Вопрос 3. Принципы эффективного контроля

Как вы уже знаете, эффективность контроля должна превышать затраты на его обеспечение. А что же такоеэффективность контроля? Эффективным можно назвать контроль, параметры которого отвечают следующим требованиям (рис. 49):

Вопрос 3. Принципы эффективного контроля - student2.ru

Рис. 49. Принципы эффективного контроля

Организуя контрольные процедуры, очень важно помнить, что контроль может оказывать на сотрудников как положительное, так и отрицательное влияние (рис. 50).

Вопрос 3. Принципы эффективного контроля - student2.ru

Рис. 50. Поведенческие аспекты контроля

Излишне частый, необоснованно строгий контроль может стать причиной такого поведения сотрудников, когда они будут либо основное внимание уделять только тем видам работы, которые строго контролируются менеджерами, «забывая» о других, либо «изображать» активную и продуктивную работу в то время, когда их контролирует руководитель, не заботясь о качестве и эффективности.

С другой стороны, вряд ли можно назвать эффективной систему контроля в организации, менеджмент которой руководствуется принципом, выраженным следующим афоризмом: «Доверие к подчиненным начинается там, где заканчиваются возможности следящего оборудования».

Баланс контрольных процедур является немаловажной проблемой менеджмента. Эффективным можно назвать лишь такой контроль, который представляет собой золотую середину между тотальным контролем и полной бесконтрольностью.

Бесконтрольность часто порождает апатию и даже, как ни странно, жалобы и недовольство со стороны подчиненных. Такая реакция людей легко объясняется психологически. Большинство сотрудников полагает, что если их работа не контролируется, то это значит, что: в компании нет критериев качества их работы, а руководство расценивает их деятельность как неважную и второстепенную. Кроме того, у сотрудников появляется ощущение, что они и сами не знают, качественно ли они выполняю свою работу.

Другой крайностью неэффективного управления является тотальный контроль. Склонность к тотальному контролю – весьма распространенная среди менеджеров болезнь [7].

Если вы хотите, чтобы все свои силы ваши сотрудники

направляли на то, чтобы скрыть свои ошибки, а не на то,

чтобы их исправить, используйте тотальный контроль.

Вересов Н.Н.

К основным рекомендациям по организации эффективного контроля можно отнести следующее:

1. Сотрудники должны знать и разделять цели и ценности компании. Причины и характер системы контроля должны быть понятны исполнителям.

2. Менеджмент должен устанавливать адекватные, понятные работникам, стандарты и нормы. Для чего должно быть организовано двухстороннее общение «работник – менеджер».

3. Руководство должно отказываться от чрезмерно сложного и частого контроля. Сложность механизмов контроля должна соответствовать сложности управляемого объекта – организации. Частота контрольных замеров должна соответствовать динамике контролируемых процессов и уровню информационной неопределенности. Чем чаще происходят изменения и чем неопределеннее информация об условиях протекания процессов, тем чаще и точнее должны осуществляться контрольные процедуры. Рис. 51 показывает, что неправильный выбор периодичности контроля может привести к ошибочным выводам о характере контролируемого процесса.

Вопрос 3. Принципы эффективного контроля - student2.ru

Рис. 51. Ошибки контроля

4. В организации должен соблюдаться принцип справедливого вознаграждения лучших сотрудников по результатам контроля, а также принцип обязательных последующих мер по отношению к лицам, допустившим существенные нарушения. Для чего менеджмент должен иметь четкие представления не только о стандартах и номах, но и о масштабах допустимых отклонений для каждого контролируемого процесса, параметра и т.п.

Контроль – это взаимодействие между людьми, один из которых

(подчиненный) имеет право на ошибку, а другой (руководитель) – нет.

Не «поймать», «схватить», «уличить», а выяснить и помочь – в этом

психологическая суть и смысл контроля как управленческого действия.

Вересов Н.Н.

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой контроль, как функция менеджмента?

2. Что такое масштаб допустимых отклонений?

3. Что представляет собой предварительный контроль? Зачем он осуществляется?

4. Перечислите принципы эффективного контроля.

Практические задания:

Задание 1.Представьте себе, что вы – генеральный директор крупного предприятия, производящего продукты питания. Контроль каких процессов вы будете осуществлять с помощью ваших менеджеров? Составьте и заполните таблицу (см. пример оформления).

Пример оформления

Сфера Содержание контрольных мероприятий Комментарии
Персонал    
Производство    
Продажи    
Другое _____    

Задание 2.Представьте, что вы управляете отделом, отвечающим за сбор информации о мнениях клиентов о продукции вашей компании (рекламаций, предложений и т.п.). В вашем подчинении – семь человек. Сформируйте свою систему допусков на отклонения работы отдела от установленных норм. Заполните таблицу (см. пример оформления).

Пример оформления

Контролируемый процесс Допустимое отклонение от нормы Ваши действия в случае превышения допустимых отклонений
Распорядок рабочего дня – прибытие сотрудников на работу. Опоздание: __________ мин.   Однократно:  
Повторно:
Сроки выполнения сотрудниками индивидуальных заданий. Затягивание сдачи отчетов: ___________ дней Однократно:  
Повторно:
Точность оценки мнений клиентов. Ошибка оценки количества недовольных клиентов (по итогам анализа за один месяц): ____________ %   Однократно:  
Повторно:
Сроки выполнения отделом отчетов о работе за квартал (три месяца) и отправка их руководству компании. Подумайте, кто (что) в этом случае будет являться объектом контроля?     Затягивание сдачи отчетов: ___________ дней   Однократно:  
Повторно:

Наши рекомендации