Теория лабораторной работы. Теоретические сведения

Теоретические сведения

В данной работе необходимо измерить температуру фазового перехода – температуру плавления олова, что позволит определить приращение энтропии.

Так как для обратимых процессов приращение энтропии dS = dQ/T , а изменение энтропии при переходе системы из состояния a в состояние b

Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru ,

то изменение энтропии при нагревании и плавлении олова определяется как сумма изменения энтропии при нагревании до температуры плавления и при плавлении олова:

Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru или

Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru , (10)

где dQ – бесконечно малое количество теплоты, передаваемой системе при температуре Т;

dQ1 и dQ2 – бесконечно малые количества теплоты, полученные оловом при нагревании и при плавлении;

Тк – начальная (комнатная) температура; Тп – температура плавления;

l = 59•10-3 Дж/кг – удельная теплота плавления;

с = 0,23•10-3 Дж/(кг•К) – удельная теплоемкость,

m = 0,20 кг – масса олова.

Измерения и обработка результатов

1. С разрешения преподавателя одновременно включить в сеть потенциометр и электрическую печь.

2. Включить тумблер "Диаграмма" на потенциометре. Одновременно включить секундомер.

3. Нагрев производить до температуры t = 250оС. Отмечать значения температуры через каждые 60 секунд. Результаты измерений заносить в журнал наблюдений.

4. В момент повышения температуры до 250оС отключить электрическую печь. Выключить тумблер "Диаграмма" и отключить потенциометр от сети.

5. Результаты измерений нанести на график в координатах "Температура, Т, К" и "Время, t, с".

6. Вычислить приращение энтропии при нагревании и плавлении олова по
формуле (10).

ПРИМЕЧАНИЕ: для остывания олова в установке требуется длительное время, поэтому правую часть графика строить по данным, снятым для левой части. По среднему значению найти температуру плавления олова.

Журнал наблюдений

Время, с
Температура, K                
Δs, Дж/кг  

График

 
  Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru

Контрольные вопросы

1. Что называется фазой вещества? Назовите известные современной науке фазы вещества.

2. Что называется фазовым переходом I рода? Приведите примеры таких фазовых переходов.

3. Приведите определения обратимых и необратимых термодинамических процессов. Существуют ли в реальности обратимые термодинамические процессы?

4. Что называется энтропией? Единица ее измерения? Физический смысл энтропии?

5. Объясните смысл утверждения: «энтропия является функцией состояния термодинамической системы».

6. Сформулируйте принцип возрастания энтропии.

7. Выведите формулу изменения энтропии при нагревании и плавлении олова.

8. Опишите устройство установки, используемой в работе.

Литература

1. Савельев И.В. Курс общей физики: В 3-х т. М.: Наука, 1982. Т.1.

2. Трофимова Т.И. Курс физики. М.: Высш. Школа, 1985.

3. Яворский Б.М., Детлаф А.А. Справочник по физике. М.: Наука, 1985.

Лабораторная работа № 26

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АБСОЛЮТНОЙ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ

ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА.

Выполнил студент _______________, группа ___________, дата _______.

Допуск ______________

Выполнение __________

Зачет ________________

Цель работы: Определение абсолютной и относительной влажности воздуха.

Приборы и материалы

№ п\п Наименование прибора Цена деления Предел измерения (хmax) Точность отсчета (Δхпр)
Гигрометр психрометрический ВИТ-1      
Психрометр аспирационный МВ-4В.      

Теоретические сведения

/1. Основные понятия и законы

Любое вещество при определенных условиях может находиться в различных агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. Переход из одного состояния в другое называется фазовым переходом. Испарение и конденсация являются примерами фазовых переходов.

Испарением называется фазовый переход из жидкого состояния в газообразное происходящий с поверхности жидкости. С точки зрения молекулярно-кинетической теории, испарение – это процесс, при котором с поверхности жидкости вылетают наиболее быстрые молекулы, кинетическая энергия которых превышает энергию их связи с остальными молекулами жидкости. Это приводит к уменьшению средней кинетической энергии оставшихся молекул, т. е. к охлаждению жидкости (если нет подвода энергии от окружающих тел).

Конденсация – это процесс, обратный процессу испарения. При конденсации молекулы пара возвращаются в жидкость.

Жидкость и ее пар могут находиться в состоянии динамического равновесия, когда число молекул, вылетающих из жидкости, равно числу молекул, возвращающихся в жидкость из пара, т.е. когда скорости процессов испарения и конденсации одинаковы. Такую систему называют двухфазной. Пар, находящийся в равновесии со своей жидкостью, называют насыщенным. Число молекул, вылетающих с единицы площади поверхности жидкости за одну секунду, зависит от температуры жидкости. Число молекул, возвращающихся из пара в жидкость, зависит от концентрации молекул пара и от средней скорости их теплового движения, которая определяется температурой пара. Отсюда следует, что для данного вещества концентрация молекул пара при равновесии жидкости и ее пара определяется их равновесной температурой и не зависит от объёма. Установление динамического равновесия между процессами испарения и конденсации при повышении температуры происходит при более высоких концентрациях молекул пара.

Для более детального выяснения условий, при которых возможны взаимные превращения газа и жидкости, недостаточно простых наблюдений за испарением жидкости. Нужно внимательно проследить за изменением давления реального газа в зависимости от его объема при различных температурах.

 
  Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru

Пусть в цилиндре под поршнем (рис. 1.) находится водяной пар. Будем его медленно сжимать, при этом мы совершаем над газом работу, вследствие чего внутренняя энергия газа должна увеличиваться. Если мы хотим провести процесс при постоянной температуре Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru , то нужно обеспечить хороший теплообмен между цилиндром и окружающей средой. Для этого можно поместить цилиндр в большой сосуд с жидкостью постоянной температуры (термостат) и сжимать газ настолько медленно, чтобы теплота успевала передаваться от газа к окружающим телам.

Проводя данный опыт, можно заметить, что вначале, когда объем достаточно велик ( Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru , см. рис. 1), давление водяного пара с уменьшением объема растет в соответствии с законом Бойля – Мариотта, а затем при дальнейшем увеличении давления наблюдаются небольшие отклонения от этого закона. Данная зависимость между давлением и объемом газа изображена графически на рис. 1 кривой АВ. При дальнейшем уменьшении объема, начиная со значения Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru , давление в цилиндре под поршнем перестает меняться. Если заглянуть при этом в цилиндр через специальное смотровое окно, то можно увидеть, что часть объема цилиндра занимает прозрачная жидкость. Это значит, что газ (пар) превратился в насыщенный пар, а часть его превратилась в жидкость, т. е. сконденсировалась. Продолжая сжимать содержимое цилиндра, мы заметим, что количество жидкости в цилиндре увеличивается, а пространство, занятое насыщенным паром, уменьшается. Давление, которое показывает манометр, остается постоянным до тех пор, пока все пространство под поршнем не окажется заполненным жидкостью. Этот процесс изображен на рис. 1 участком ВС графика. В дальнейшем при незначительном уменьшении объема, начиная со значения Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru , давление очень резко нарастает (участок CD графика; см. рис. 1). Это объясняется тем, что жидкости малосжимаемы. Так как рассмотренный процесс происходил при постоянной температуре Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru , график ABCD (см. рис. 1), изображающий зависимость давления газа Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru от объема Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru , называют изотермой реального газа. Участок АВ Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru соответствует ненасыщенному пару, участок ВС Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru – равновесному состоянию жидкости и ее насыщенного пара, а участок CD Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru – жидкому состоянию вещества.

 
  Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru

Если на основе опытных данных построить еще несколько изотерм, получится семейство изотерм реального газа (см. рис. 2). При этом обнаружится закономерность, общая для всех газов. Во-первых, чем выше температура, тем меньше объем, при котором начинается конденсация газа (пара). Объясняется это тем, что молекулы при более высокой температуре движутся быстрее, и необходима большая плотность газа для того, чтобы силы притяжения могли бы удержать молекулы около друг друга. Во-вторых, чем выше температура, тем больше объем, занимаемый жидкостью после того, как весь газ конденсируется. Ведь объем жидкости с увеличением температуры растет. Следовательно, длина прямолинейного горизонтального участка изотермы, соответствующего равновесию между жидкостью и насыщенным паром, с ростом температуры уменьшается.

При повышении температуры давление насыщенного пара и его плотность возрастают, а плотность жидкости уменьшается из-за теплового расширения. При температуре, равной критической температуре Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru для данного вещества, плотности пара и жидкости становятся одинаковыми. При Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru исчезают физические различия между жидкостью и ее насыщенным паром. Все реальные газы (кислород, азот, водород и т.д.) при определенных условиях способны превращаться в жидкость. Однако такое превращение , как видно из рис.2, может происходить только при температурах ниже критической температуры Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru .

Например, для воды критическая температура равна 647,3 К, для азота 126 К, для кислорода 154,3 К. При комнатной температуре (≈ 300 К) вода может находиться и в жидком, и в газообразном состояниях, а азот и кислород существуют только в виде газов.

Давление насыщенного пара возрастает с увеличением температуры. Так как давление насыщенного пара не зависит от объема, то, следовательно, оно зависит только от температуры. Однако зависимость Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru , найденная экспериментально, не является пропорциональной, как у идеального газа при постоянном объеме (закон Шарля). С увеличением температуры давление насыщенного пара растет быстрее, чем давление идеального газа (рис. 3, участок кривой АВ).

Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru Это происходит потому, что в увеличении давления насыщенного пара, в отличие от идеального газа, большую роль играет рост концентрации молекул пара, а не повышение его температуры.

Давление насыщенного пара Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru данного вещества определяется уравнением Клапейрона – Клаузиуса:

Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru ,

где Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru – удельная теплота парообразования, Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru , Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru удельные объёмы жидкости и пара соответственно. Уравнение Клапейрона – Клаузиуса, определяющее наклон кривой Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru равновесия двух фаз, справедливо для всех фазовых превращений, сопровождающихся выделением или поглощением тепла.

В атмосферном воздухе всегда присутствуют пары воды которые определяют влажность воздуха.

Влажность воздуха характеризуется следующими величинами: относительной влажностью Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru , абсолютной влажностью Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru , парциальным давлением водяного пара Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru , давлением насыщенного пара Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru , температурой точки росы.

Относительной влажностью воздуха Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru называется отношение Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru , выраженное в процентах:

Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru .

Абсолютная влажность Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru – количество водяного пара, выраженное в граммах, содержащееся в Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru воздуха.

Парциальное давление Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru (упругость) водяного пара это фактическое давление водяного пара, находящегося в воздухе, измеряют в миллиметрах ртутного столба (мм рт. ст.), миллибарах (мб) и гектопаскалях (гПа).

Давление насыщенного водяного пара Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru , или упругость насыщения – максимально возможное значение парциального давления при данной температуре; измеряют в тех же единицах, что и Теория лабораторной работы. Теоретические сведения - student2.ru .

Точкой росы называется температура, до которой при данном давлении должен охладиться воздух, чтобы плотность содержащегося в нём водяного пара стала равна плотности насыщенного пара. Точка росы определяется по таблице см приложение 3.

Наши рекомендации