Расскажите, как устроена кинотехника.

Николай Иванович, хочу начать с вопроса о вашем детстве. Кем вы мечтали стать?

- Шофёром. У меня отец был шофёром, я с 8 лет ездил у него на коленях. Тогда была проблема поступить на шофера, поэтому по советам родственников пошёл на киномеханика.

- Почему решили стать именно киномехаником?

-Я родился в Шокше. Там работал киномеханик, которому я всё время помогал. Мне тогда 15 лет было. В кинотеатре была кинотехника с узкой плёнкой. Пока сеанс не начался, зрителей, которые уже пришли, развлекали различными мультфильмами и короткометражными фильмами. Вот их я и показывал. После окончания школы поехал в Архангельск на учёбу.

- Как родители отнеслись к выбору профессии?

-Они поддерживали меня в этом. Был вариант – работать в лесопункте: ездить в лес, рубить сучки. А тут хоть какая, но специальность.

- Что было после вашей учёбы?

-Проучился год и вернулся обратно в Вельск, проработал киномехаником в кинотеатре «Лес», а потом ушёл в армию. Служил в Амдерме. И даже там работал киномехаником. Полгода я служил, как и остальные, а потом киномехаником. Ещё и радиоузел был на мне.

- Сколько лет вы проработали киномехаником?

-Проработал пять лет. В 1983 году заочно окончил техникум в г. Советск, Калининградской области и стал работать в Вельске инженером в кинотеатре «Мир».

- Сложно ли было освоить профессию инженера?

-Нам давали меньше знаний, чем тем, кто учился очно. Поэтому иногда приходилось додумывать самим, читать инструкции, книги по кинотехнике, изучать электрические схемы.

В чём тогда отличие профессии киномеханика и инженера?

- Киномеханик только показывает фильмы и ремонтирует мелкие неисправности. А у инженера список обязанностей шире: составление расписания смен, отслеживание работы всей техники и её ремонт, помощь киномеханикам.

Николай Иванович, вы начали работать киномехаником. А свой первый рабочий день помните?

-Когда приехал с учёбы из Архангельска, меня отправили в Шупариху. Приехал маленький, щупленький. Поселили меня в общежитие. В первый день было, конечно, страшно. Киномеханик, которая работала там, показала мне, как и чем пользоваться. Привезли фильмы, так и начал свою работу.

- А можете описать обычный день киномеханика?

-Приходишь примерно за полчаса до сеанса, проверяешь аппаратуру, плёнку, заряжаешь её и ждёшь, когда зрители зайдут в зал. В зале есть звонок, в который звенит контролёр, оповещая о начале киносеанса. Нужно было провести две смены по три сеанса. Самое главное, чтобы люди не кричали «сапожник». По окончании рабочего дня, перематываешь плёнку, кладёшь её в специальные шкафы-термостаты, чтобы она не пересыхала, чистишь аппаратуру и уходишь домой.

Уже не раз слышал выражение «сапожник». Что оно обозначает?

- Раньше в кинотеатрах кидали сапогами в киномеханика, если плёнка обрывалась или были какие-то неисправности.

А что вы делали, когда находили какую-нибудь неисправность?

- Составлял акт о неисправности, отправлял её туда, откуда была получена плёнка. Производителю выписывали штраф.

Сколько весила одна бобина с плёнкой?

- Один рулон – 600 метров, что равнялось примерно 20 минутам фильма. По весу около пяти килограмм: 5-6 рулонов идёт весь фильм (около трёх километров плёнки). Используется два проектора. Пять раз по очереди менялись рулоны.

Расскажите, как устроена кинотехника.

- (смеётся) На пальцах я тебе показать не могу, но рассказать попытаюсь. Главная часть – головка для продвижения киноленты. Заряжаешь верхнюю бобину, через головку проходит плёнка, и фильм проецируется на экран, а чтобы был звук, есть специальный звуковой блок, он считывает с плёнки фонограмму, наподобие магнитофона, и воспроизводит звук. Для проекции на экран стоит ксеноновая лампа, которая даёт яркий свет.

-Я знаю, что у киномехаников есть свой монтажный стол. Для чего он?

-Он существует для проверки плёнки. Есть два диска, плёнка перематывается с одного на другой, проходя под линзой, проверяется на различного рода дефекты, потому что любые царапины видны на экране. По качеству плёнки определяется категория фильма: от 1 (отличное качество) до 4 (плохое качество, до показа не допускается).

- Расскажите об интересных случаях во время работы.

-Бывало, электричество отключалось, в это время зрителей успокаивали, что скоро сеанс продолжится. Иногда совсем распускали зрителей. В то время электричество было нестабильное, сейчас с ним всё хорошо. Бывало, обрывалась плёнка. Оборудование ломалось. Пока я был киномехаником, мне помогал инженер. А потом, когда сам был инженером, вызывали уже меня. Раньше телефонов не было, поэтому приходилось бежать до моего дома и сообщать мне о неисправностях.

Наши рекомендации