Цели организации и их классификация
Лекция 4: Цели и функции управления
План лекции:
1. Миссия организации
2. Цели организации и их классификация;
3. Управление по целям;
4. Функции управления.
Миссия организации
Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью.
Дословномиссияозначает «ответственное задание, роль».
Роль миссии организации состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает организацию извне.
В широком понимании миссия – это философия и предназначение, смысл существования организации.
В узком понимании миссия – это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Далее речь пойдет о миссии в узком понимании.
Цели формулирования миссии.
Для чего же все-таки формулируется миссия, что она непосредственно дает для деятельности организации.
Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация.
Во-вторых, миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа. В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:
• является базой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы функционирования организации;
• дает общий подход к распределению ресурсов организации и создает базу для оценки и использования;
• расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования. Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации и отношение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вовне ее.
Миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:
• история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировался ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;
• существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
• состояние среды обитания организации;
• ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
• отличительные особенности, которыми обладает организация.
Подходы к содержанию миссии:
– акцент на интересах, ожиданиях и ценностях потребителей, ориентированных на перспективу (пример – формулировка миссии компании «Форд» предоставление людям дешевого транспорта);
– акцент на качестве – понятии, которое раскрывается с разных сторон, давая представления о компании, ее продукции, стиле руководства и менеджмента, характере работы.
В сопровождающей миссию ее расшифровке должны быть отражены:
• целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач нацелена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;
• сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;
• философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;
• возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются ноу-хау и передовая техника.
Наряду с вышеперечисленными характеристиками организации при формировании миссии важным является отражение в содержании и форме изложения миссии имиджа, которым обладает организация.
Цели организации и их классификация
Цели— это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Значимость целей для организации невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношений, на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.
В зависимости от периода времени, требуемого для их достижения, цели делятся на долгосрочные (достижение которых предполагается к концу производственного цикла) и краткосрочные (характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация (кто, что и когда должен выполнять)).Иногда, если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными.
Особенности целей:
– Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности;
– Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов;
– Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез;
– Чем наиболее отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.
Существует четыре сферы (направления), в которых организации устанавливают свои цели:
1. В сфере доходов:
• прибыльность, отражаемая в показателях типа величины прибыли, рентабельности, дохода на акцию и т.п.;
• положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, доля рынка относительно конкурента, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.;
• производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, в отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции, достижение наивысшей производительности труда, повышение эффективности;
• финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала, сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование;
• мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера используемых мощностей, количества единиц техники и т.п.;
• разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки выведения нового продукта на рынок, качество продукта, выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара;
2. В сфере работы с клиентами:
• работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т.п.
3. В сфере работы с сотрудниками:
• изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений, определение критических областей управленческого воздействия;
• человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество пропусков работы, текучесть кадров, повышение квалификации работников, обеспечение условий необходимых для развития творческого потенциала работников, повышение уровня заинтересованности и удовлетворенности рабочих;
4. В сфере социальной ответственности:
• оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т.п.
5. В сфере инноваций:
• приоритетным является завоевание передовых позиций по производству новых видов продукции;
В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей,представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Специфика иерархического построения целей в организации обусловлена тем, что:
• цели болеевысокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения;
• цели болеенизкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.
Требования к целям:
· цели должны быть достижимыми.Конечно, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников.
· цели должны быть гибкими.Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении.
· цели должны быть измеримыми,т.е.цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, либо же можно было бы каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута.
· цели должны быть конкретными,обладающими необходимыми характеристиками для того, чтобы можно было однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться движение организации.
· цели должны быть совместимыми.Совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели — долгосрочным. Но иерархическая совместимость — не единственное направление установления совместимости целей.
· цели должны быть приемлемымидля основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. (Виханский О.С. Стратегический менеджмент)