Естественные характеристики двигателя с независимым возбуждением

Естественной схемой включения двигателя, в которой может быть обеспечен номинальный режим работы, является схема в которой отсутствуют в цепи якоря добавочные сопротивления, при номинальных значениях напряжения Uя=Uн и магнитного потока Ф=Фн. Электромеханическая и механическая статические характеристики двигателя, полученные в такой схеме включения, называются естественными характеристиками:

(2.12)
Естественные характеристики двигателя с независимым возбуждением - student2.ru ;

(2.13)
Естественные характеристики двигателя с независимым возбуждением - student2.ru ;

где w - скорость идеального холостого хода на естественной характеристике;

bе - модуль статической жесткости естественной механической характеристики.

Естественная механическая характеристика (рис. 2.3а) дает основные представления об электромеханических свойствах двигателя и о его технических возможностях. Основным показателем естественной характеристики является ее модуль статической жесткости bе. Чем выше bе, тем меньше изменяется скорость двигателя при изменении его нагрузки, и наоборот, чем меньше bе, тем более значительными будут изменения скорости при колебаниях нагрузки двигателя.

Естественные характеристики двигателя с независимым возбуждением - student2.ru

Зачастую более удобной оценкой стабильности рабочей скорости двигателя (жесткости его механической характеристики) является статизм механической характеристики, количественной оценкой которого служит изменение (перепад) скорости Dwн при изменении нагрузки от M=0 до M=Mн:

(2.14)
Естественные характеристики двигателя с независимым возбуждением - student2.ru ,

где Iн, Mн - номинальные ток и момент двигателя.

Из (2.14) видно, что статизм механической характеристики обратно пропорционален модулю ее жесткости и прямо пропорционален величине сопротивления якорной цепи двигателя.

Активное сопротивление якорной цепи двигателя RяS - величина достаточно малая, и поэтому ток короткого замыкания на естественной характеристике у двигателей средней и большой мощности (>10 кВт) в 10¸20 раз больше номинального (при мощностях 0.5¸10 кВт - в 5¸10 раз). Эти значения токов короткого замыкания гораздо больше допустимого по условиям коммутации тока якоря Iя.доп. Перегрузочная же способность двигателей с независимым возбуждением нормального исполнения лежит в пределах Естественные характеристики двигателя с независимым возбуждением - student2.ru . Эта перегрузочная способность для компенсированных двигателей совпадает с перегрузочной способностью по току.

Благодаря тому, что RяS мало, статизм естественных характеристик двигателей большей и средней мощности составляет (3¸10)% от скорости холостого хода и уменьшается с увеличением мощности. Модуль статической жесткости при этом возрастает. Двигатели небольшой мощности имеют статизм более 10%.

Итак, двигатели с независимым возбуждением с компенсационной обмоткой имеют механические характеристики в виде прямой линии. Однако все двигатели малой мощности и значительная часть двигателей средней мощности не имеют компенсационной обмотки, и поэтому форма их механических характеристик отклоняется от показанной на рис. 2.3а из-за действия продольной составляющей поперечной реакции якоря. Эта составляющая с увеличением тока якоря уменьшает поток возбуждения в нелинейной зависимости.

При малых значениях тока якоря и соответственно момента действие реакции якоря практически не проявляется, и магнитный поток остается примерно постоянным. Соответственно жесткость характеристики остается примерно постоянной. При дальнейшем увеличении тока поток возбуждения заметно снижается, что вызывает отклонение характеристик от линейных в сторону больших скоростей. Уже в номинальном режиме (Iя=Iн) реакция якоря заметно снижает поток двигателя, вследствие чего номинальный перепад скорости меньше, чем у компенсированного двигателя того же типа (см. характеристику 2 на рис. 2.3б).

В области перегрузок (Iя>Iн) размагничивающее действие реакции якоря возрастает и из-за неоднозначного действия уменьшающегося магнитного потока на скорость двигателя в механической характеристике может появиться участок с положительной жесткостью Естественные характеристики двигателя с независимым возбуждением - student2.ru . При дальнейшем увеличении тока и момента двигателя жесткость характеристик снова становится отрицательной, что подтверждается величинами тока и момента короткого замыкания:

(2.15)
Естественные характеристики двигателя с независимым возбуждением - student2.ru ; Естественные характеристики двигателя с независимым возбуждением - student2.ru ,

где индекс «нк» относится к некомпенсированному, а индекс «к» - к компенсированному двигателю.

Проведенный анализ позволяет представить форму естественной механической характеристики некомпенсированного двигателя (кривая 2 на рис. 2.3б) в сравнении с прямолинейной характеристикой 1 компенсированного двигателя. Отсутствие компенсации реакции якоря нарушает пропорциональность между током и моментом, уменьшает перегрузочную способность двигателя из-за уменьшения потока, а также может привести к неустойчивой работе двигателя на участках с bе=0 и bе<0. Кроме того, изменение магнитного потока из-за реакции якоря неблагоприятно сказывается на динамических свойствах двигателя.

Для устранения этих недостатков в некомпенсированных двигателях мощностью до 100 кВт применяют так называемые стабилизирующие обмотки, размещаемые на главных полосах машины. Эти обмотки являются, по сути, маломощными обмотками последовательного возбуждения, включенными с обмоткой якоря и создающими небольшую положительную МДС, компенсирующую действие реакции якоря. Такие двигатели не могут работать в реверсивных приводах, так как при обратном направлении тока якоря эта обмотка будет лишь усиливать влияние реакции якоря.

Проведенный анализ естественных характеристик двигателя с независимым возбуждением подтверждает целесообразность его использования в разомкнутых системах электропривода тогда, когда требуется стабильная мало изменяющаяся скорость механизма с изменяющейся в широком диапазоне нагрузкой.

В замкнутых системах электропривода возможность простыми способами формировать требующиеся для механизма характеристики определили его широкое применение в современных электроприводах по системе тиристорный (транзисторный) преобразователь - двигатель.

Наши рекомендации