Сущность, объект и предмет теории менеджмента
Эффективность управленческой деятельности менеджеров в значительной мере определяется теоретической подготовкой, в том числе знанием теории менеджмента. Она вооружает специалистов знанием организационных законов, принципов и правил, необходимых им при принятии управленческих решений.
Для более полного раскрытия сущности понятия «теория менеджмента» вначале необходимо рассмотреть такие понятия, как «теория» и «теория управления».
В самом общем виде теория– это:
• система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности развития природы, общества, мышления;
• совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-нибудь науки, а также совокупность правил в области какого-либо мастерства;
• сложившееся у кого-нибудь мнение, суждение, взгляд на что-нибудь.
Сущность понятия «теория управления» раскрывается в следующих определениях.
Цель теории управления –формирование целостного представления о взаимодействии сложных систем разной природы (технических, социальных, экономических и т.п.), внешних и внутренних связей, об отношениях, складывающихся между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.
Как уже отмечалось ранее, понятие «управление» значительно шире, чем понятие «менеджмент», но применительно к организации их можно рассматривать как синонимы. Поэтому и «теория управления» как наука в самом общем виде значительно шире «теории менеджмента». Однако применительно к организации можно утверждать, что понятие «теория менеджмента» идентично понятию «теория управления организацией».
На основе вышеизложенного можно сформулировать следующие определения понятия «теория менеджмента».
Теория менеджмента использует знания других наук, которые можно представить как:
• управленческие аспекты таких наук, как социология, психология, математика и др.;
• конкретные науки об отдельных сторонах управления;
• теория искусства управления.
В последние годы в менеджменте широко используются социология и психология управления, социология организации и др.
Если специальные науки изучают отдельные этапы процесса управления: планирования, организации, управления персоналом, маркетинг и т.п., то теория менеджмента изучает управление как целостное явление (систему и процесс).
Теория искусства управления опирается не только на универсальные принципы и закономерности, на общие правила управления.
Она в большей мере базируется на прошлом опыте и эмпирических обобщениях, на интуиции, на таланте управленцев.
Любая теория имеет свой объект и предмет исследования. Объектом изучения обычно считают то, на что направлена познавательная деятельность, а предметом – исследуемые свойства этого объекта.
Предмету теории менеджмента можно дать следующее определение.
В предмет теории менеджмента включаются также категории, раскрывающие сущность управленческой деятельности.
Категории, используемые наукой, позволяют проникать в глубь экономических явлений и процессов. В экономической науке категория – это теоретическое (абстрактное) выражение основных сторон производственных отношений. Экономические категории позволяют обобщать массовые явления экономической жизни, познавать экономические законы.
Теория менеджмента использует как общие экономические категории, так и категории, присущие только ей. Все категории теории менеджмента можно разделить на три группы (рис. 1.3)
Рис. 1.3. Классификация категорий, используемых в теории менеджмента
В качестве инструмента теоретического исследования предмета теории менеджмента выступает научный метод.
Метод –это:
• способ освоения действительности, основанный на рациональном, доказательном, системном исследовании природы и общества;
• упорядоченная деятельность по достижению определенной цели;
• путь исследования.
Требования, предъявляемые к научному методу:
• строгость;
• однозначность;
• эффективность;
• простота (экономичность);
• способность приносить новые результаты.
Метод предписывает исследователю, какие и как применять средства, чтобы получить истинные знания об объекте и предмете исследования.
Теория менеджмента как составная часть экономической науки и как учебная дисциплина использует: 1) общенаучные; 2) социологические; 3) конкретно-предметные методы исследования.
1. К общенаучным методам относятся: системный анализ, моделирование, аналогии, индукции, дедукции, статистический и др.
Системный анализявляется важнейшим инструментом системного подхода. Он используется для изучения свойств и структуры организации, рассматривая ее как сложную систему.
Моделирование –особый метод изучения объектов (систем) и процессов. Модель –описание, изображение или схема какого-либо объекта, явления или процесса, отображающая их структуру и функционирование.
Существует множество вариантов создания моделей объектов.
Для теории менеджмента представляют интерес экономические и математические модели. Моделирование позволяет избежать ошибок и определить перспективные направления развития систем или процессов.
Метод аналогии– метод, использующий аналог (например, аналогом может быть выбрана лучшая организация, адекватно отражающая исследуемый объект или процесс).
Вывод о состоянии тех или иных явлений и процессов при таком методе делается на основе сходства, существующего в других признаках. Это вероятностный метод. Выводы и умозаключения по аналогии в той или иной степени вероятностны.
Индуктивный метод– метод экономических исследований, основанный на переходе от частных экономических фактов к общим выводам и положениям; это рассуждение от частного к общему, выведение общих принципов из частных правил.
Дедуктивный метод– умозаключение, в котором осуществляется переход от общих фактов и положений к единичным выводам и обобщениям; это рассуждение от общего к частному, выведение частных принципов из общих правил.
Статистический метод– важнейший количественный метод экономической науки, широко используемый в различных науках, в том числе в менеджменте.
Его значение раскрывается в том, что статистический метод:
• сближает экономическую теорию и эмпирию, требует сопоставления теоретических положений с реальным практическим функционированием организации;
• позволяет формализовать управленческую науку, перевести ее на язык цифр и формул;
• выступает как эффективный способ проверки экономических теорий и гипотез;
• позволяет моделировать и прогнозировать экономические явления и процессы.
2. Теория менеджмента использует также социологические методы исследования (наблюдение, анкетирование, интервью, метод экспертных оценок и др.).
Наблюдение(применительно к объекту управления) – целенаправленное, организованное и осмысленное восприятие процессов, протекающих в организациях в естественных условиях ее существования с целью получения первичной эмпирической информации в форме эмпирических фактов.
Анкетирование– способ получения информации путем прямого или косвенного взаимодействия исследователя с опрашиваемыми респондентами в форме регистрации ответов на вопросы.
Интервью– метод устного опроса, где исследование проходит в форме особой беседы исследователя с респондентом.
Метод экспертных оценок– вид опроса (устного или письменного), при котором исследователь получает информацию от специалистов высокой квалификации в данной области знания.
Социологические методы исследования являются весьма эффективными при исследовании организации, так как позволяют получать достоверную информацию о ее состоянии и протекающих в ней процессах.
3. Конкретно-предметные методы исследования, привязанные к конкретным наукам (психологии, математике и т.п.), включают в себя способы сбора, обработки и применения научной информации для решения управленческих задач.
Краткие выводы
1. Управление – это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды (общества, живой и неживой природы, техники). В то же время управление можно рассматривать как определенный тип взаимодействия между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления.
2. Субъект и объект управления в целях эффективного взаимодействия должны соответствовать друг другу, обладать относительной самостоятельностью, осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, быть заинтересованными в четком взаимодействии.
3. Термином «менеджмент» характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью, т.е. менеджмент – это управление в социально-экономических системах (организациях) в условиях рыночных отношений.
4. Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Основные признаки организации: люди, работающие в данной организации; цели, которые она желает достичь; управление.
5. Менеджмент не существует в отрыве от организации. Организация является объектом менеджмента, а менеджмент предназначен для сохранения ее целостности. Менеджер – это наемный профессиональный управляющий, это член трудового коллектива организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.
6. Теория менеджмента – наука, изучающая процессы и систему (механизм) управления организацией. Предметом изучения теории менеджмента являются отношения управления и закономерности, присущие менеджменту, рассматриваемому как целостное, комплексное, социальное явление.
7. К основным научным методам, используемым теорией менеджмента, относятся: системный анализ, моделирование, аналогии, индуктивный, дедуктивный, статистический, наблюдение, анкетирование, интервью и т.п.
Вопросы для самопроверки
1. Как вы охарактеризуете сущность и виды управления?
2. Каковы условия эффективного взаимодействия между субъектом и объектом управления?
3. В чем сущность предмета и продукта труда управленческой деятельности?
4. Каковы различия в понятиях «управление» и «менеджмент»?
5. Как вы понимаете сущность организации как системы и как процесса?
6. Согласны ли вы с утверждением, что менеджмент предназначен для сохранения целостности организации? Если да, то в чем это выражается?
7. Какие качества, присущие современному эффективному менеджеру, вы знаете?
8. В чем состоят различия между менеджером и предпринимателем?
9. Управление – это наука или искусство?