Команды: сущность и этапы построения

В современных организациях большое внимание уделяется командным методам работы, т. к. они позволяют снизить издержки на МНТ, получить синергетический эффект и тем самым повысить конкурентоспособность организации.

Команда –это группа людей (как правило, небольшая), которая выполняет определенную задачу, и в которой наблюдается синергетический эффект.

Суть синергетического эффекта:результат усилий членов команды оказывается больше арифметической суммы тех результатов, которые могли бы получить члены команды, работая порознь.

В реальном бизнесе необходимо сформировать команду для реализации конкретных проектов в сжатые сроки. Если организация работает как проектная/матричная, то ее члены должны обладать специальными навыками командных игроков.

Эффект команды характеризуется:

Команды: сущность и этапы построения - student2.ru между членами команды существует взаимосвязь;

Команды: сущность и этапы построения - student2.ru не обязательно существует постоянный лидер; лидером в разные периоды времени могут быть разные люди, чья компетенция в наибольшей степени соответствует данной фазе проекта. Такой подход в теории лидерства получил название «Разделенное лидерство»;

Команды: сущность и этапы построения - student2.ru члены заботятся и обучают друг друга;

Команды: сущность и этапы построения - student2.ru отношения между членами команды характеризуются высоким уровнем доверия.

Люди в команде выполняют функциональные и социальные роли (определяют, как влияет данный член команды на процесс выполнения работы).

Социальные роли:

Команды: сущность и этапы построения - student2.ru «мыслитель» - богатое воображение, новатор, повышенная креативность;

Команды: сущность и этапы построения - student2.ru исполнитель – вносит упорядоченность в деятельность команды, претворяет идеи в практику;

Команды: сущность и этапы построения - student2.ru доводчик – следит за тем, чтобы задания выполнялись своевременно и полностью;

Команды: сущность и этапы построения - student2.ru оценщик – критически, беспристрастно оценивает ситуацию;

Команды: сущность и этапы построения - student2.ru исследователь ресурсов – владеет искусством переговоров и эффективных коммуникаций;

Команды: сущность и этапы построения - student2.ru формирователь – ориентирует на достижение цели, на эффективную работу;

Команды: сущность и этапы построения - student2.ru коллективист – устраняет разногласия;

Команды: сущность и этапы построения - student2.ru координатор – четко формирует промежуточные цели, социальный лидер;

Команды: сущность и этапы построения - student2.ru специалист – обладает редкими навыками и умениями.

Один и тот же человек может играть одновременно несколько ролей; чем шире спектр ролей, тем лучшим командным игроком он является.

Командой необходимо работать когда: работа не может быть формально структурирована таким образом, чтобы любой работник действовал автономно. Построение команды требует времени, усилий и значительных средств.

Этапы построения команды:

Команды: сущность и этапы построения - student2.ru Формирование – на данном этапе члены команды получают ответы на вопросы:

- каковы цели команды;

- кто здесь лидер;

- каких ролей от меня ожидают;

- что такое другие члены команды;

- каков объем предстоящей работы.

На 1-м этапе происходит ориентация членов команды, установление отношений с лидером, прояснение целей и формирование атмосферы доверия.

Команды: сущность и этапы построения - student2.ru «Бурление» - поляризация членов команды; рождается конкуренция между ними; проявляются разногласия с лидером. Основные проблемы связаны с управлением конфликтами, преодоления группового единомыслия.

Команды: сущность и этапы построения - student2.ru Выработка норм – укрепление сотрудничества; игнорирование разногласий; прояснение будущего и уточнение ролей; преданность коммерческой цели. Растет роль лидера: поддержка членов команды, помощь в распределении ролей, обратная связь.

Команды: сущность и этапы построения - student2.ru Функционирование – высокая степень взаимного доверия, помощь, предпринимательский дух; укрепление и совершенствование ключевых навыков; закрепление творческого подхода к решению проблем; предвидение нужд клиентов; повышение темпов работы и сокращение сроков.

На этапе расформирования команды необходимо:

- обсудить опыт командной работы;

- отметить причины успехов;

- выявить неудачи;

- обсудить способы преодоления последствий.

Заменители лидерства

При изучении лидерства исследователи задавались вопросом: «Всегда ли для успешного выполнения работы нужен лидер?» Опыт показал, что в некоторых ситуациях (опытным работникам) не нужен лидер, а вмешательство в работу может привести к отрицательным результатам. На основе изучения подобных ситуаций была выработана концепция Кэрра и Джермиера заменителей лидерства. Была предложена классификация ситуационных факторов, которые рассматриваются как заменители лидерства.

Команды: сущность и этапы построения - student2.ru Заменители, связанные с подчиненными:

- высокие способности, опыт, знания;

- потребности в независимости, равнодушие к вознаграждению.

Команды: сущность и этапы построения - student2.ru Заменители, связанные с заданием:

- рутинная работа;

- работа методически инвариантна (1 метод выполнения);

- работа, удовлетворяющая по существу.

Команды: сущность и этапы построения - student2.ru Заменители, связанные с организацией:

- формальная организация;

- негибкая организация с наличием множества структур;

- организация – сплошная команда;

- вознаграждение не зависит от лидера;

- лидер и подчиненные разделены пространственно.

Итак, исследования подтвердили, что учет характеристик работника, работы и организаций, которыми можно заменить лидерство, помогает повысить удовлетворенность работой и производительностью труда в целом.

Двигатель лидерства

При переходе МНТа как науки и практики управления на новую ступень развития (стратегическое управление) исследователи пытались ответить на вопрос: «какое лидерство может не только обеспечить успех организации, но и долгосрочное ее преуспевание?»

В результате концепция «двигателя лидерства», согласно которой эффективный лидер не только сам обладает набором качеств и умений, необходимых для управления организацией в изменяющейся среде, но и умеет подготовить квалифицированных преемников, новых лидеров.

Подготовка лидера требует передачи схемы идей и ценностей, разработкой в организации, на новом этапе развития фирмы.

Идеи Ценности
Старые Ä Дж. Э. – охват всех смежных областей № Ä централизованная власть и полномочия Старые Ä уважение власти; Ä строгое соблюдение процедур; Ä методичный, поэтапный подход к ведению бизнеса.
Новые Ä быть компанией №1/№2; Ä отказаться от старых зрелых в-в бизнеса и сосредоточиться на быстрорастущих; Ä децентрализация; Ä создать 13 самостоятельных глобальных бизнес-центров вместо 240. Новые Ä удовольствие – быть быстрее и богаче других; Ä честно осознавать наличие соперничества и с уверенностью пробовать новое; Ä стремиться к тому, чего сложно достичь; Ä смотреть на бизнес как на мир без границ.

Старые и новые идеи и ценности «Дженерал Электрик» (конец 90-х гг.)

Таким образом, задачи лидерства – выработать схему эффективных идей и ценностей, которые поддержат эти идеи, суметь сообщить комплекс идей последователям и преемникам и побудить их к творческому развитию идей и ценностей.


Наши рекомендации