Самое замечательное в фортепиано - это способность резонировать и динамический диапазон.

Деревянный корпус и стальная рама (изобретенная позднее, в XIX веке, рама у фортепиано Кристофори была деревянной) позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте.

Другое отличие фортепиано от его предшественников - это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно.

Когда фортепиано впервые заявило о себе, в Европе царила эпоха рококо (1725-1775) -- период, переходный от барокко к классицизму. В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. как нельзя более подходило для исполнения появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения Клементи и Моцарта.
Появление фортепиано также вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром - новый жанр, ставший весьма популярным в период классицизма. Долгое время клавесин был аккомпанирующим инструментом, очень редко выступая в роли солирующего. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов, таких, как скрипка и труба, и занять центральное место в концертных залах Европы.
Благодаря тому, что фортепиано теперь можно было услышать не только в дворцах знати, круг любителей фортепианной музыки начал расширяться. Все больше и больше людей были готовы платить за то, чтобы услышать того или иного солиста. Это вызывало потребность во все новых и новых произведениях для фортепиано, росло количество композиторов, получавших признание благодаря музыке для фортепиано.
На смену классицизму приходит эпоха романтизма, когда в музыке, да и в искусстве в целом, основную роль стало играть выражение эмоций. Это выразилось, в частности, в фортепианном творчестве Бетховена и Шумана, Листа, Шопена. И здесь выразительные возможности фортепиано оказались очень кстати. Произведения для фортепиано в четыре руки стали очень популярными в этот период, когда из фортепиано одновременно извлекали до двадцати звуков, порождая новые краски.
В период романтизма фортепиано было популярным инструментом домашнего музицирования. Любители музыки предпочитали именно фортепиано, потому что оно давало возможность исполнять одновременно и мелодию, и гармонию. Рост популярности фортепиано привел к появлению пианистов-виртуозов. Все же необходимо отметить, что, несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со сцены совсем. Его нежное звучание и сегодня можно услышать на концертах старинной музыки. Композиторы продолжают писать музыку для этого инструмента, клавесины производятся в достаточно больших количествах.
Очевидно, что появление фортепиано - казалось бы такое незначительное событие - стало поворотным моментом в истории искусства.

Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры. За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали фортепианную музыку, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта - будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач - у которого в доме не было бы пианино. Несмотря на его молодость, фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент, и надо полагать, что его славе еще очень далеко до заката…

Фортепьяно считается струнно-клавишным музыкальным инструментом, звук извлекается путем нажатия клавиш, а они в свою очередь приводят в движения молоточки которые ударяют по струнам. Прародителем фортепиано были клавесины и клавикорды. Большим недостатком этих музыкальных инструментов то, что звук при игре на них быстро затухал, также у этих музыкальных инструментов уровень громкости не изменяется из-за чего невозможно достигнуть динамику в музыке.

В фортепьяно этих недостатков нет. Механизмы фортепьяно таким каким мы его знаем сейчас изобрел еще в тысяча семьсот втором году итальянский мастер Кристофори. Назвал он свое изобретение gravicembalo col piano e forte отсюда и произошло название фортепьяно. В дальнейшем было много похожих систем. Позже была изобретена двойная механика, она позволяет извлекать звук повторным нажатием на клавишу, в дальнейшем были добавлены в конструкцию музыкального инструмента педали. Первыми производителями фортепиано были мастера Тишнер и Вирт в дводцатых годах девятнадцатого века.

Самое первое музыкальное произведение написанное специально для этого музыкального инструмента является соната Лодовико Джустини написанная в тысяча семьсот тридцать втором году.

Наши рекомендации