. В «наступление» должна быть вложена вся энергия команды. «Наступление» требует от каждого члена команды максимальной самоотдачи.
Удачное наступление приносит лавры успеха. Главное - понимать, что наступление - это грамотные профессиональные действия команды, направленные на достижение либо промежуточного, либо конечного результата.
Вторая стратегическая ситуация - «Анализ промежуточного результата, или аналитическая пауза.У строительной бригады это ожидание и оценка качества заливки фундамента для последующих операций технологического цикла. В сельскохозяйственной бригаде это завершение посевной и анализ ее успешности для дополнительных работ. В команде «рекламистов» это аналитическая пауза для разбора первых результатов запуска ролика в СМИ.
В некоторых сферах деятельности (банковское дело, розничные продажи идр.) в этой ситуации целесообразно тактическое «отступление»:
для «усыпления бдительности» конкурента;
пополнения «банка информации» о рынке, клиенте, конкурентах, ситуации;
оценки и проработки неожиданно возникших рисков.
Во время «отступления» самое уязвимое место команды - ее «дух». Поэтому команда должна ясно осознавать выгодность для нее такого тактического хода. В этой стратегической ситуации команда еще раз уже с новых позиций оценивает свой потенциал, надежность своего «тыла».
Третья стратегическая ситуация-«оборона».Эта ситуация связана с возможностью «вероломного нападения» в условиях рыночной конкурентной борьбы. Например, в момент развертывания своей PR-акции команда столкнулась с более широкой общественнойкампанией конкурирующей или вновь внедряющейся фирмы; или на рынке сельскохозяйственной команды начался завоз более дешевой продукции из другого региона, и пр.
Команды, ориентированные на «наступление», часто оказываются уязвимыми вситуациях нападения на них. Все учебники и трактаты, посвященные стратегии, говорят о том, что способность к обороне - это часть успешного функционирования, в том числе и команды.
Главная причина, по которой команда на этапе успешного развития принимает решение об обороне, - это недостаток ресурсов для организации «наступления».
Успешная «оборона» в команде - это сочетание трех процессов:
ритмичная работа команды в режиме экономии ресурсов;
оперативный сбор информации о «нападающем» и актуальной ситуации на рынке;
поиск нестандартных решений, приемов для «контратак».
Правильно организованная «оборона» дает команде выигрыш во времени, силах и информации. Главное - уметь своевременно, оперативно и плавно перейти к оборонительной операции, что должно быть в команде заранее продумано, так как подобные ситуации возникают, как правило, внезапно и разворачиваются неожиданным образом. Внезапность - основное оружие конкурента.