Указания для проведения высшего пилотажа

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Планера Л-13

Указания для проведения высшего пилотажа - student2.ru

Указания для проведения высшего пилотажа - student2.ru

5-ое издание - 1969 г.

ЛЕТ, национальное предприятие, г. Куновице, ЧССР

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ. 4

1. ПОДГОТОВКА К ВЗЛЕТУ. 4

2. Взлет на буксире. 7

3. Взлет ОТ лебедкИ. 7

4. Буксир. 7

5. Свободный полет. 7

6. Сваливание и штопоры.. 7

7. Скольжение. 9

8. Высший пилотаж.. 9

9. Посадка. 13

10. Применение тормозных щитков. 13

11. Ограничения. 14

12. Полеты по приборам.. 15

13. Вес, центровка и план нагрузки. 15

14. Аварийное покидание планера. 16

15. Инструкция по применению комбинированного горизонта ЛУН 1202. 17

16. Водяной балласт. 17

Диаграмма 1. 18

Диаграмма 2. 18

ПРЕДИСЛОВИЕ

Это руководство содержит инструкции для летного состава, который будет применять планер Л-13 для начального обучения и высшего пилотажа. При составлении этого руководства принималось во внимание то, что летный состав применяющий планер Л-13 ознакомлен в основном с теорией полета и потому в это руководство включены такие инструкции, содержание которых отвечает особенностям планера Л-13, которыми он отличается от других типов планеров, а также опыту, приобретенному во время эксплуатации планера Л-13.

Подробности, касающиеся конструкции планера, приведены в Техническом руководстве по планеру Л-13 Бланик. Дополнения или изменения в тексте этого руководства, которые бы оказали влияние на обслуживание планера во время полета, будут сообщены заказчику посредством бюллетеней.

Заказчик должен после получения бюллетеня, изменяющего текст этого руководства, сделать в тексте изменения, которые необходимо внести в перечень бюллетеней.

В текст настоящего издания внедрены следующие бюллетени и рекомендации: Л 13-006, Л 13-020, Л 13-084, Л 13-028.

ПОДГОТОВКА К ВЗЛЕТУ

а) Осмотр планера

Прежде чем сесть в планер, пилот должен проверить его общее состояние. Осмотр надо проводить последовательно, так чтобы ничего не пропустить. Осмотр рекомендуется проводить по маршруту указанному на рис. 1.

Указания для проведения высшего пилотажа - student2.ru

Указания для проведения высшего пилотажа - student2.ru

Рис. 1 Осмотр планера перед полетом

При осмотре надо проверить:

1. Не повреждены ли верхняя и нижняя обшивки и передняя кромка крыла.

2. Не повреждены ли законцовки крыла.

3. Фиксирование элерона в узлах подвески и легкость его хода.

4. Поверхность элерона - не повреждена ли полотняная обшивка и задняя кромка.

5. Открыть крышки на нижней стороне крыла и проверить контровку тяг управления в крыле.

6. Контровку подвесов верхнего и нижнего тормозных щитков и тяг управления тормозными щитками.

7. Контровку направляющих роликов закрылков.

8. Поверхность закрылка - не пробита ли обшивка или не повреж­дена ли задняя кромка.

9. Поверхность фюзеляжа - не повреждена ли обшивка.

10. Поверхность хвостового оперения - не повреждена ли обшивка.

11. Контровку руля высоты в узлах подвески и легкость его хода, целость обшивки.

12. Контровку руля направления в узлах подвески и легкость его хода, целость обшивки.

13. Крепление костыля.

14. Открыть крышку в задней части фюзеляжа и проверить контровку тросов управления.

15. Колесо шасси - не повреждено ли оно и правильно ли накачана шина.

16. Не поврежден ли или не засорен ли ПВД.

17. Состояние створки фонаря кабины - отсутствие повреждений и загрязнения стекла.

18. Внутренность кабины. Проконтролировать, не повреждены ли приборы и привязные ремни. Убрать незакрепленные предметы, которые не предназначены для полета.

б) Обязательные проверки

(Номера, которые приведены в тексте, соответствуют позициям на рис. 2, 3.)

Ножное (педальное) управление

Ножное (педальное) управление надо установить в такое положение, чтобы пилот при закрепленных привязных ремнях мог полностью дать левую и правую ноги для полного отклонения руля поворота.

В передней кабине пилота установка педалей производится посредством рукоятки (25), а в задней кабине пилота вытягивается фиксирующий штифт и производится установка педалей (2) в одно из трех положений.

Управление

Проверить свободу управления попеременным отклонением ручки управления (1) налево и направо, вперед и назад. Отклонения необходимо производить всегда до крайнего положения. Одинаковым способом контролируется свобода ножного управления (2). При контроле элеронов надо поднять крыло, лежащее на земле, чтобы не повредить элерона.

Контроль приборов

Высотомер надо установить при помощи кнопки управления (18) в нулевое положение или, при перелете, на высоту аэродрома над уровнем моря. Остальные приборы тоже надо проверить и у вариометров обратить внимание на то (12, 11), чтобы приборы не показывали подъем или снижение уже на земле. Указатель поворота проверяется кратковременным включением выключателя (20), расположенного на приборной доске. Одинаковую проверку необходимо сделать, если планер оснащен электрическим горизонтом. Инструкцию по обслуживанию электрического горизонта ЛУН 1202 см. в п.15.

Привязные ремни

Закрепить на себя.

Балансировка

Триммер надо установить посредством рычага (5) в нейтральное положение.

Щитки

Проверить свободу движения тормозных щитков (3) и закрылков (4).

Выключатель

Проверить работу выключателя буксирного троса (8).

Фонарь кабины

Закрыть и фиксировать.

Указания для проведения высшего пилотажа - student2.ru Рис. 2 Передняя кабина пилота (включая приборы по желанию Заказчика)

(1) Ручка управления,
(8) Педали ножного управления,
(3) Ручка управления тормозными щитками,
(4) Ручка управления закрылками,
(5) Ручка управления триммером руля высоты,
(6) Рычаг тормоза колеса,
(7) Рычаг управления шасси,
(8) Выключатель буксирного троса,
(9) Указатель скорости,
(10) Компас,
(11) Вариометр ± 5 м/сек,
(12) Вариометр ± 30 м/сек,
(13) Указатель поворота,
(14) Комбинированный горизонт,
(15) Кнопка установления символа самолета на горизонте,
(16) Тяга арретации горизонта,
(17) Высотомер,
(18) Кнопка установки барометрич. давления на высотомере,
(19) Кнопка включения горизонта,
(20) Включение указателя поворота,
(21) График девиации компаса,
(22) АЗС аккумулятора (на планерах начиная с 22 серии),
(23) Часы, (24) Вентиляция,
(25) Рукоятка установки педалей ножного управления,
(26) Таблица эксплуатационных ограничений (с 35-ой серии).

Примечание: Приборы, указанные в пунктах 14, 15, 16, 19, 22 и 23 поставляются только по желанию Заказчика.

Указания для проведения высшего пилотажа - student2.ru

Рис. 3 Задняя кабина пилота (включая приборы поставляемые по желанию Заказчика)

Пункты 1 - 21 соответствуют пунктам, приведенным на рис. 2.
Пункт 12 - вариометр ± 30 м/сек поставляется только по желанию Заказчика.

На правой стороне под приборной доской видна установка аптечки.

Взлет на буксире

Взлет на буксире можно проводить только за передний подвес. Взлет планера Л-13 ничем не отличается от взлёта остальных типов планеров. Уже в течение начального разбега эффективность рулей достаточная, так что легко можно воспрепятствовать любому изменению направления или наклона при помощи движения рулей. Если ручка управления триммером находится в положении между "нейтраль" и "тяжелый на нос", то является самым выгодным держать ручку управления в нейтральном положении, так что планер при достаточной скорости перейдет в горизонтальное положение, после чего необходимо слегка притягивать ручку управления до полного отрыва планера от земли. После достижения высоты в 1 м надо перевести планер в горизонтальный полет, пока буксирующий самолет не начнет набирать высоту.

Длину взлета можно сократить использованием закрылков, что является выгодным особенно при взлете в ухудшенных атмосферных условиях.

При взлете с боковым ветром необходимо наклонить крыло против ветра (величина наклона должна отвечать силе ветра) и планер оторвать от земли при большей скорости.

Взлет ОТ лебедкИ

Можно производить только за боковые подвесные штыри либо с отклоненными, либо с убранными закрылками (что зависит от силы ветра). Техника пилотирования одинаковая как и у других планеров, только скорость должна быть в пределах от 60 до 100 км/час.

При полетах по кругу шасси не надо убирать.

Буксир

а) Подъем

После достижения высоты 20 м необходимо убрать и зафиксировать шасси, медленным движением убрать закрылки и сбалансировать планер на скорость подъема. При наборе высоты с меньшей скоростью продольный наклон планера довольно большой, чем значительно ухудшается обзор из кабины. Поэтому рекомендуется при подъеме соблюдать скорость 90 км/час. Так как планер Л-13 является более чувствительным чем до сих пор используемые учебные планеры, необходимо чтобы пилот пользовался системой управления более "тонко" и воздерживался от грубых вмешательств в управление (техника пилотирования почти одинакова как у самолета с двигателем).

Принципы полета на буксире остаются одинаковые, как и у других типов планеров.

б) Горизонтальный полет

Можно проводить вплоть до скорости 140 км/час. Планер необходимо сбалансировать так, чтобы уменьшить силу действующую на органы управления и следовательно утомление пилота при продолжительном полете. Надо помнить, что при увеличении скорости повышается чувствительность управления.

в) Полет со снижением

Этот полет является самым выгодным, если буксирный самолет летит со скоростью 100 км/час при скорости снижения 2 м/сек.

Свободный полет

Развороты и виражи

Благодаря своей маневренности и управляемости планер имеет хорошую характеристику при виражах с креном до 60°. При меньшей скорости и меньшем радиусе поворота выгодно использовать закрылки.

Сваливание и штопоры

Важные мероприятия, которые надо выполнить перед сваливанием или штопором (числа в тексте соответствуют позициям нарис. 2, 3):

· Управление триммером (5) - в среднем положении;

· Тормозные щитки и закрылки (3, 4) - закрыты и зафиксированы;

· Кабина - закрыта и зафиксирована;

· Вентиляция (24) - закрыта;

· Ножное управление (25) - установлено так, чтобы пилот мог полностью выжать педаль;

· Привязные ремни - застегнуты и затянуты;

· Свободные предметы - убраны или прикреплены (фиксированы).

а) Сваливание

Медленным и плавным взятием на себя ручки управления произойдет перетяг планера. Прежде чем потеряется управляемость, наступит предупреждение (при скорости на 5 проц. большей чем скорость сваливания): вибрация ножного управления и передней части фюзеляжа. Во время сваливания планер опускается при одновременном небольшом продольном качании. При освобождении ручки управления планер тотчас выйдет из пикирования.

б) Штопор

В диапазоне рабочих центровок планер проводит установившийся крутой штопор без тенденции перейти в плоский штопор. В штопор планер приводится обычным способом, т.е. отклонением руля направления в соответствующую сторону при скорости около 60 км/час и притягиванием ручки управления на себя. Выход из штопора производится отклонением руля направления в другую сторону (руль полностью отклонить). После прекращения вращения установкой педалей в нейтраль и освобождением ручки управления планер выходит из пикирования обычным способом. Продольный наклон планера в штопоре составляет 60-70° и потеря высоты с одним пилотом 60 м/поворот, или 100 м, если в планере находятся два пилота. Продолжительность одного поворота составляет 3,5 сек.

Предупреждение: Погрешность системы ПВД.

В следствие несимметричного обтекания статических отверстий на боках фюзеляжа, при увеличении кривизны траекторий, увеличивается погрешность указателя скорости.

Указания для проведения высшего пилотажа - student2.ru

Рис. 4 Штопор

Скольжение

Техника пилотажа при проведении скольжения одинакова, как и у остальных типов планеров. Вследствие меньшей эффективности руля направления наклон планера составляет только 10 - 20°, так что скольжение, как средство для повышения скорости снижения, действительно только при одновременном использовании тормозных щитков и закрылков.

Постоянную скорость можно поддержать сохранением неизменного продольного наклона планера.

Указания для проведения высшего пилотажа - student2.ru

Рис. 5 Скольжение

Высший пилотаж

На планере Л-13 можно производить фигурные полеты, приведенные в следующей таблице.

Вследствие высокого аэродинамического качества планера и того, что планер очень легко "разгоняется", необходимо постоянно иметь в виду максимально допустимые пределы прочности.

Наиболее выгодные скорости по прибору для выполнения фигур высшего пилотажа:

Скорость по прибору км/час
с одним пилотом с двумя пилотами
Переворот через крыло (бочка) 150 не проводится
Мертвая петля 160 180
Поворот на горке 170 180
Переворот Иммельмана 180 - 190 190 - 200
Переворот 130 140
Перевернутый полет выше 130 не проводится

Примечание:
При выполнении высшего пилотажа с планером Л-13 с радиостанцией ЛС-4/1 ручной микрофон необходимо закрепить в чашке с помощью кожаного ремешка.

Указания для проведения высшего пилотажа

а) Мертвая петля

Движением ручки от себя надо повысить скорость планера до 160 км/час (180 км/час если экипаж состоит из двух человек). После этого необходимо медленно поднять нос планера так, чтобы перегрузка на пилота не была внезапной и чтобы она не достигла высокой величины. Когда планер находится в вертикальном положении, усилие на ручке управления небольшое, так как скорость планера тоже понизилась. Ручку управления продолжают тянуть на себя, пока на вершине мертвой петли ручка не находится в положении, соответствующем 60% ее хода. Также коэффициент перегрузки должен в верхней части понизиться. После достижения кульминационной точки, скорость начнет повышаться, причем для плавного вывода надо ручку подать от себя, чтобы петля была плавной.

В начале мертвой петли надо следить за тем, чтобы планер не имел кренов, и поддерживать это положение в течение проведения фигуры.

Указания для проведения высшего пилотажа - student2.ru

Рис. 6 Мертвая петля

б) Поворот на горке

Указания для проведения высшего пилотажа - student2.ru

Рис. 7 Поворот на горке

При этой фигуре начальная скорость составляет 170 км/час (180 км/час если экипаж состоит из двух пилотов). Нос планера надо поднять на 60 - 70° над горизонтом. После этого надо установить ручку управления в такое положение, чтобы дальнейший набор высоты был прямолинейным, но ни в коем случае криволинейным. Как только скорость планера понизится до 130 или 140 км/час, надо понемногу нажимать педаль ножного управления в направлении переворота. Одновременно с уменьшением силы на руле направления надо нажимать педаль ножного управления до полного отклонения. Этого отклонения достичь, когда планер находится в положении 45° - в направлении переворота. В этот момент необходимо отклонить элероны против направления переворота, потому что это способствует быстрому поворачиванию планера и препятствует его переходу в перевернутое положение.

После поворота планера носом вниз в противоположное набору направление можно установить элероны и ножное управление в нейтральное положение, чтобы привести планер в положение точно противоположного направления. Вывод планера надо проводить плавно, чтобы исключить внезапно приложение нагрузки.

в) Переворот Иммельмана

Начальная скорость для этой фигуры несколько больше, чем для мертвой петли, приблизительно, 180 - 190 км/час (если экипаж состоит из двух пилотов, то начальная скорость должна составлять 190 - 200 км/час). Также поднимание носа планера надо проводить быстрее чем при мертвой петле. При очень быстром поднятии носа планере значительно уменьшится скорость, требуемая для проведения фигуры.

После достижения кульминационной точки надо возвратить притянутую ручку управления так, чтобы планер перешел почти в невесомое состояние. Затем надо полностью отклонить элероны, чтобы планер возвратился в нормальное положение.

При крене планера на 90° надо полностью нажать верхнюю педаль, чтобы придержать нос планера на горизонте и воспрепятствовать поворачиванию планера. При уменьшении наклона, в последней фазе поворачивания рекомендуется воспрепятствовать этому при помощи движения ручки от себя.

Указания для проведения высшего пилотажа - student2.ru

Рис. 8 Переворот Иммельмана

г) Переворот

Скорость в начале этой фигуры должна быть 130 км/час (140 км/час при двух пилотах). Нос планера надо поднять на 25° выше горизонта. После этого ручка управления отклоняется вперед, чтобы планер продолжал прямолинейный полет, и отклоняются элероны.

При крене большем чем 45°, планер удерживается в немного поднятом положении при помощи отклонения верхней педали руля управления (до 25 - 30%).

При увеличении крена более чем на 90°, когда планер переходит в перевернутый полет, педали устанавливаются в нейтральное положение и ручка управления отжимается от себя на столько, сколько требуется для сохранения начального отклонение фюзеляжа.

Когда планер находится в перевернутом положении - на спине - элероны возвращаются в нейтральное положение, ручка управления берется на себя, так же, как это делается во второй фазе мертвой петли. Рекомендуется точно соблюдать начальные скорости, так как при больших начальных скоростях планер достигает при выводе из фигуры скорости, близкой к максимально допустимой.

Указания для проведения высшего пилотажа - student2.ru

Рис. 9 Переворот

д) Перевернутый полет

Перевернутый полет можно выполнять только с одним пилотом. Рекомендуем приводить планер в перевернутое положение через положение полупереворота, согласно инструкциям, приведенным при описании первой части переворота. При перевернутом полете рекомендуется поддерживать скорость 130 км/час. Пока пилот не приобрел достаточного опыта с планером, рекомендуется понизить скорость ниже 100 км/час, после чего можно брать ручку управления на себя как при перевороте.

Если планер выравнивается из этого положения через положение полупереворота, тогда необходимо повысить скорость на 140 - 150 км/час, поднять нос планера приблизительно на 25° выше горизонта, полностью отклонить элероны и, при крене 90°, нажать верхнюю педаль руля так, чтобы поддерживать прямолинейный полет.

В последней фазе - при уменьшении крена менее 90° планер имеет тенденцию поворачивать. Этому можно воспрепятствовать полным отклонением руля направления и особенно отклонением ручки управления от себя.

Указания для проведения высшего пилотажа - student2.ru

Рис. 10 Перевернутый полет

е) Переворот через крыло (бочка)

Переворот через крыло может проводиться только при одном пилоте. Эта фигура является более трудной, так что ее можно выполнить только после совершенного усвоения переворота Иммельмана, переворота и перевернутого полета. После достижения скорости равной 150 км/час необходимо поднять нос планера, приблизительно на 25° выше горизонта, возвратить ручку в первоначальное положение, чтобы установить прямолинейный полет. Затем при полном отклонении элеронов поворачивать планер в перевернутое положение. Если нос планера при прохождении крена 90° падает, надо нажать верхнюю педаль ножного управления. При правильном начале фигуры это не бывает больше чем 25 % отклонения. После того, когда планер приходит в перевернутое положение, ручку управления надо отклонить от себя так, чтобы не изменить положения оси фюзеляжа. Элероны постоянно полностью отклонены.

При переходе из перевернутого положения в нормальное надо больше нажать верхнюю педаль ножного управления, особенно в фазе крена с 90-45° и большим отклонением ручки управления от себя воспрепятствовать поворачиванию планера. При окончании переворота через крыло ось фюзеляжа находится обычно около 15° ниже горизонта.

Указания для проведения высшего пилотажа - student2.ru

Рис. 11 Переворот через крыло

Посадка

а) Скорости захода на посадку

Для посадки желательно пользоваться следующими скоростями захода на посадку:

снижение тормозные щитки закрылки скорость захода на посадку
нормальное не применяются выпущены 75 - 85 км/ч
применяются выпущены 80 - 95 км/ч
крутое применяются выпущены 95 - 110 км/ч

б) Посадка на аэродроме

Маневр для посадки проводится согласно обычным принципам.

По сравнению с другими учебными планерами является разницей то, что даже при полностью отклоненных закрылках угол снижения уменьшается. Вследствие аэродинамических качеств планера необходимо при выравнивании планера более тонко использовать руль высоты. При правильной посадке планер должен приземлиться одновременно на колесо и костыль. Надо избегать преждевременного выравнивания, чтобы планер не приземлился с большой высоты.

в) Посадка вне аэродрома

При посадке вне аэродрома на мягкую поверхность рекомендуется приземляться с убранным шасси. В этом случае необходимо перед следующим взлетом шасси выпустить на земле.

Наши рекомендации