Удаление воздуха из системы
Неисправности в работе холодильной установки
При работе холодильной установки возможны различные отклонения от нормального режима, возникающие вследствие нарушения герметичности фреоновой системы и отдельных ее частей, появления в системе воды или воздуха, засорения системы или отдельных деталей, повреждения приборов автоматики, несоблюдения правильного режима эксплуатации оборудования и других причин.
Опыт эксплуатации показывает, что наиболее частыми неисправностями в работе холодильной установки следует считать:
– неправильное регулирование работы холодильной установки, при котором не достигается установившийся заданный режим. Не соответствующее теплопритоку открытие терморегулирующего вентиля вызывает влажный или излишне сухой ход компрессора;
– неправильное заполнение системы фреоном (недостаточное количество фреона или переполнение им системы). Эта неисправность обнаруживается мановакуумметром по пониженному давлению в случае недостаточного заполнения системы фреоном и по повышенному давлению в случае переполнения системы фреоном. Недостаточное количество фреона в системе сразу сказывается на понижении холодопроизводительности установки.
Переполнение системы фреоном часто приводит к влажному ходу компрессора;
– присутствие в системе воздуха, что вызывает повышение давления в конденсаторе и большой перегрев парообразного фреона; его обнаруживают по сильным и резким колебаниям стрелки мановакуумметра на нагнетательной стороне;
– засорение терморегулирующего вентиля, что приводит к повышению давления и сильному перегреву пара. При открытии терморегулирующего вентиля температура кипения фреона не повышается;
– неисправности отдельных частей компрессора — неплотности поршня, дефекты клапанов, износ подшипников, неудовлетворительная смазка трущихся частей компрессора.
Только опытный механик может быстро установить действительную причину неисправности холодильной установки, так как одни и те же признаки могут быть следствием различных причин. Например, повышенное давление является следствием переполнения системы холодильным. агентом, наличием в ней воздуха или засорения терморегулирующего вентиля.
Удаление воздуха из системы
Во время эксплуатации в систему холодильной установки попадает наружный воздух, проникающий через неплотности в соединениях, а также через сальники компрессора и запорной арматуры. Он может также попасть в установку при добавлении фреона и масла.
Некоторое количество воздуха остается в системе после монтажа и ремонта оборудования, несмотря на тщательное вакуумирование.
При нормальной эксплуатации на стороне высокого давления всегда имеется некоторый запас жидкого фреона, образующего гидравлический затвор, поэтому попадающий в систему воздух накапливается в основном в конденсаторе.
Давление в конденсаторе равно сумме парциальных давлений фреона и воздуха.
В связи с этим по мере накапливания воздуха, общее давление в конденсаторе повышается, что приводит к уменьшению холодопроизводительности установки.
В процессе эксплуатации необходимо поэтому следить за герметичностью системы и своевременно удалять из нее воздух.
Признаком наличия воздуха в системе является превышение давления фреона по показаниям мановакуумметров по сравнению с давлением насыщения для фреона-12 при соответствующей температуре. Проверка производится при неработающем компрессоре не менее чем через час после остановки компрессора, лучше после длительной стоянки компрессора, когда температура аппаратов сравнивается с температурой окружающего воздуха.
Если температура, отсчитанная по шкале мановакууммет-ра, показывающего давление нагнетания, будет заметно выше окружающей температуры,— это указывает на наличие воздуха в системе.
Выпуск воздуха из системы производится из точки, наиболее удаленной от места входа фреона в конденсатор через пробку на верхнем коллекторе конденсатора до достижения разности давления 0,1—0,2 кг/см2.
Лучшим способом определения присутствия воздуха является пробный выпуск его из системы.
Для выпуска воздуха из системы необходимо понизить давление паров фреона в воздухоохладителе до нуля. Для этого закрывается жидкостной вентиль между ресивером и теплообменником. Затем включается компрессор и закрывается нагнетательный вентиль. После одно-двухчасовой стоянки компрессора, заметив давление по мановакуумметру, медленно отвертывают на один-два оборота воздухоспускную пробку на верхнем коллекторе конденсатора и в течение двух-трех минут выпускают воздух из системы и вновь завинчивают пробку. Если давление снизилось, то выпуск воздуха повторяют еще один-два раза. Если снижения давления нет, то воздух в системе отсутствует.
Необходимо учитывать, что при слишком интенсивном выпуске воздуха может произойти снижение температуры жидкого фреона с временным падением Давления. Поэтому не следует отвертывать пробку больше чем на один-два оборота и надо выдержать время, необходимое для восстановления давления после затяжки пробки, иначе вместе с воздухом можно выпустить много фреона.
После выпуска воздуха из системы добавляют необходимое количество фреона.