Расчет быстроходной ступени 2 страница
NFlim1,2=4 6
При нагрузке на передачу, изменяющейся по ступенчатой циклограмме
Nк =NFЕ
(2.7)
Примем YN1,2=1
2.3 Проектировочный расчет.
Выберем значение угла наклона зуба β. Для шевронных передач β=250…400, примем β=300.
Начальный диаметр шестерни найдем по формуле:
(2.8)
Кd - вспомогательный коэффициент,
Кd=675 (для косозубых и шевронных передач)
, т.к. Nc11>
5,354 > , то
Т1н= исходная расчетная нагрузка, Нм (2.9)
Т1н=
Ψвd=0,6 – параметр, определяющий рабочую ширину венца зубчатой передачи при известном начальном диаметре.
Кнβ=1,09 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий.
мм
Определим ширину зубчатого венца:
колеса = = (2.10)
= =22,146 мм
шестерни В1=В2+(5…10) (2.11)
В1= мм
Определяем ориентировочное значение модуля по формуле:
(2.12)
Т1F= Т1н=4,434 Нм
Кm=8150 – вспомогательный коэффициент для косозубых передач
КFβ=1,19 - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий.
Выбрана закалка ТВЧ => m 2,5, примим m=2,5
Определяем число зубьев шестерни по формуле:
=17 (2.13)
≥ =17 – условие не выполняется, примем число зубьев большее чем Z1min
Т.к. U=5, примем Z1=12
Z2=60
Найдем делительное межосевое расстояние по формуле:
(2.14)
=103,923 aw=105 мм
Определим угол наклона зуба
(2.15)
Основной угол наклона зуба
βв=arcsin(sinβ cos20) (2.16)
βв=arcsin(sin31,0027 cos20)=28,947=280
Делительный угол профиля в торцевом сечении
αt=arctg (2.17)
αt=arctg
Начальный диаметр
шестерни dW1=
колеса dW2= мм
т.к. уточнен начальный диаметр, уточним ширину зубчатого венца шестерни и колеса
В2=35 21 мм
В1=21+8=29 мм
Делительный диаметр
шестерни d1= , d1= мм
колеса d2= , d2= мм
Диаметр вершин зубьев
шестерни: da1=d1 + 2m=40 мм
колеса: da2=d2 + 2m=180 мм
Диаметр впадин зубьев
шестерни: df1=d1 - 2 m=28,75 мм
колеса: df2=d2 - 2 m =168,75 мм
Изобразим на рисунке 2 расположение диаметров колеса и шестерни.
Рис.2 Схема расположения диаметров шестерни и колеса.
Основной диаметр:
шестерни dв1=d1cosαt=32,215 мм
колеса dв2=d2cosαt=161,079 мм
Определим коэффициент торцевого перекрытия по формуле
(2.18)
коэффициент осевого перекрытия
Суммарный коэффициент перекрытия
εγ=εα+εβ
εγ= 1,303+0,87=2,173
Эквивалентное число зубьев:
шестерни Zυ1= колеса Zυ2=
шестерни Zυ1=
колеса Zυ2=
Окружная скорость
V= м/с
2.4 Проверочные расчеты.
Проверочный расчет на контактную выносливость:
ZЕ- коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес.
ZЕ=190
Zн- коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления
Zн= (2.21)
Zн=
Zε- коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий
Zε= =0,885 при
Ftн – окружная сила на делительном цилиндре, Н:
Ftн=
Kнv- коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении до зоны резонанса:
Kнv=1+ (2.22)
-удельная окружная динамическая сила, Н/м
=δн g0 V (2.23)
-предельное значение удельной окружной динамической силы
δн=0,02; g0=4,7; =240
=0,02 2,592
Kнv=1+ =1,0584
Kнβ- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузок по длине контактных линий
Kнβ=1+
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузок по длине контактных линий в начальный период работы передачи.
=1+Кк
Кк=0,14
=1+0,14
Кнw- коэффициент, учитывающий приработку зубьев
Кнw=1- (2.26)
Кнw=1-
Kнβ=1+
Kнα- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.
Для косозубых и шевронных передач
Kнα=1,02+0,005 =1,02+0,005
Kнα 1,033
Расчет на контактную прочность при действии максимальной нагрузки.
(2.27)
Т1 max- наибольший вращающий момент на валу, Нм
Кнv max – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении при нагрузке Т1 max :
Кнv max=1+ (2.28)
Кнv max=1+ =1,029
σнр max- допускаемое контактное напряжение при максимальной нагрузке, не вызывающее остаточных дефформаций или хрупкого разрушения поверхностного слоя.
σнр max=2,8σт = 2,8 =1820
Расчет зубьев на выносливость при изгибе.
σF1(2)=
FtF- окружная сила на делительном цилиндре, Н
FtF= FtF= Н
КFV- коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении до зоны резонанса
KFv=1+ (2.30)
-удельная окружная динамическая сила, Н/м
=δF g0 V (2.31)
-предельное значение удельной окружной динамической силы
δF=0,06; g0=4,7; =240
=0,06 2,592
КFβ- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий
КFβ= (2.32)
NF= =0,66 h=2m=5
КFβ= =1,013
КFα - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.
КFα= = =0,883,
где ст=7 - степень точности передачи.
YFs - - коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений.
YFs1(2)= 3,47+ +0,092 (2.33)
YFs1= 2,695
YFs2= 3,388
Yβ - - коэффициент, учитывающий наклон зуба
Yβ = 1- εβ (2.34)
Yβ = 1- 0,87
Yε - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев.
при Yε= 0,2+
σF1=
σF2=
Расчет на прочность при изгибе максимальной нагрузкой.
σFmax1(2)=σF1(2) (2.35)
σF1= МПа
σF2= МПа
FtF= Н
FtFmax= =337,828 Н
σFmax1=
σFmax2=
2.5 Расчет усилий зубчатого зацепления.
Окружное усилие
Ft1= Ft2 = =337,828, Н
Радиальное усилие
Fr1= Fr2 = Ft1
Осевое усилие
Fx1= Fx2 = Ft1
Расчет тихоходной ступени
3.1 Выбор материала.
Для колеса и шестерни примем Сталь 40Х в комбинации II (ТВЧ+У), твердость сердцевины HB=269…302, примем HB=290, поверхности HRC=45…50, примем HRC=47.
3.2 Предварительные расчеты.
Допускаемые контактные напряжения σнр определяем раздельно для шестерни и колеса по формуле:
(3.1)
, выбирается для шестерни и колеса в зависимости от способа термической обработки, средней твердости поверхности зубьев и стали (по таб. 3[8])
Шестерня: МПа
Колесо: МПа
Коэффициент запаса прочности для шестерни и колеса:
SH1=1,2
SH2=1,1
Nнlim – базовое число циклов напряжений, соответствующее пределу выносливости:
=30 (3.2)
Nк=Nкc1=60nLn1 – число циклов напряжений в соответствии с заданным сроком службы.
Ln1=5 - ресурс передачи, ч (3.3)
Ln1 =5 ч
Частота быстроходного вала из (таб.5) - n1=283, об/мин
Nк1 =Nкc1=60
Частота тихоходного вала из (таб.5) – n2=62,888, об/мин
Nк2=Nкc2=60
При нагрузке на передачу, изменяющейся по ступенчатой циклограмме (рис.1),
Nк=NНЕ
(3.4)
Nc11=0,003
Nc12=0,3
Nкc1> 0,9202 – коэффициент долговечности.
Nкc2> 0,946
ZR- коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей зубьев. Значение ZR, общее для шестерни и колеса, принимаем в зависимости от параметра шероховатости более грубой поверхности пары шестерня-колесо.
ZR1,2=0,95
ZV- коэффициент, учитывающий окружную скорость.
ZV1,2=1
МПа
МПа
МПа
Допускаемые напряжения изгиба зубьев определяют раздельно для шестерни и колеса по формуле:
(3.5)
установлен для отнулевого цикла напряжений и определяется в зависимости от способа термической или химико-термической обработки.
SF=1,7
YZ=1- коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса.
YА=1 – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки
YX=1- коэффициент, учитывающий диаметр зубчатого колеса, мм
YN – коэффициент долговечности
qF=6 (3.6)
NFlim - базовое число циклов напряжений,
NFlim1,2=4 6
При нагрузке на передачу, изменяющейся по ступенчатой циклограмме
Nк =NFЕ
(3.7)