Ормирование продолжительности уроков и внеклассной работы.
Умственные занятия дошкольников должны продолжаться не более 15—20 мин. Общая учебная нагрузка, включая домашние задания, не должна превышать для детей 7 лет — 5—5,5 ч, 10 лет — 6—6,5 ч а с 13—14 лет — 7—8 ч.
Письменная работа детей 7 лет продолжается не больше 5 мин, 8—10 лет— 10 мин, 10—12 лет—15 мин, подростков 12—15 лет — 20 мин и юношей и девушек 15—18 лет — 25—30 мин.
Нормы ежедневного пребывания на свежем воздухе: в 7 лет — не меньше 4 ч, 8—9 лет — 3,5 ч, 10—12 лет — 3 ч и 13—18 лет — 2 ч.
Динамический стереотип — учебные занятия по твердому расписанию, определенный, систематически повторяющийся режим дня, трудовые и физкультурные занятия в определенные часы облегчают деятельность нервной системы и повышают умственную работоспособность.
2.Переключение с умственной работы на физическую — физические упражнения, игры, спортивные занятия. Активный отдых по механизму отрицательной индукции быстрее восстанавливает работоспособность утомленных нервных центров, чем пассивный. Игры на переменах и дозированные физические упражнения, проводимые на общеобразовательных уроках во второй половине учебного дня в течение 3 мин, на фоне развившегося умственного утомления больше восстанавливают умственную работоспособность школьников, чем пассивный отдых той же продолжительности. У младших школьников они больше уменьшают умственное утомление, чем у старших школьников.
Однако преимущество активного отдыха над пассивным обнаруживается не у всех взрослых и не у всех детей.
В период полового созревания, характеризующегося неустойчивостью функций нервной системы, у некоторых детей пассивный отдых после умственной работы восстанавливает работоспособность быстрее.
3.Положительные эмоции задерживают наступление умственного утомления и повышают умственную работоспособность. При положительных эмоциях возбуждаются лобные доли больших полушарий, в которых расположены вегетативные центры, и подкорковые вегетативные центры. Эти центры осуществляют трофические влияния на нервную систему, рецепторы и скелетные мышцы, увеличивающие их работоспособность, а также изменяют функции внутренних органов (кровообращение, дыхание и др.), что повышает работоспособность всего организма.
При положительных эмоциях главная роль в повышении работоспособности принадлежит симпатической нервной системе, а также возбуждающим ее гормонам — адреналину, тироксину и др. В восстановлении работоспособности активно участвует и парасимпатическая нервная система.
Дети по сравнению со взрослыми отличаются повышенной эмоциональностью. В покое функциональное состояние вегетативной нервной системы у дошкольников и младших школьников примерно одинаковое.
4.Исключительное значение для гигиены умственного труда имеют сознательное к нему отношение, понимание его важности, заинтересованность в нем. С возрастом увеличивается продолжительность активного внимания. Средняя его продолжительность у здоровых детей равняется (мин): в 5—7 лет — .15; 7—10 лет — 20; 10—12 лет — 25; 12—15 лет — 30. В начале урока в течение первых 5—10 мин оно недостаточно.
Наступлению умственного утомления способствуют нарушения здоровья, гигиенических условий в помещении (недостаточное освещение, вентиляция и т. п.), гигиены преподавания.
Умственное утомление быстрее наступает при чрезмерном умственном напряжении, несоответствующей возрасту увеличенной его продолжительности, однообразии умственной деятельности во время урока, при механическом заучивании, отсутствии активных методов преподавания (например, практических лабораторных работ) и его наглядности. Признаками умственного утомления у детей являются двигательное беспокойство, а затем вялость и сонливость.
Потребление алкоголя и курение вызывают необратимые нарушения функций нервной системы. Умственная работоспособность может быть восстановлена рефлекторно, раздражением внешних рецепторов. Например, у детей 12—15 лет, обучающихся в школе-интернате, раздражение кожи лица холодом рефлекторно снимало умственное утомление, наступившее после 5—6 ч учебной работы в классе и создавало чувство бодрости и свежести.
Для всестороннего полного развития и нормального функционирования нервная система детей и их организм в целом нуждаются в умеренных умственных и физических упражнениях. Нормальные гигиенические условия в школе и семье, отсутствие отрицательных эмоций, рациональные режим дня и питание, достаточный сон, осмысленный интересный умственный и физический труд и не чрезмерные физические упражнения, соответствующие возрасту, способствуют умственному и физическому развитию детей и не вызывают утомления и усталости.